Когда дикой природе дозволено все...

Вместо эпиграфа:

ПОМНИ ПРАОТЦЕВ — ЗАПОВЕДНОГО НЕ ТРОНЬ!

Словарь Владимира Даля.

**************************

Друзья!

Если строго следовать концепции заповедности выдающегося ученого- природолюба Феликса Робертовича Штильмарка, то туда (в российские заповедники) не надо пускать не только олигархов и чиновников, но даже- до минимума- и самих сотрудников охраняемых территорий.
…Вспоминаю начало 70-х годов прошлого века. Только что организовался, получил официальный статус Висимский государственный заповедник. На его территории- избы-зимовья, наглые браконьеры, якобы «штатные» сотрудники. Убивают лосей, коптят мясо животных. Раненные дробью глухари тяжело падают с вековых сосен на заповедную землю,истекая кровью.
Затем- строительство Сулемского водовода до города медеплавильщиков Кировграда: дорога и труба прошли по самой северной границе Висимского заповедника. (Все это потом было брошено!?).
Травля природолюбов А.Н.Пискунова, В.П.Назарова и других со стороны Кировградского ГК КПСС.
Запрещение критических публикаций в местной и областной прессе и пр.
Тяжелые времена ельцинской перестройки,когда всем инспекторам заповедника было «не до жиру- быть бы живу!».
И вот путинское время: выданы коллективу квадрациклы, фотоловушки и еще кое- что по мелочи.
Вроде…власти вспомнили об охране природы, о заповедности!?
Однако и туристах, о туробъектах не забыли. Застраиваются богачами национальные парки, заказники…

Звери, дичь- берегись!!!

«И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА, И ПОНЯТИЕ О ПОДЛИННОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ ОПИРАЮТСЯ НА ВЫСШИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, А НЕ ТОЛЬКО НА СУГУБО НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ОБ ЭТАЛОНАХ ПРИРОДЫ, СИСТЕМАХ ООПТ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ»,- писал Ф.Р.Штильмарк незадолго до своей смерти в 2005 году (сердце не выдержало).
Кто из больших и малых «царьков» сегодня читает эти пронизанные болью за погубимую русскую природу строки? Что-то не припомню…
Вот мой тезка из Киева Владимир Евгеньевич Борейко (фамилия-то «говорящая»!)не только их цитирует, но сам лично …ловит браконьеров, защищает от хохлов с двухстволками лосей-великанов, киевские вековые дубы, те же украинские и российские заповедники.
Он – поборник этой НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ дикой природы!
Написал десятки книг на эту больную тему. В том числе и о художниках мира, чтивших и воспевавших на своих полотнах еще не тронутые человеком моря и горя, леса и величественных животных вместе с редкими растениями.

«ВДОХНОВЛЕННЫМИ ТАКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ КАК РУССО И ВОРДСВОРТ, ХУДОЖНИКИ СТРЕМИЛИСЬ ИЗОБРАЖАТЬ ДИКУЮ ПРИРОДУ КАК ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА. ДЖОН РЕСКИН, ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ КРИТИК ДЕВЯТНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ, БЫЛ ОДЕРЖИМ КРАСОТОЙ ДИКОЙ ПРИРОДЫ. ОН РАССМАТРИВАЛ ГОРЫ КАК «ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ ЗЕМЛИ С ВРАТАМИ ИЗ СКАЛ, ПОДНОЖИЕМ ИЗ ОБЛАКОВ, ХОРАМИ ИЗ ПОТОКОВ И КАМНЯ, АЛТАРЯМИ ИЗ СНЕГА И СВОДАМИ ИЗ ПУРПУРА, ПЕРЕСЕЧЕННЫМИ НЕМЕРКНУЩИМИ ЗВЕЗДАМИ».

ДИКАЯ ПРИРОДА…Величественное ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА!!!!

Сегодня Шамбала, Иерархия Света говорят о том же!!!

Вл.Назаров.

**********************


1.КЛАССИК КОНЦЕПЦИИ ЗАПОВЕДНОСТИ ШТИЛЬМАРК

Родился в 1931 году в семье Роберта Штильмарка, впоследствии известного писателя, автора романа «Наследник из Калькутты».

В 17 лет отправился в первую экспедицию, организованную Институтом леса АН СССР. В 1956 ГОДУ ОКОНЧИЛ МОСКОВСКИЙ ПУШНО-МЕХОВОЙ ИНСТИТУТ (МПМИ); УЕХАЛ ОХОТОВЕДОМ В СУРГУТ.

Диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук защитил в 1966 году, доктора биологических наук — в 1997 году.
В разные годы работал также в Зоомузее МГУ, Московском зоопарке, Институте леса АН СССР, ВНИИ лесного хозяйства «Союзгипролесхоз», ЦНИЛ и ИЭМЭЖ, Юганском заповеднике.

БЛАГОДАРЯ ЕГО УСИЛИЯМ НА ТЕРРИТОРИИ СССР БЫЛ СОЗДАН РЯД ЗАПОВЕДНИКОВ, В ЧАСТНОСТИ, «СОХОНДИНСКИЙ» (1973), «МАЛАЯ СОСЬВА» (1976), «ТАЙМЫРСКИЙ» (1979), «ЮГАНСКИЙ» (1982) И «ЦЕНТРАЛЬНО-СИБИРСКИЙ» (1985).

Автор свыше 400 научных и научно-популярных книг и статей.

Умер 31 января 2005 г. после операции на сердце.
Ф.Р. Штильмарк успешно завершил начатую А.М. Краснитским и С.А. Дыренковым разработку нормативной базы концепции абсолютной заповедности. В частности, им были предложены следующие принципы:

1. Косвенное влияние человека на заповедник (глобальное загрязнение, тепловое воздействие на атмосферу и т.п.) не должны рассматриваться при поддержании режима заповедности.
2. Абсолютная заповедность распространяется не только на естественные,
малоизмененные участки дикой природы, но и на участки заповедников, имевших антропогенное воздействие, где заповедание может рассматриваться как восстановительный акт, реанимация природной системы (принцип предложен совместно с Н.Ф. Реймерсом).
3. ИДЕЯ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕАЛОМ, К КОТОРОМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕНЕДЖМЕНТА В ЛЮБОМ ПРИРОДНОМ ЗАПОВЕДНИКЕ.
4. ИДЕЯ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОГРАНИЧЕНИЕ ДО МИНИМУМА ВЛИЯНИЯ В ЗАПОВЕДНИКАХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ДЕЙСТВИЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ЗАПОВЕДНИКА.

Первая статья Ф.Р. Штильмарка о концепции абсолютной заповедности «Принципы заповедности» была опубликована в Москве в 1981 году. Кроме того, как историк заповедного дела, УЧЕНЫЙ НАШЕЛ И ПЕРЕОПУБЛИКОВАЛ ЗАБЫТЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ РАБОТЫ Г.А. КОЖЕВНИКОВА «О НЕОБХОДИМОСТИ УСТРОЙСТВА ЗАПОВЕДНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ОХРАНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ» И «КАК ВЕСТИ НАУЧНУЮ РАБОТУ В ЗАПОВЕДНИКАХ».
Ф.Р. Штильмарк нимало сделал для того, чтобы вывести дискуссию об абсолютной заповедности из узких рамок научного сообщества, сделав ее понятной и интересной для широких слоев природоохранного сообщества. Этому способствовали его публицистические статьи по этой теме, публикации в Гуманитарном экологическом журнале, газете «Зеленый мир» и других изданиях, а также многочисленные выступления на различных конференциях по заповедному делу.
Закончив работу по формированию нормативной базы концепции абсолютной заповедности, Ф.Р. Штильмарк начал предпринимать меры по юридическому оформлению принципов концепции абсолютной заповедности.
«- Первостепенной задачей в настоящее время является официальное юридическое признание главных принципов подлинной заповедности, внесения их в законодательные акты, в государственные стандарты и другие документы. Следующим этапом, возможным лишь при коренном организационно-правовом изменении заповедного дела, явится внедрение этих принципов в практику деятельности наших заповедников» (8). В частности, Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» и Положение о государственных природных заповедниках РФ, имеющие значительный крен в сторону концепции абсолютной заповедности (и во многом скопированные затем в Беларуси, Казахстане, Украине и многих других постсоветских странах), были разработаны при активном участии Ф.Р. Штильмарка.
Абсолютная заповедность – это когда дикой природе дозволено все.
Как справедливо полагает ученый,по идее в заповедниках не должно быть не только браконьеров, но даже охранников и научных работников.

ВЕСЬ МЕНЕДЖМЕНТ ЗАПОВЕДНИКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ.
«ГЛАВНОЕ ЖЕ – ОСТАВИТЬ ЗАПОВЕДНИК И ВСЮ ЕГО ЗАПОВЕДНУЮ ПРИРОДУ В ПОКОЕ, НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ О НЕЙ, НЕ ПЕРЕЖИВАТЬ, ЧТО ТАМ ПОГИБНУТ КАБАНЫ ОТ ПЕРЕНАСЕЛЕННОСТИ ИЛИ БЕСКОРМИЦЫ, ЧТО ВОРОНЫ ВЫКЛЮЮТ ПТЕНЦОВ ЦАПЕЛЬ, ЧТО РАСПЛОДЯТСЯ ЛОСИ, КОТОРЫЕ СЪЕДЯТ ЛЕСНОЙ МОЛОДНЯК И ЧТО ВОЗНИКНЕТ «ЭТАЛОН ДЕГРАДАЦИИ»… САМО СОБОЙ — НЕ РУБИТЬ ЛЕС И ПУСТЬ ОН ЗАРАСТЕТ, КАК ЕМУ ВЗДУМАЕТСЯ, ВОТ ЭТО И БУДЕТ ДИКАЯ ЗАПОВЕДНАЯ ПРИРОДА, КОТОРУЮ СЕЙЧАС ЧАЩЕ МОЖНО НАЙТИ ВНЕ ТЕРРИТОРИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ, ЧЕМ В ТАКОВЫХ. И ЭТО — БЫТЬ МОЖЕТ, ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО НАШЕЙ СТРАНЫ».

Естественно, у разных заповедников могут быть различные результаты. Но здесь важна не конечная цель — идеал, а постоянное стремление к ней. Как полагает ученый, этот идеал «чаще всего, не есть достижимая цель, а только направление движения».
В статье «Абсолютная заповедность как высшая форма экологической этики» Штильмарк пишет: «Сама по себе мечта об абсолютной заповедности безусловно идеалистическая, как и учение о ноосфере («сфере разума»). Но не пора ли нам, наконец, хотя бы понемногу отвыкать от советских стереотипов, когда только сугубо материалистические подходы рассматривались как положительные, а словом «идеалист» клеймили некие «буржуазные» представления (…). И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА, И ПОНЯТИЕ О ПОДЛИННОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ ОПИРАЮТСЯ НА ВЫСШИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, А НЕ ТОЛЬКО НА СУГУБО НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ОБ ЭТАЛОНАХ ПРИРОДЫ, СИСТЕМАХ ООПТ И СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ. Умственность довлеет над чувствами, но все-таки именно они, чувства, лучше управляют людьми, определяя их поступки и поведение. Поэтому идеалисты, считающие, что спасти природу может только любовь, по нашему убеждению, более правы, чем те, кто призывает к разумному управлению биоценозами, регуляции численности животных, рациональному природопользованию и т.п.» .

Ф.Р. Штильмарк прекрасно понимал, что косвенное влияние человека на заповедные экосистемы не устранить, поэтому в целях практической реализации концепции абсолютной заповедности ими следует пренебречь:

«ЭТОТ ВАЖНЕЙШИЙ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ДЛЯ ПОДЛИННОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ ПРИНЦИП ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПОВЕДНИКОВ ЛЮДИ НЕ ДОЛЖНЫ ВМЕШИВАТЬСЯ В ЕСТЕСТВЕННЫЙ ХОД ПРИРОДНЫХ ПРОЦЕССОВ, ОНИ КАК БЫ ДОБРОВОЛЬНО ОТСТРАНЯЮТСЯ ОТ ВСЯКОГО УПРАВЛЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, УЛУЧШЕНИЯ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ СОКРАЩАЯ ДО МИНИМУМА ЛЮБЫЕ ФОРМЫ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ НА ПРИРОДУ (КОСВЕННЫЕ ВЛИЯНИЯ, ТАКИЕ КАК ГЛОБАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ИЛИ ТЕПЛОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АТМОСФЕРУ В ЗАПОВЕДНИКАХ УСТРАНИТЬ ПОКА НЕВОЗМОЖНО, РЕЧЬ ИДЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ПРЯМЫХ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ ВМЕШАТЕЛЬСТВАХ)».

ПО Ф.Р. ШТИЛЬМАРКУ ВСЮ ИДЕЮ АБСОЛЮТНОГО ЗАПОВЕДАНИЯ МОЖНО ВЫРАЗИТЬ СЛЕДУЮЩЕЙ ФРАЗОЙ «ОТОЙДИ И НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ТРОГАЙ».
«С такой точки зрения, — пишет Ф.Р. Штильмарк, — нельзя трагически смотреть на свежие гари, возникшие от сухих гроз, на леса, поврежденные насекомыми или копытными, на недостаток кормовой базы для отдельных животных и т.д.» (8).
В заповеднике должно быть ограничено даже проведение научных исследований.
«Возможно, что на них допустимы через определенные промежутки времени научные наблюдения, проводимые при условии минимального вмешательства и беспокойства, но в принципе они могут производиться при помощи самописцев, особых приборов, авианаблюдений и т.д.». ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТАКЖЕ ЗАПРЕЩЕНЫ ЛЮБЫЕ ЭКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ОГРАНИЧЕНО ВЛИЯНИЕ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ЗАПОВЕДНИКА.

К концу 1990-х годов концепция абсолютной заповедности, сформулированная ее творцами, постепенно играла в России и других постсоветских странах все большую роль в заповедном деле. К сожалению, благодаря мощному влиянию рыночной экономики, уже второй раз, в начале 2000-х, за историю отечественного заповедного дела, концепция абсолютной заповедности стала «не актуальной».

За несколько месяцев до своей смерти Ф.Р. Штильмарк писал:

«- Классики нашего отечественного заповедного дела считали первостепенным условием подлинной заповедности изначальный принцип неприкосновенности заповедной природы, не терпящей вмешательства наших рук, остающихся торопливыми и суетливыми даже в тех случаях, когда они действуют из самых лучших побуждений и намерений. У природы иные мерки, иной отсчет времени.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ДЛЯ ЗАПОВЕДНИКОВ ПРИНЦИП НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ БЫЛ ГРУБО ОТВЕРГНУТ И СМЕТЕН ЕЩЕ В НАЧАЛЕ СТАЛИНСКИХ ПЯТИЛЕТОК, А В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СЧИТАЕТСЯ НЕ БОЛЕЕ, ЧЕМ АНАХРОНИЗМОМ И НЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ВСЕРЬЕЗ ДАЖЕ В НОВЕЙШИХ СЛОВАРЯХ-СПРАВОЧНИКАХ.

Каждый государственный заповедник не только имеет свою территорию со всевозможными природными объектами, но представляет собой определенное официальное предприятие с довольно большим штатом работников, занимающихся отнюдь не только охраной и наукой, но и своего рода хозяйственной деятельностью. Иные наши заповедники имели гораздо больше транспорта и строений, чем соседние колхозы или совхозы. Будучи в советское время всегда строго бюджетными организациями, заповедники оказались в очень трудном положении на новых этапах социально-экономического развития страны, когда внимание к ним государства ослабло и финансирование резко сократилось. Их главной задачей стало самое элементарное «выживание». (…).

И ВСЕ-ТАКИ ИСКОННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРОГОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ (В КРАТЧАЙШЕМ ВИДЕ ОНИ, ВЫРАЖЕНЫ ЗНАМЕНИТОЙ ФРАЗОЙ ИЗ СЛОВАРЯ ДАЛЯ — «ПОМНИ ПРАОТЦЕВ — ЗАПОВЕДНОГО НЕ ТРОНЬ!») СОХРАНЯЮТСЯ, НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ИБО ОНИ СООТВЕТСТВУЮТ ДУХОВНЫМ РОССИЙСКИМ ИДЕАЛАМ, ПРЕОДОЛЕНИЮ ЖАЖДЫ НЕПОМЕРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ.

НЕ СПРОСТА НА НОВОМ ВИТКЕ НАШЕЙ ИСТОРИИ МЫ ВИДИМ НАПАДКИ НА САМО ПОНЯТИЕ ЗАПОВЕДНОСТИ, ИСПЫТЫВАЕМ ВСЕВОЗМОЖНЫЕ «ИСКУШЕНИЯ», НАЧИНАЯ ОТ ЩЕДРОЙ ПОМОЩИ ЗАПАДНЫХ ФОНДОВ, ИСПОВЕДУЮЩИХ СОВЕРШЕННО ИНЫЕ УСТОИ И ЦЕННОСТИ, ДО ПРЯМОЙ ИЗМЕНЫ СВОИХ ЖЕ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЭКОЛОГОВ, РАТУЮЩИХ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАШИХ ЗАПОВЕДНИКОВ В ПРАКТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ.
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ Ф.Р. ШТИЛЬМАРК ОЧЕНЬ РЕДКО ПУБЛИКОВАЛСЯ. И ДЕЛО ЗДЕСЬ БЫЛО НЕ В ТОМ, ЧТО ОН СТАЛ МАЛО ПИСАТЬ: НЕТ, ЕГО ПЕРО НЕ ТЕРЯЛО СВОЕЙ АКТИВНОСТИ И ОСТРОТЫ. ПРОСТО ТЕ ВЕЩИ, О КОТОРЫХ ОН ТВЕРДИЛ НЕУСТАННО: СПАСЕНИЕ ЗАПОВЕДНИКОВ, ЗАЩИТА ПРИНЦИПА АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ, ДВУЛИЧИЕ И ЦИНИЗМ ПРИРОДООХРАННЫХ СТРУКТУР МАЛО КОГО ВОЛНОВАЛИ В СОВРЕМЕННОЙ ОКОЛОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТУСОВКЕ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕНЬГИ И СВОИ ИЗДАНИЯ.
Гуманитарный экологический журнал являлся чуть ли не единственным изданием в странах СНГ, где печатался Ф.Р. Штильмарк сразу и без купюр.

А.М. КРАСНИТСКИЙ, С.А. ДЫРЕНКОВ И Ф.Р. ШТИЛЬМАРК УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ ГЛАВНОЕ – ОНИ РАЗРАБОТАЛИ НОРМАТИВНУЮ БАЗУ К ИМПЕРАТИВУ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ Г.А. КОЖЕВНИКОВА, СДЕЛАВ ВОЗМОЖНЫМ ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ НА ПРАКТИКЕ. НАША ЗАДАЧА – ДОБИТЬСЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРИЗНАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АБСОЛЮТНОЙ ЗАПОВЕДНОСТИ, ВНЕСЕНИЕ ЕЕ ПРИНЦИПОВ, КАК ПРИЗЫВАЛ Ф.Р. ШТИЛЬМАРК, В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И СОЗНАНИЕ ДЕЯТЕЛЕЙ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА.

Владимир Борейко.

КЭТЦ.



************************


2.ХУДОЖНИКИ ДИКОЙ ПРИРОДЫ!

Дикая природа не входит в наш разум, если она не преображена культурной формулой.

Подобно литературе, но с более живым воздействием визуальных образов, искусство обладает способностью трансформировать наши взгляды на природу, принося новые видения реальности, действуя на разум и на подсознание. Фокусируя наше внимание особым образом, живописное изображение того или иного участка дикой природы может раскрыть его наиболее экстраординарные качества, изменить нашу точку зрения на дикую природу.

Отправляя нас царить в область воображения, где все является возможным, живопись освобождает нас от нашего обычного способа видения вещей, пробуждая чувство чуда, которое раскрывает более глубокую, более значимую реальность.

ВЛИЯНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА РАЗВИТИЕ ИДЕИ ОХРАНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ — ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ, НО, К СОЖАЛЕНИЮ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИССЛЕДОВАННЫЙ ВОПРОС.

Особую роль в пробуждении интереса к свободной, необузданной природе и ее охране сыграли и играют художники дикой природы.

ПОД ТЕРМИНОМ «ХУДОЖНИКИ ДИКОЙ ПРИРОДЫ» Я ПОДРАЗУМЕВАЮ ЖИВОПИСЦЕВ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН И ВЕКОВ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ В ОСНОВНОМ К ТАКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ И ЖАНРАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СИМВОЛИЗМ, КЛАССИЦИЗМ, НЕОКЛАССИЦИЗМ, РОМАНТИЗМ, РЕАЛИЗМ, ИМПРЕССИОНИЗМ, АНИМАЛИЗМ, ИКОНОПИСЬ, ЭКСПРЕССИОНИЗМ, АБСТРАКЦИОНИЗМ, ПРИМИТИВИЗМ, КИТАЙСКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЖИВОПИСЬ (ЖАНРЫ — «ГОРЫ–ВОДЫ», «ЦВЕТЫ И ПТИЦЫ»), И ИЗОБРАЖАВШИХ НА СВОИХ КАРТИНАХ ДИКУЮ, НЕКОНТРОЛИРУЕМУЮ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДУ: ГОРЫ, РЕКИ, ДРЕВНИЕ ЛЕСА, ПЕЩЕРЫ, МОРЯ, АРКТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ И Т.Д., А ТАКЖЕ ДИКУЮ ФЛОРУ И ФАУНУ.

Их работы пробуждают, воспитывают любовные чувства, уважение, благоговение к дикой природе. Художники дикой природы могли полностью посвятить свое творчество этой теме (А.Бирштадт, И.Шишкин, Ли Бо, А.Калам) или частично (Н.Рерих, У.Тернер, А.Васнецов, К.Фридрих, А.Саврасов).

Искусство художников дикой природы там, где оно имело большое влияние на национальную культуру (США, Канада, Финляндия), генерировало глубинные изменения в мышлении и практике природоохранных действий.

Для многих художников дикой природы характерна своя философия и свои техники. Рассмотрим это подробнее.

Философия.

РАЗЛИЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ХУДОЖНИКОВ ДИКОЙ ПРИРОДЫ СОЗДАЛИ СВОИ, УНИКАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФИИ ДИКОЙ ПРИРОДЫ. ОНИ ВПИТАЛИ В СЕБЯ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ДАОСИЗМА, БУДДИЗМА, ЯЗЫЧЕСТВА, ДРУГИЕ ОПИРАЛИСЬ НА ВЗГЛЯДЫ ТАКИХ ЭКОФИЛОСОФОВ КАК ДЖ.РЕСКИН, Г.ТОРО, ДЖ.МЮИР, Р.ЭМЕРСОН.

В целом для философий этих художественных школ дикой природы ХАРАКТЕРНО ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ДИКОЙ ПРИРОДЫ, ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ЕЕ КРАСОТОЙ И ПЕРВОЗДАННОСТЬЮ. ДИКАЯ ПРИРОДА ОЛИЦЕТВОРЯЛА СОБОЙ ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО СОЗДАЛ БОГ И ВОЗВЕЛИЧИВАЛА ЕЕ СОЗДАТЕЛЯ В ГЛАЗАХ ЧЕЛОВЕКА. ДИКАЯ ПРИРОДЫ ПРИРАВНИВАЛАСЬ К ХРАМУ И ПОЭТОМУ ЛЮБОЕ ЕЕ РАЗРУШЕНИЕ ТРАКТОВАЛОСЬ КАК ГРЕХ.

Многие художники дикой природы воспринимали свободную природу как Совершенно Иное, равноправную человеку цивилизацию, живущую по своим законам и имеющую на это право. ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ ДИКОЙ ПРИРОДЫ ХАРАКТЕРНО УВАЖЕНИЕ, БЛАГОГОВЕНИЕ, ЛЮБОВЬ К СВОБОДНОЙ ПРИРОДЕ. Как правило, они хорошо знают дикую природу и неплохо разбираются в естественных науках.

Техники

Несмотря на то, что живописцы дикой природы Востока и Запада принадлежат к различным художественным направлениям и школам, их работы объединены некими общими принципами изображения дикой природы, которые отличают их работы от остальных пейзажистов.
1. ДИКАЯ ПРИРОДА ВСЕГДА СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, А ЧЕЛОВЕК НА ВТОРОМ ИЛИ ОН НЕ ИЗОБРАЖАЕТСЯ ВООБЩЕ.
2. Картины нередко изображают не просто фотографический отпечаток дикой природы, а НЕСУТ НЕКУЮ ФИЛОСОФСКУЮ НАГРУЗКУ.
3. Как правило, НА КАРТИНАХ ИЗОБРАЖЕНЫ НЕОБЫКНОВЕННО КРАСИВЫЕ, А ПОРОЙ ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПЕЙЗАЖИ ДИКОЙ ПРИРОДЫ.
4. НА КАРТИНАХ ПОКАЗАНА ИМЕННО ДИКАЯ, А НЕ ОКУЛЬТУРЕННАЯ ПРИРОДА.

Для того, чтобы писать свободную природу, представители некоторых художественных школ дикой природы (А.Борисов, С.Лиман, Г.Чорос-Гуркин, стародавние китайские художники) ОТПРАВЛЯЛИСЬ НА НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ В ДИКУЮ ПРИРОДУ, ПОРОЙ МЕДИТИРУЯ, СЛИВАЯСЬ С НЕЙ И ПОЗНАВАЯ ЕЕ НЕ ТОЛЬКО РАЗУМОМ, НО И СЕРДЦЕМ.

Интересно, что возникновение иных художественных школ дикой природы происходило при встрече некоторых, особенно талантливых живописцев с определенным, порой небольшим регионом дикой природы. Так, барбизонская школа дикой природы возникла в мало нарушенном древнем лесу Фонтенбло под Парижем, канадская школа «Группы Семи» — в Алгонкинском парке дикой природы в Онтарио, американская школа реки Гудзон — на базе довольно дикой еще в середине девятнадцатого века долины реки Гудзон; в появлении альпийской школы дикой природы «виноваты» Швейцарские Альпы, а ВОЗНИКНОВЕНИЮ ОБЕИХ РУССКИХ ШКОЛ ДИКОЙ ПРИРОДЫ (РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ) СПОСОБСТВОВАЛО ПОСЕЩЕНИЕ И.ШИШКИНЫМ И А.КУИНДЖИ ДИКОГО ОСТРОВА ВАЛААМ.

По-видимому, эти объекты дикой природы обладали какой-то особенной красотой, повышенной энергетикой, необыкновенной святой силой, что притянули к себе внимание художников и способствовали возникновению национальных школ дикой природы. Недаром сам Шишкин не уставал восклицать, что Валаам — это школа.

Школы художников дикой природы.

Основываясь на различных философиях и техниках художников дикой природы можно выделить следующие наиболее заметные художественные школы дикой природы, присущие разным странам и эпохам:

* Американская школа реки Гудзон (Т.Коул, А.Бирштадт, Т.Моран и др.).
* Канадская школа «Группы Семи» (Т.Томпсон, Л.Харрис и др.).
*Альпийская школа дикой природы (А.Калам, Г.Вальдмюллер).
* Школа «горы–воды» стародавних китайских художников (Ли Бо и др.).
* Тибетская иконографическая школа дикой природы.
* Русская реалистическая школа дикой природы (И.Шишкин, А.Васнецов, Ф.Васильев и др.).
* Европейская средневековая школа дикой природы (М. Грюневальд, А. Альтдорфер).
* Русская идеалистическая школа дикой природы (А.Куинджи, Н.Богаевский, Н.Рерих, Г.Чорос-Гуркин и др.).
* Барбизонская (французская) школа дикой природы (Т.Руссо и др.)
* Школа примитивистов дикой природы (А.Руссо).
* Японская школа художников дикой природы (К.Хокусай, У.Хиросигэ).
* Школа К.Фридриха.
* Школа У.Тернера.
* Школа С.Лимана (пантеистический реализм).
* Таосская школа (Б.Филлипс, О.Бернингхаус).
* Русская анималистическая школа (В.Ватагин, И.Ефимов).
* Североамериканская анималистическая школа (Дж.Одюбон, Дж. Хид, Э.Сетон-Томпсон).
* Северная школа дикой природы (К.Панков)
* Анималистическая школа «цветы и птицы» стародавних китайских художников (Х.Хуан, Му-Ци).
* Индийская анималистическая школа (Дж.Рой).

Вклад художников дикой природы в ее защиту.

Поэзия, проза, религия, философия, живопись помогают человечеству научиться ценить, уважать и защищать дикую природу. Особая роль в этом принадлежит живописи. Ее благотворная роль заключается прежде всего в том, что она воспитывает эстетические вкусы, что позволяет, опираясь на эстетические мотивации, добиваться сохранения участков дикой природы. Кроме этого, живопись способствует пробуждению религиозных, духовных, патриотических и других мотивов защиты дикой природы.

Превращение первобытного канадского, американского, финского, исландского пейзажа в национальный символ — великая заслуга художников дикой природы (что во многом обеспечило их защиту).

РОЛЬ ХУДОЖНИКОВ ДИКОЙ ПРИРОДЫ В ЕЕ ЗАЩИТЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ТОМ, ЧТО ОНИ УЧАТ ПУБЛИКУ ЦЕНИТЬ ДИКУЮ ПРИРОДУ, ВИДЕТЬ В НЕЙ КРАСОТУ, НЕПОВТОРИМОСТЬ, БОЖЕСТВЕННОСТЬ, А НЕ ПРОСТО СКЛАД ДРОВ, ЗАЛЕЖИ ТОРФА ИЛИ НЕПОТРЕБНОЕ БОЛОТО, ТРЕБУЮЩЕЕ ОСУШЕНИЯ.

Художники обратили внимание естествоиспытателей на красоту природы. Американский экофилософ Ю.Харгроув, анализируя историю возникновения природоохранного движения, полагает, что естествоиспытатели девятнадцатого века приобрели природоохранные взгляды на эстетической основе благодаря тесной связи с поэтами и пейзажистами (Hargrove,1988). УЧЕНЫЕ — ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛИ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА ПРОХОДИЛИ СПЕЦИАЛЬНУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПОДГОТОВКУ, ДАБЫ ЛУЧШЕ ИЛЛЮСТРИРОВАТЬ СВОЮ ПОЛЕВУЮ РАБОТУ. ТАКИМ ОБРАЗОМ ОНИ И ПРИНЯЛИ ОТ ХУДОЖНИКОВ ИХ ПРИРОДООХРАННЫЕ ВЗГЛЯДЫ.

Вот, например, какую восторженную запись оставил в 1860-х годах в своем дневнике У.Брюер, профессор ботаники Йельского университета, посетив Ниагарский водопад: «Что за интересное место, ни с каким иным на земле не сравнимое… Равно интересно художнику, поэту и ученому» (Hargrove, 1988).
ХУДОЖНИКИ ОЧЕНЬ ЧАСТО САМИ ВЫСТУПАЛИ В ЗАЩИТУ ПЕРВОБЫТНОЙ ПРИРОДЫ, ДАБЫ СОХРАНИТЬ ИСТОЧНИКИ СВОЕГО ВДОХНОВЕНИЯ И НАТУРУ ДЛЯ ОТОБРАЖЕНИЯ НА ПОЛОТНЕ. Именно парижские художники во главе с Теодором Руссо спасли в девятнадцатом веке от вырубки и добились заповедания в 1861 году древнего леса Фонтебло под Парижем. Мюнхенские художники за 30 тыс. марок выкупили и добились охраны в конце девятнадцатого века живописной долины Изары.

Американский художник Джордж Кэтлин, известный своими картинами индейцев и дикой природы, являлся родоначальником идеи о национальных парках, высказав ее в 1832 году: «Многому из созданного природой суждено пасть от смертельного топора и уничтожающей руки «культурного» человека, а ведь так много из этого содержит печать благородства, вызывающего наше восхищение, и даже несмотря на всепобеждающий марш цивилизованных улучшений мы ценим их существование и стараемся сохранить их примитивную неотшлифованность. Такие произведения природы всегда достойны защиты, и чем больше мы оказываемся оторванными от первозданной дикости и красоты, тем больше удовольствия просвещенный человек испытывает при возвращении к этим сценам, отдыхая глазами и душой (…) Очень грустно видеть, проезжая по этим областям, как эти благородные животные (бизоны — В.Б.), славные и гордые так быстро исчезают из мира, приходя к выводу о том, что их вид вскоре совсем вымрет, и вместе с ним мир и счастье (если не вообще существование) племен индейцев, которые занимают те же самые обширные и незанятые равнины.
А как было бы прекрасно (это может представить тот, кто путешествовал по этим местам и кто может действительно оценить их), если бы они могли в будущем содержаться в великолепном парке, во всей своей первозданной красоте и дикости (защищаемые политикой правительства), где мир мог бы видеть во все времена коренных индейцев в их классическом убранстве, галопирующих на диких лошадях с луками из жил, со щитами и копьями, среди летучих стад лосей и буффало. Такой парк мог быть красивым и волнующим местом, которое Америка могла бы сохранять и поддерживать в порядке для того, чтобы в будущем его могли бы созерцать все желающие! Парк Нации, содержащий человека и зверя во всей дикости и свежести их природной красы.
Я бы не просил ни о каком ином памятнике в мою честь, ни о каком ином причислении к списку славных умерших, как о репутации основателя такого института» (Catlin, 1968).

В ЧЕСТЬ ДЖ.КЭТЛИНА ОТКРЫТ ПАМЯТНИК В ЙЕЛЛОУСТОУНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ.

ПОЛОТНА И РИСУНКИ ТОМАСА МОРАНА, ПОПУЛЯРНОГО В ДЕВЯТНАДЦАТОМ ВЕКЕ АМЕРИКАНСКОГО ЖИВОПИСЦА, СОЗДАННЫЕ В 1871 ГОДУ, ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ИМ ЙЕЛЛОУСТОУНА, СПЕЦИАЛЬНО БЫЛИ ВЫСТАВЛЕНЫ В ВЕСТИБЮЛЕ КОНГРЕССА США, ДАБЫ УБЕДИТЬ КОНГРЕССМЕНОВ СОЗДАТЬ ЙЕЛЛОУСТОУНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (ЧТО И УДАЛОСЬ С БЛЕСКОМ ОСУЩЕСТВИТЬ). ПОЗЖЕ КОНГРЕСС США ПРИОБРЕЛ У МОРАНА ДВЕ ЕГО КАРТИНЫ ДИКОЙ ПРИРОДЫ. КАРТИНЫ МОРАНА О ГРАНД КАНЬОНЕ ТАКЖЕ СПОСОБСТВОВАЛИ ЕГО ЗАПОВЕДАНИЮ.

Свою лепту в заповедание Йосемитской долины и рощи Марипоса (гигантских секвой) внесли картины другого выдающегося американского художника дикой природы — Альберта Бирштадта.
Когда в 1865 году в США встал вопрос о создании Йосемитского национального парка, ландшафтный архитектор Ф.Олмстед, председатель комиссии, изучавшей ценность Йосемита как заповедного парка, писал, что Йосемит должен «рассматриваться как поле для изучения наукой и искусством» (Hargrove, 1988). Американский художник Вильям Кейт помогал своими картинами и призывами пионеру охраны природы США Джону Мюиру защищать долину Хетч-Хетчи Йосемитского национального парка в начале 1910-х годов от затопления.

КАК СЧИТАЕТ Ю.ХАРГРОУВ, ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ПРИРОДНЫЕ МЕСТА, ЧТО ПОПАЛИ НА ПОЛОТНА АМЕРИКАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ ШКОЛЫ РЕКИ ГУДЗОН В 19 ВЕКЕ, ЗАТЕМ ПОЛУЧИЛИ СТАТУС ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. СРЕДИ НИХ — ЙОСЕМИТ, ЙЕЛЛОУСТОУН, АДИРОНДАК, РОЩА МАРИПОСА, ГРАНД КАНЬОН, НИАГАРСКИЙ ВОДОПАД.

Это объяснялось тем, что изображая на своих полотнах конкретные природные места, художники приподносили их широкой публике как объекты, особо достойные охраны. Создав таким образом особый кадастр территорий, перспективных для заповедания (Hargrove, 1988).

ОДНИМ ИЗ ИЗВЕСТНЫХ ПИОНЕРОВ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РОССИИ БЫЛ ПРОФЕССОР ГЕОГРАФИИ В.П.СЕМЕНОВ-ТЯН-ШАНСКИЙ, ХУДОЖНИК, СОЗДАВШИЙ ДЛЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ПЕТЕРБУРГЕ ДЕСЯТКИ ПОЛОТЕН.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШИШКИНА, КЛЕВЕРА И ДРУГИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, ВОСПЕВАЮЩИХ ДРЕМУЧИЕ ЛЕСА РОССИИ, ПОВЛИЯЛА НА ЦАРСКУЮ СЕМЬЮ И САМОГО АЛЕКСАНДРА III, КОТОРЫЙ КУПИЛ У ХУДОЖНИКА Ю.КЛЕВЕРА КАРТИНУ «ЛЕС ЗИМОЙ». ПО-ВИДИМОМУ, НЕ БЕЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭТИХ ХУДОЖНИКОВ ИМПЕРАТОР НЕГОДОВАЛ, КОГДА УЗНАВАЛ О ФАКТАХ ХИЩНИЧЕСКОГО ИСТРЕБЛЕНИЯ ЛЕСА И В 1888 Г. ПОДПИСАЛ САМЫЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ В ЦАРСКОЙ РОССИИ ЗАКОН О ЛЕСАХ — «О СОДЕРЖАНИИ ЧАСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЛЕСОВ».

Картины сибирского художника Б.И.Лебединского СПОСОБСТВОВАЛИ ВОЗНИКНОВЕНИЮ В СССР ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗАЩИТУ БАЙКАЛА В 1960-Х ГОДАХ.

Огромный вклад в защиту дикой природы сделал английский художник-анималист и ОРНИТОЛОГ ПИТЕР СКОТТ. ОН — ОДИН ИЗ ОРГАНИЗАТОРОВ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ДИКОЙ ПРИРОДЫ, А ТАКЖЕ АВТОР ИДЕИ КРАСНОЙ КНИГИ.

С целью сбора средств в защиту дикой природы действует Международный фонд «Художники для природы».
В ТАЙЛАНДЕ ОРГАНИЗОВАН ФОНД ИСКУССТВ ДОЖДЕВЫХ ЛЕСОВ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ПОДДЕРЖКА ХУДОЖНИКОВ, ИЗОБРАЖАЮЩИХ ДОЖДЕВЫЕ ЛЕСА, И ЗАЩИТА ДОЖДЕВЫХ ЛЕСОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА. Так, в 2001 — 2002 годах Фонд совместно с Музеем искусств Лас Вегаса (США) и Музея высокого искусства Каошунта (Тайланд) провел выставку работ художников из семи стран мира в защиту дождевых лесов и издал альбом их работ. В Финляндии действует природоохранная организация «Люди искусства в защиту древних лесов», состоящая во многом из живописцев.

В 1989 году семьдесят известных канадских художников, включая такие знаменитости, как Роберт Бейтман, Тони Онлей и Рой Викерс, узнав, что уникальный лес на участке дикой природы Карман Крик на Ванкуверском острове в Канаде предназначен под вырубку, прибыли туда с целью изобразить его в своих картинах и таким образом привлечь внимание общественности.

Английский художник Дэвид Шепард организовал специальный комитет в защиту дикой природы, существующий благодаря его финансовой поддержке. Все началось с того, как еще в 1960-х годах ему в руки попались записки любителей африканских сафари о жестоких охотах-скотобойнях на слонов и антилоп. Все эти невероятные жестокости потрясли художника, и он решил встать на защиту дикой природы. Гонорары от продажи своих картин (а они составили более трех млн.фунтов) он направляет на защиту диких животных Азии, Африки, ПОДДЕРЖАЛ СОХРАНЕНИЕ АМУРСКОГО ТИГРА.
Американский художник дикой природы Даниель Смит оказал большую финансовую помощь в сохранении австралийских болот. Картины другого американского художника Джона Ферси о Голубом озере способствовали созданию Глессиерского национального парка. Африканский художник Кейт Юберт выручку от продажи своих картин передает природоохранным организациям на защиту носорогов. Американский художник Берт Гир Филлипс принял участие в создании лесного заповедного объекта Кит Карсон, став его первым лесником.

Рождение живописи дикой природы

Пейзажная живопись (если не считать первобытных художников) изначально возникла на Западе как воображаемая фоновая декорация, вторичная по отношению к изображению человеческих фигур. Даже когда ландшафт становился основным центром картины, художники избегали отображать реально существующие природные объекты, полагая, что в подобной живописи нет творчества.
Однако постепенно природа воспитала у художников вкус к природным пейзажам. Вначале к пасторальным, измененным человеком, а затем — к диким.
С воцарением романтизма в ландшафтной живописи Европы, а в середине девятнадцатого века — в США и России, дикая природа (и прежде всего горы, древние леса и штормовое море) выдвинулась на передний план в творчестве художников-живописцев.
Кстати, само понятие «живописного» идет от начала восемнадцатого века как «возможность пейзажа быть отраженным в картине» (Hargrove, 1988).

ВДОХНОВЛЕННЫМИ ТАКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ КАК РУССО И ВОРДСВОРТ, ХУДОЖНИКИ СТРЕМИЛИСЬ ИЗОБРАЖАТЬ ДИКУЮ ПРИРОДУ КАК ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ БОГА. ДЖОН РЕСКИН, ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ АНГЛИЙСКИЙ КРИТИК ДЕВЯТНАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ, БЫЛ ОДЕРЖИМ КРАСОТОЙ ДИКОЙ ПРИРОДЫ. ОН РАССМАТРИВАЛ ГОРЫ КАК «ВЕЛИКИЕ СОБОРЫ ЗЕМЛИ С ВРАТАМИ ИЗ СКАЛ, ПОДНОЖИЕМ ИЗ ОБЛАКОВ, ХОРАМИ ИЗ ПОТОКОВ И КАМНЯ, АЛТАРЯМИ ИЗ СНЕГА И СВОДАМИ ИЗ ПУРПУРА, ПЕРЕСЕЧЕННЫМИ НЕМЕРКНУЩИМИ ЗВЕЗДАМИ».(Bernbaum, 1998).

Считается, что важная оценка красоты природы впервые появилась в Европе в поэзии и ландшафтном садоводстве между 1725 и 1730 годами, и около 30 лет спустя — в ландшафтной живописи и художественной литературе. В то время даже был изобретен особый прибор для наблюдения за пейзажами — стекло Клода.
Участки дикой природы, которые долгое время в Европе считались некрасивыми и ужасными, постепенно, благодаря романтическим взглядам, стали восприниматься совсем иначе, как эталоны красоты. Полагают, что Петрарка был первым в Европе, кто поднялся на гору исключительно с целью любования ее первозданными красотами.

ПОЗЖЕ Д.РЕСКИН ТАК СФОРМУЛИРУЕТ ЭТАЛОННОСТЬ ДИКОЙ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЖИВОПИСЦЕВ: «ЧИСТУЮ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ ВСЕГДА ВЫЗЫВАЕТ ВО МНЕ ПРИРОДА ДИКАЯ, Т.Е. МЕСТА СОВЕРШЕННО ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОЖИВЛЕННЫЕ РЕКАМИ ИЛИ МОРЕМ. ТУТ ЧУВСТВУЕТСЯ СИЛА И СВОБОДНАЯ, НИЧЕМ НЕ НАРУШЕННАЯ, ВЛАСТЬ ПРИРОДЫ…ВСЕ, ПРИБЛИЖАЮЩЕЕСЯ К НЕЙ, СТРЕМИТСЯ К КРАСОТЕ, ВСЕ, УДАЛЯЮЩЕЕСЯ ОТ НЕЕ, СКЛОНЯЕТСЯ К БЕЗОБРАЗИЮ» (Цит. по: Борейко, 2001).

В отличие от западной живописи, художники Востока на много веков раньше обратили свой взор на красоты дикой природы. И тон в этом задавали китайские художники, начавшие рисовать дикую природу гор еще в 4–5 веках нашей эры. В отличие от европейской культуры средневековья, скованной жесткой церковной догматикой, китайская культура, основанная на философии даосизма, а позже и буддизма, имела гораздо больше свободы.

КИТАЙСКИЕ ХУДОЖНИКИ ВИДЕЛИ В БОЖЕСТВЕННОЙ ДИКОЙ ПРИРОДЕ НОСИТЕЛЯ ВЕЛИЧИЯ И ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ, А В ЧЕЛОВЕКЕ — НИЧТОЖНУЮ ЧАСТЬ ВСЕЛЕННОЙ. ДИКАЯ ПРИРОДА В ЕЕ НЕТРОНУТОЙ И ЦЕЛЬНОЙ ГАРМОНИИ ВОСПРИНИМАЛАСЬ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАЛОН, КАК СВЯЩЕННОЕ МЕСТО ОЧИЩЕНИЯ И ВОЗВЫШЕНИЯ ДУХА. ДАОСИЗМ, КАК ОДНА ИЗ ВЕДУЩИХ РЕЛИГИЙ СРЕДНЕВЕКОВОГО КИТАЯ, ПРОПОВЕДОВАЛ ПРИНЦИП ПОВЕДЕНИЯ «НЕДЕЯНИЯ», ТО ЕСТЬ НЕВОЗМОЖНОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ЧЕЛОВЕКА В ДИКУЮ ПРИРОДУ, ПОСКОЛЬКУ ЭТО НАРУШАЕТ «ДАО». «Дао вечно и безымянно. Хотя оно непритязательно и ничтожно, но ничто в мире не может его подчинить себе…Нахождение Дао в мире подобно великому стоку, куда все сущее в мире вливается, подобно горным ручьям, стремящимся к рекам и морям» — писал древний китайский философ Лао цзы (Завадская, 1975).

Художники дикой природы Китая выработали два жанра изображения свободной природы, позже перенятыми в Японии. Это — «шань-шуй» («горы-воды») и «хуаняо» («цветы и птицы»). «Шань-шуй» предполагал изображение диких гор и быстрых потоков, жанр «цветов и птиц» — детальное изображение цветов, птиц, зверей или насекомых. Оба художественных подхода получили огромное распространение уже в 8–12 веках (любопытно, что в китайской поэзии в пятом веке выделилось специальное направление поэзии — «шань-шуй-ши» («поэзия гор и вод»).

Китайским художникам, рисовавшим горы, удавалось передать то чувство духовного подъема и ощущения вечности, которое обычно испытывает человек в горах. Один китайский живописец так описывал свой опыт изображения свободной природы: «Далекие фигуры — все без ртов, далекие деревья — без ветвей. Далекие вершины — без камней: они, как брови, тонки — неясны. Далекие течения без волны: они — в высотах, с тучами равны. Такое в этом откровенье» (Виноградова, 1972). Некоторые из них при помощи нескольких ударов кисти могли изобразить плавное скольжение рыбы, уходящей вглубь прозрачной воды, или качающуюся ветвь цветущего дерева. Китайские художники средневековья не пользовались ни масляными красками, ни холстом. Рисовали прямо на полу, тушью, на бумаге или шелке. Сам процесс рисования полагали священнодействием.

СОЗЕРЦАНИЕ ЖЕ ИХ КАРТИН В СТАРОМ КИТАЕ СЧИТАЛОСЬ РЕЛИГИОЗНЫМ РИТУАЛОМ. СВИТКИ ЖИВОПИСИ НЕ ВИСЕЛИ, КАК В ЕВРОПЕ, НА СТЕНЕ. ИХ ДОСТАВАЛИ ЛИШЬ ПО ОСОБОМУ СЛУЧАЮ, А ПОТОМ СНОВА ПРЯТАЛИ.

Первобытные художники

Примерно 28000 лет назад первобытный человек стал писать дикую природу. Однако это были не пейзажи, а изображения диких животных: зубров, оленей, каменных козлов, волков, бизонов, мамонтов, львов, медведей. Этих животных художники очень хорошо знали, ибо изображали с умением, которому могут позавидовать и современные живописцы. ПЕЩЕРНЫЕ ХУДОЖНИКИ ДИКОЙ ПРИРОДЫ РИСОВАЛИ ЗВЕРЕЙ КРУПНО И СМЕЛО, КРАСКАМИ, СДЕЛАННЫМИ ИЗ НАТУРАЛЬНЫХ ОКИСЕЙ, ЕСТЕСТВЕННЫХ ГЛИН ИЛИ СОКОВ. Цвета — в основном желтые, красные, коричневые и черные. Некоторые рисунки дошли до наших дней. «Олени», «Два бизона» — в пещере Ляско, Франция; «Бизон» — в пещере Нио, Франция, «Кенгуру» — на скалах в Австралии. А красного быка в прыжке, нарисованного неизвестным мастером в пещере Альтамира, Испания, наверное, знает весь мир.

Никто точно не ведает, зачем художники прошлого изображали этих животных. Возможно, в целях успешной охоты, или для поклонения перед божеством, а может просто ради красоты?

Диких животных изображали художники дикой природы Древнего Египта и Греции. Недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте в скальных гробницах древнеегипетских правителей найдена фреска, изображающая дикого кота, охотящегося в густых зарослях. Среди росписей знаменитого Кносского дворца на острове Крит имеется роспись, названная «Куропатки в скалах».

Владимир Борейко.

Киевский эколого-культурный центр.

На снимке: тысячелетний дуб в Готладе, Швеция..


*********

Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров.

Нефтеюганск.

14 февраля 2017 года.


Рецензии