Необычная судьба

Очерк В.Бочониной о долгожительнице и целительнице, перевод с якутского



Встреча с долгожительницей. В связи с Днем пожилых людей мне  посчастливилось навестить почтеннейшую Евдокию Семеновну Лиханову в ее сайылыке Хараанай и удалось получить ее согласие на проведение юбилея в здании «Арчы». В торжественной обстановке в связи с 105-летием Е.С.Лихановой вручили Почетный знак долгожителя «Yйэ саас» Республики Саха (Якутия).

 
В ее честь был устроен концерт, где принял участие и сам Иван Степанов. Общественность чествовала с юбилеем Е.С.Лиханову, Почетного гражданина, ветерана тыла и труда, члена Ассоциации народных целителей ЮНЕСКО. Прозвучали теплые слова благодарности, признания, много добрых пожеланий. Поздравил целительницу с юбилеем и бывший директор «Кружало» Юрий Никифоров и признался, что только с ее благословения имеет сына-наследника, потому он бесконечно благодарен Евдокии Семеновне. После теплых слов и поздравлений продемонстрировали фильм Реме Соте «Шаман» в переводе Л. М. Сабарайкиной.

 
Дитя орука. Родители Дьэбдьиэй были людьми зажиточными и проживали тогда в местности Бэс Кэлтэгэйэ в Горном улусе. Она находилась недалеко от населенного пункта Бойбоготто, громко прозванного «Царскими воротами», так как он стоял на пересечении трех Вилюйских дорог. Потому к ним часто заезжали и останавливались на ночлег у  гостеприимных хозяев купцы и просто прохожие.

 
У родителей Дьэбдьиэй дети рождались, но почему-то умирали. Мать  Пелагея Николаевна Никифорова и отец Семен Федорович Капитонов, похоронив 13-го ребенка, решили обратиться к шаману. Пригласили Бырдьа (Олесова), успешно помогавшим бездетным семьям. «Потрудившись», шаман передал отчаявшихся супругам слова Иэйиэхсит, что Она от них отвернулась, потому что дарованных  Ею детей они не сумели уберечь. Сжалившись над супругами, шаман спросил у них облюбованное ими место, где им всегда хорошо. Они вспомнили и указали алаас дяди, со странным названием «Сиикэйдии сиэбит». На середине алааса,  одна - одинешенька, стояла лиственница с ветловидной кроной. Там и начал свое камлание шаман Бырдьа. И начало дерево качаться туда - сюда, издавать скрипучий звук и передало шаман-дерево устами Бырдьа такие слова: «Мальчика не могу дать. Пусть будет девочка. Она не будет похожа на других, ей уготована иная судьба, такое предназначение. Дети и скот у нее будут. Сколько проживет, не скажу, но к сорока годам сильно заболеет. На склоне лет у нее будут рождаться белые и пестрые телята, предвещающие близкую смерть». А шаман от себя добавил: «Не говорите, что она дитя человека, а скажите «она есть дитя шаман - дерева» (орука). Бырдьа взял соскочившее с дерева насекомое и заставил Пелагею проглотить. Оно походило на белого малюсенького «паучка». Затем, вернувшись с алааса, шаман вырезал из ивовых веток семь лошадей, семь коров, куклу; жеребячье сало втиснул под балки юрты. Вскоре Пелагея родила девочку. И ее окрестили Евдокией – Дьэбдьиэй. Подвижную, шаловливую девочку знали все, что она «дитя от шамана - дерева». А когда над ней подшучивали, что она дочь Бырдьа, избалованная девочка бежала жаловаться к отцу или матери. Родители, как могли, так и оберегали ее. Свою единственную дочку одевали в жеребячью доху с конской гривой, так уберегали от злых духов. В алаасе не было детей, ей не с кем было играть. Как она сама сейчас говорит: «Росла одна, как Чучунаа».


Правду о себе девочка узнала от матери позже, где-то к 13-14 годам. И нашла когда-то спрятанное под балкой сакральные обереги, с интересом рассмотрела содержимое и положила обратно.

 
О братьях – силачах. Как предка своего, Пелагея (мать Дьэбдьиэй) изредка вспоминала о дедушке, заядлом рыбаке Никифоре Никифорове, по прозвищу Ычырыыт. У него кроме сыновей Николая и Ивана было две дочери: Анна (Сымагай) и Варвара. Пелагея Николаевна часто рассказывала о своем отце Николае Никифорове (Моруот) и об  его брате Иване (Анкыр) много интересного. О них ходили легенды, известны были братья как силачи.


Дед Николай Моруот был богатырского сложения, мог одной рукой придержать медведя. О нем Евдокия Семеновна рассказала следующее: «Дед умер, когда мне было 6 – 7 лет. Помню, как выносил целый сноп свежескошенного сена, сбросив за плечо. А на нем восседаю я».

 
Однажды деда вызвали на улусное собрание, мест не было. Председатель заседания, как бы шутя, указал на якорь и попросил принести. Дед удивился, но покорно притащил его и сел на нем. После собрания он опять обратился к Никифорову: «Николай, отнеси-ка сиденье на место». Николай Моруот легко поднял тяжеленный якорь и положил его обратно. Так проверил силу Николая Никифорова сам голова Хангаласского улуса, прославленный Ксенофонтов.

 
А это случилось во время сенокоса. Сидел Николай и пил чай. Вдруг сзади послышался треск. Оглянулся – медведь. Моруот схватил его за задние ноги и ударил об дерево. Медведь хотел полакомиться рыбой. Они лежали на дне плетеного сосуда - тымтай. А в итоге вор поплатился жизнью. Рассказывают и такое. Убил Моруот медведя одним ударом, размозжив голову, а потом оправдывался в своем проступке, как мог. Раз зимой он в лютый мороз отправился за сеном. Подошел к стогу сена, распряг быка. Внезапно бык направил рога на хозяина. Моруот успел схватить быка за рога и крутануть его два раза вокруг себя. И видит – в руках одни рога, а в нескольких шагах от него – безрогий бык».


О младшем брате Николая тоже ходят слухи об его богатырской силе. Анкыр Иван был человеком скрытным, потому без особой нужды силу свою не любил демонстрировать. Но слух  подтвердила Евдокия Семеновна: «Раньше предки после убоя не спешили снять шкуру как сейчас, а, аккуратно освободив от внутренностей, хранили во дворе, так до самой весны. Это произошло осенью, во время убоя скота. Анкыр Иван, забив своего быка, спокойно отдыхал. Тут вбегает сосед и говорит: «Едут сюда уполномоченные, быстро спрячь тушу быка». Иван вышел. Вдруг наверху бухнуло так, что балаган (юрта) как бы пошатнулся и весь задрожал. Люди высыпали во двор. А там - Анкыр Иван. Это он  подкинул мерзлого быка  на самый верх балагана.

 
Слава братьев привлекла внимание улусных глав, интересовались ими в наслегах князья. Их приглашали на различные празднества, чтобы воочию увидеть и убедиться или побороть. К братьям Никифоровым лихие сами приезжали померяться силой. 
Однажды Иван заметил, что к ним понаехали «гости». Развив «палатки» (тор±о), силачи поджидали их, чтобы снискать себе славу. Братья, посовещавшись между собой, приняли мудреное решение. Анкыр Иван молча положил около коновязи (сэргэ) огромное дерево с выдернутыми корнями. Горящие желанием потягаться силой, гости были посрамлены, не смогли даже сдвинуть дерево с места. Как будто невзначай,  старший Моруот Николай попросил брата отнести обратно дерево. Тот взял на плечо дерево и зашагал в сторону леса. Моруот, как положено, плотно накормил гостей. Когда начали собираться, один из гостей не нашел свои рукавицы, Моруот взглядом указал, где они: «Брат, видимо, втиснул их туда для сушки». Гость не сумел поднять балки потолка и взять свои рукавицы. Тут Моруот помог ему и гостей с миром отпустил.


Как-то раз голова Вилюйского улуса  Харатаев пригласил братьев Никифоровых в гости. Он, как положено знатному хозяину, хорошенько накормил, напоил и взял с них слово, что они примут участие на ысыахе. Братья, сдержав слово, приехали на ысыах восьми улусов, но никто их не сумел одолеть.

 
Моруот Николай мог подымать 100 пудовую тяжесть, а брат его - 75 пудов. Моруот прожил 96 лет, Анкыр Иван – 80. Пелагея Николаевна была дочерью Николая Моруота. А она была матерью Евдокии Семеновны (Дьэбдьиэй).


Семья целительницы. Дьэбдьиэй хорошо помнит своего деда по отцу. Тот имел большое хозяйство, около 300 голов скота. Его звали Федор. Он был не только всем известным искусным кузнецом, но сказителем и певцом. К ним приезжали известные певцы - олонхосуты, как Хадьай Михаил и Кирис Николай. Видимо, их приглашали. Хадьай исполнял с удовольствием олонхо с длинным таким названием про железного богатыря «Тимир тууттаах  Тимир Тиргиллэн Тюенюллэн бухатыыр». Слова олонхо глубоко западали в душу. До сих пор она их помнит. Отец ее, Семен Федорович Капитонов, был очень умным человеком, но баловал свою единственную дочь.

Дьэбдьиэй в детстве сильно страдала от чирьев. Вместе с ней мучились и родители, но сумели выходить свою любимицу. Семен Федорович мог предсказывать погоду, знал травы и помогал людям. Был хорошим охотником, всегда всякой дичи на столе было много. Он, заметив тягу дочери к знанию, хотел отдать на обучение, но мать не согласилась: «Получит образование, от нас уйдет, потом ее ищи свищи». Так она и осталась при родителях.

 
Отец  мог вылечить даже тяжело больных. Он заставлял голодать больных в течение трех дней, потом лечил только ему известными методами и больные на удивление выздоравливали. Семен был мастер на все руки, владел кузнечным ремеслом. Доставал руду, из железа готовил ружье и менял их на серебряные монеты. Подросшую дочку держал при себе в качестве приказчика. Она стала помощницей во всем. Зимой сама возила дрова и сено. Летом  работала на сенокосе.


С приходом Советской власти начали организовываться артели. Шла коллективизация по всей стране. Семья Капитоновых выделила для артели 5 кобыл и 3 коров. Пожилые родители стали чаще болеть, постепенно на Дьэбдьиэй перешла вся работа по хозяйству. Похоронив отца и мать, Дьэбдьиэй долго жила одна. Только в 1926 году вышла замуж за вдовца с двумя детьми. 30 голов скота она привела с собой, как приданое. От мужа Якова Иосифовича Кононова она родила двух девочек и одного мальчика: в 1929 году – Марию, в 1931 году – Марфу, в 1934 году – Петра. Марфа умерла в раннем детстве. Мужу Дьэбдьиэй не сиделось дома, постоянно был в отъезде, раз ушел и так не вернулся. Прожила она с ним около 7 лет. Так и не дождавшись мужа, Дьэбдьиэй со своими двумя детьми перебирается в Бэрдьигэстээх. Ее сосватали за Петра Лиханова из деревни Маалтаны Хангаласского улуса. Петр был сирота, жил с дедушкой. Он был моложе Евдокии на 7-8 лет. От него она родила пятерых. Жили дружно. Оба работали в колхозе «Коммунизм»: Евдокия – дояркой, Петр -  возчиком. Евдокия трудилась не хуже мужчин, а от иных слабых даже лучше. Евдокия Семеновна была ударницей по сенокошению. Она могла накосить с утра до вечера 1 га и 30 сотых.


Когда началась Отечественная война, муж Евдокии тоже был призван, но по состоянию здоровья его направили в 1941 году на трудовой фронт в Булун. В те суровые годы, как она помнит, из его деревни были в Булуне Татьяна (Таатыс) Соломонова и Маруся Таппыева. Они вернулись в свою деревню Немюгюнцы только после войны. Петр Иосифович переболел малярией, потому отпустили домой в 1946 году. По воспоминаниям Евдокии Семеновны, в ее деревне голод покосил 9 семей. Хотя матери было трудно нести груз житейских забот, она не сдавалась и с коровой не расставалась. Молочные продукты мать хранила в погребе. Чтобы дети были сыты и здоровы она не жалела сил, каждый раз находила что подать, самым привычным на завтрак был кюерчэх.


Тяжелая мужская работа ложилась непосильным грузом на женские плечи: Евдокия издалека возила на пяти лошадях сена, таскала горюче-смазочные материалы МТС. Принимала все это учетчица Груня Чабыкина. На другой день Евдокия их развозила на колхозные поля. Обеспечивала дровами больных и немощных. По ночам навещала постельных больных и оказывала им помощь. Ее, как и всех сельчан, поддерживала одна мысль, что их труд приближает победу в этой страшной войне.


Выжили дети Евдокии в суровые годы войны, благодаря неустанной заботе матери. Старшая дочь Мария помогала по хозяйству, присматривала за младшими. Не раз Евдокия была на волоске от смерти. Всякое бывало. Чуть не утонула, чуть не убили и т.д. Однажды Евдокия случайно оказалась свидетельницей убитой лошади и крикнула: «Доложу!» Один из них, испугавшись, схватился за вилы, тут выбежал из-за амбара сынишка.  «Пожалели сына твоего, а то точно проткнули бы тебя», - сказав так, воры быстро скрылись. В сталинские времена суд был очень строгим.
Агафья Петровна, дочь Дьэбдьиэй, вспоминает: «Я на 13 лет моложе от старшей сестры. Меня мама родила, когда ей было 47 лет, Дуню – в 50, брата родила, когда ей было 52 и вытащили с помощью щипцов, потому Гоша стал инвалидом. Когда умер, ему было всего 3 года. Маму было жалко, тяжело переживала смерть единственного сына.


Отец наш, Петр Иосифович, был немногословным, ни разу никакой ругани не слышали от него. Если мы отлынивали, шалили, то строгого его взгляда нам было достаточно. Семья вела здоровый образ жизни. Никто из нас не курил, не пил спиртного. Родителей наших уважали, отца тоже не раз назначали бригадиром. В  1971 скончался старший брат отца. Он отправился  на похороны брата в Янский улус и умер от инсульта. Ему было тогда 64 года».


Как предсказал шаман Бырдьа, вдруг  Евдокия  сильно заболела. У нее обнаружили злокачественную опухоль, поэтому ей отказали в лечении. Страшно она исхудала, как говорится, «кость да кожа». Но она не сдавалась, начала заниматься самолечением. Села на строгую диету. Пила грудное молоко, уху  из карася, затем перешла на кашу из ржаной муки с ягодами, затем - суорат. Так она встала на ноги.


Как Евдокия Семеновна стала целительницей? Как мы знаем, она держала свой скот, также долгое время работала дояркой на ферме. Общаться с домашними животными и ухаживать за ними Дьэбдьиэй умела с детства. Живая и наблюдательная девочка, может, переняла что-то от отца. В первый раз Евдокия Семеновна вылечила корову, когда ей было 40 лет. С этого момента, уверовав в свои силы, она стала лечить больных животных. Пробуждала заговором уснувший плод, принимала роды. Умелым разглаживанием меняла расположение плода, облегчая тяжелые роды. Если послед задерживался, то очень медленно и осторожно отделяла от матки. Иногда, бывало, руки немели.


К ней стали обращаться односельчане. Помогала бездетным молодым женщинам. Растирала женщинам живот, приговаривала заветные слова, давала им ниточку конского волоса. «В большинстве случаев выкидыш происходят по вине мужчины. 6-7 месячный плод обычно не покидает лоно матери», - так считает целительница. По ее наблюдению, развитие плода в утробе матери одинаково проходит у людей и животных, роды тоже. Иногда и у женщин тоже плод неправильно развивается. Тут, как говорится, без «бабки» не обойтись, а в роддоме без «кесарева сечения» или без какого-либо хирургического вмешательства. Так мудрая женщина стала одной из продолжательниц традиций древней тайны врачевания.

 
«Вон березка – сама аптека», «а вот подснежники – к удою», «пижма хороша для печени», - так Евдокия поучала дочерей своих. Также обращала их внимание на деревья: «Выберите для себя деревцо. Облюбуйте, делитесь с ним нуждой, расскажите ему про свою жизнь. И оно услышит и поможет». Мать обучала своих детей, как вести себя с живой природой. Каждое лето собирала целебные травы, тем самым она спасала людей от «неизлечимых», или трудно поддающихся лечению болезней, как, например, желтуха. Больные тайком приходили к ней. В Советское время нельзя было заниматься знахарством. Их считали шарлатанами, их преследовали, им грозила тюрьма. Такая участь ждала и Евдокию Семеновну. Чего скрывать, раз  ходили фельдшера с жалобой к властям.

 
Целительница Евдокия Семеновна легко определяла больных по их внешности: «Если человек худосочный, рано поседел и глаза потухшие, то у него плохие нервы. Выпадают и седеют волосы у тех, кто страдает бессонницей. Человек полноватый и с желтоватым оттенком лица имеет проблемы с печенью и желчью. У полных, страдающих ожирением людей – перегрузка сердца, оттуда и вялость в движениях». Она могла определить болезнь по движению крови по артериям и венам. Благословение Евдокии Семеновны лечил, снимал сглаз, порчу, проклятие.

 
«Важен крепкий здоровый сон, человек хорошо должен выспаться. Изменился ритм жизни, природа сильно загрязнена, потому здоровье людей ослабло. Наши предки укрепляли свое здоровье, выпив глоток лошадиной крови,  и давали пить слабым детям», - говорила долгожительница. Этой доброй традиции была она верна и придерживалась ее всегда. «При малокровии, кровотечении лучшее средство – печень и свежая кровь лошади. Сырой костный мозг лошади, оленя и лося очень питателен и полезен, а костный мозг других животных варят. Что от лошади все полезно. Ничего не выбрасывается и у коровы: даже рога и копыта, хвост идут в обиход, не говоря о мясе и потрохах. Я говорю о пользе традиционной пищи для здоровья человека. Питаться вы должны натуральными продуктами», - советует Семеновна.


Долгожительницу беспокоит исчезновение некоторых традиционных напитков как кымыс, ымдаан, бутугас, бэс юрэ; также молочных продуктов, как кюерчэх, хайах, хатта - yрyмэ, суорат, тар и также другие исконно национальные блюда.   Напитки предков сами по себе были целебными, исключительно были полезными для здоровья. «В детстве мои родители, заботясь о моем здоровье, зимой держали кобылу. Я росла на кобыльем молоке, оно равноценно грудному молоку. Кымыс надо пить ежедневно, круглогодично, тогда и тяга к заморским опьяняющим напиткам пропадет», - делилась со своим опытом народная целительница.

 
Дочери многое переняли от матери. Агафья Петровна тоже владеет некоторыми секретами народной медицины:
- Для лечения больных ног беру внутреннее сало, режу квадратиками, затем ими натираю суставы, помогает. Раз сломала ногу, матери рядом не было. К счастью,  вспомнила, как она лечила перелом костей. Мне повезло, нашла то, что нужно – чохочу (тонкое брюшное сало). Обернула им ногу, как бинтом. Отек ноги прошел, кости быстро срослись.


Вместе с матерью часто собирали целебные травы. А сейчас справляюсь сама. Природа-мать знает, какие мне травы надо брать и сколько. Готовлю мази на травяной основе. Когда к нам приезжают гости, я рассказываю о матери, делюсь с ее методами лечения. Собираю о ней материалы.


Летом работаю в детском лагере. Детей обучаю находить лекарственные растения. Можжевельник лечит радикулит. Запах можжевельника изумительный. Его пары хороши для  ингаляции. Мать использует для лечения больных: чабрец, полынь, пижму, подорожник, почки березы и т. д. Прославленный дояр Василий Николаевич Константинов однажды нашел между Хараанай и Чыбахчы диковинное растение и привел туда мою маму. «Природа никому не подвластна. Но мы, целители, пользуемся дарами природы во имя спасения жизни», - как бы прося разрешения, так приговаривая, она взяла с собой то растение и назвала ее «Викторией». Мама исцеляла ею больных желудком. Бездетным женщинам после растирания давала пить настой «Виктории» раз в день по 1 столовой ложке. «Благодаря природе жив человек, она же нас кормит и лечит. Нет такой болезни, которую бы природа не излечила», - любила повторять моя мама. Крепко запечатлелось в памяти ее наставление: «Духи повсюду, их надо ублажать и относиться ко всему бережно. После смерти человека на земле остается его желание. Долг близких ему людей осуществлять, воплотить в жизнь то, что не успел покойник при жизни. Во сне часто вижу предков и знакомых. Как наяву: сижу перед камельком, зашли «гости». Одного из них узнала - покойника  Константина Дьячковского. Он отчетливо произнес: «Чего скрывать, зашел выпить». В тот вечер мой муж пришел выпивший и кто-то с ним. Мать попросила, принести бутылку водки, которую вечером она поставила за холодильником и сказала мне: «С ним был покойник Константин Дьячковский». И стала наливать в огонь водочку и все бесполезно, огонь не разгорался. Понюхали, попробовали на вкус – вода. Мама видела то, чего мы не видели, и советовала не бояться. Она, видимо, владела не только ясновидением, но и яснослышанием.

 
Агафья Петровна поделилась с нами некоторыми традиционными методами лечения матери - целительницы:
- На нарыв мама наложит заячью шкуру и ждет, пока тот созреет. Потом сдерет вместе со шкуркой весь гной. После такой процедуры больной полностью избавлялся от фурункула.
- Камни в почках и в желчном пузыре она лечила таким образом. Женщинам – камни для мужчин, мужчинам – камни для женщин; предварительно тщательно раздробив, делала настойку и давала им пить, чтобы избавляло от новых образований.
- Моют грудным молоком больные глаза, делают компрессы. Очень полезно. Вредно сидеть больным перед телевизором, глазам нужен отдых.
- При простуде хороша детская моча.
- При опоясывающем лишае полезна кровь собаки. Чтобы получить с нее кровь, слегка надрезают ушко. Ею втирают больные места.
- Если к дереву собираются всякие насекомые, то лучше под ним развести костер, чтобы рассеять отрицательную энергию.
- Из двух сросшихся деревьев, если они мешают строительству, то не оставляете его одного, а убираете обоих. Если они не мешают, лучше их не трогать.


Далее я поинтересовалась у почтеннейшей Евдокии Семеновны, каких шаманов она знает, видела ли воочию камлание, чтобы выяснить ее отношение к ним. Она слышала о шамане Курулаан, о его жене Настасьи и Буодьалба. Жил шаман Моонньогон на южной стороне Бэс Кюелэ. Поблизости от них проживал ее зажиточный дед Федор. Она помнит, когда заболела ее мать Пелагея Николаевна, пригласили шамана Курулаана. Все его ждали с надеждой на выздоровление больной. А дети – с большим интересом. Но  Курулаан надежды не оправдал, мать Дьэбдьиэй ослепла. Страха никакого я не испытывала, - рассказывает Семеновна, - когда он ударял о бубен колотушкой. Поэтому про меня поговаривали за спиной, «не боится как Бырдьа, потому что сама дочь шамана». Настасью не видела, но слышала о ней. Рассказывают, что она оборачивалась в уточку и всем показывала платьице, продырявленное пулей, говоря, что никто не мог попасть  в нее. Над шарлатанами народ только посмеивался, так как понимал, человек из-за куска хлеба изображает шамана. Раньше чаще страдали менерячеством слабонервные женщины. Вот, что я знаю о шаманах и им подобных».


Письмо из Парижа. В 1995 году у почтенной целительницы в гостях был француз Реме Соте. Он очень довольный уехал от нее. Вот письмо из Парижа:
«Дорогая Евдокия Семеновна!
Вот уже три месяца прошло с того момента, как я вернулся во Францию. И с тех пор не было дня, когда бы я не думал о Вас, либо не видел во время работы отснятый материал. И это неизменно приводило меня в отличное настроение. Волей случая, я вновь еду в Москву, где я должен встретиться с нашим общим знакомым, который лично передаст Вам мое письмо и мои уверения в глубочайшем уважении…
…Какое счастье, что я встретил Вас во время поездки. Я увез с собой Вашу тень, и она всегда сопровождает меня, когда я шагаю по улицам Парижа.
Ваш друг Реме Соте.


В 1996 году Реме Соте вернулся в Якутию с целью снять фильм о шаманах. Он попросил Евдокию Семеновну сыграть роль удаганки в его фильме «Шаман» и получил ее согласие поехать с ним в Эвено-Бытантайский улус. Французы не упустили случая также снять обряд благословения и традиционные методы лечения целительницы.


Великая труженица. И, впрямь, Евдокия Семеновна была человеком необычайной судьбы. Она больше века прожила и всю сознательную жизнь трудилась. В течение 50-ти лет она работала скотницей, дояркой и возчиком дров и сена. И всегда ходила в передовиках. Не щадя себя, забывая о сне и отдыхе, приходилось работать в годы войны. Ее наградили медалью «За доблестный труд в годы Отечественной войны», которой она очень дорожит.

 
В 1956 году выходит Указ КПСС о достижении повышения мясо - молочной продукции. В то время Дьэбдьиэй работала на свиноферме. С большим трудом ей удалось добиться прироста свиноматок до 100 голов. За высокие показатели 1955 - 59 годы ее награждают Почетной грамотой Верховного Совета Якутской АССР.

 
В 1959 году ее направляют в ВДНХ за особые заслуги в развитии животноводства. В 1960 году Евдокия Семеновна была награждена Почетной грамотой и медалью Президиума Верховного Совета РСФСР. Многократно избиралась депутатом и в райсовете, и в сельсовете.

Ветеран труда и тыла Е.С. Лиханова – «Почетный гражданин» Хангаласского улуса и Горного (2001), также наслега Ой (1984). К своему столетнему юбилею Евдокия Семеновна удостоилась  Почетного имени «Ытык Немюгю Эбэ Хотуна».

 
Евдокия Семеновна Лиханова также имела все регалии и категории как целительница. У долгожительницы много внуков и правнуков. Старшая дочь Мария Яковлевна Манасытова всю жизнь проработала дояркой на ферме  деревни Арыылаах Чурапчинского улуса. Она ветеран труда и тыла. Мария Яковлевна с мужем Андреем Петровичем подняли на ноги 8 детей.  Они имеют уже 10 внуков. Сын Евдокии Семеновны Петр Яковлевич Кононов житель села Бэрдьигэстээх Горного улуса, другой сын Николай Петрович Лиханов работает в Проектном институте главным инженером. Получил высшее техническое образование в Москве. Заслуженный строитель РФ, ветеран труда. С женой Валентиной Григорьевной вырастили троих детей, имеют внуков. Дочь Евдокии Семеновны – Агафья Петровна по образованию зоотехник, ветеран труда. С мужем Спартаком Гавриловичем воспитали четверых детей, имеют внуков. Младшая дочь Семеновны – Евдокия Петровна Андреева работает в библиотеке ЯГУ, ветеран труда. С мужем Владимиром Дмитриевичем имеют пятерых детей, также внуков. Кроме собственных детей Семеновна опекала еще одного с самого младенчества, который впоследствии получил образование инженера-строителя. Сейчас Анатолий Степанович Еремеев живет в Хангаласском улусе с женой Еленой Николаевной.  Работает огранщиком в гранильном заводе. У них двое детей.  Жизнь бабушки и прабабушки - пример трудолюбия, ответственности и любви к людям, к родной земле.


Напутствие – алгыс. В конце торжественного своего вечера Евдокия Семеновна Лиханова выступила с напутственным словом и благословила всех присутствующих.  Она предупредила, что настанут трудные времена, посоветовала, как их пережить: «Времена будут сложные. То, что происходит вдали от нас, эхом отзовется и у нас. Надо позаботиться нам о продовольственной безопасности: сеять пшеницу, держать скот, т.е. развивать традиционные отрасли хозяйствования. Как говорится, «на Бога надейся, а сам не плошай». Наши дети должны впитать мудрость предков с молоком матери. Если сумеем обучить подрастающее поколение здоровому образу жизни предков, то не пропадем бесследно. Будем живы и здоровы», - на такой оптимистической ноте завершила тогда свой рассказ глубокоуважаемая долгожительница и целительница.

 
Евдокия Семеновна Лиханова считала себя счастливым человеком, хотя она прожила трудную, сложную жизнь. Она счастлива была тем, что своим трудом приносила пользу людям, народу, стране; что она была матерью, бабушкой и прабабушкой;  что живет в новое время; что в ее годы еще помогает нуждающимся; что ее труд был достойно оценен. Низкий поклон большой труженице - долгожительнице и народной целительнице!
 


Рецензии