Мой визит в Тбилиси

25 лет меня не было в стране исхода ,в моём Тбилиси. Лето во всю боролось с ранней осенью. Лишь иногда, небо окрашивалось в тёмно-серый цвет и облака –  медузы приоткрывали свои краны. Шёл дождь. Он поливал покрытые пылью и первыми опавшими листочками улицы ,некогда родного до боли, города.
Города моего детства, моего взросления, моей первой любви...
Я бродила по его кривым улочкам, знакомым переулкам, вспоминая  эпизоды своей юности. Улица Леселидзе...совсем рядом площадь Руставели. Спустилась вниз и... очутилась ... в Иерусалиме на улице Бен-Егуда. Так мне показалось. Брожу среди небольших ресторанчиков, магазинов, уютных кофешек. Запах ароматного кофе, утренний с жару кусочек хачапури с тянувшимся как жвачка сулугуни...Я в маленьком тбилисском раю.

В Иерусалиме мучает бессонница.
Хамсин, песок несётся за окном.
Стреляют где - то, кто- то Богу молится
По - разному. И каждый – о своём.

В Тбилиси – черепичный бисер домиков
Разбросан над взъерошенной КурОй .
До боли всё знакомо мне, до коликов
Старинных улочек язык живой...

Священный город, ты – совсем не домысел!
Притягиваешь как земной магнит.
Ты для врагов – пылающая «молния»,
Сплошной – « мировотворческий» гамбит!

Наивность итальянских твоих двориков
Вкус Мукузани и Мтацминды высь
Богатый теплотою и историей
Тбилиси, словно сказочная рысь!

Я не страдаю чёрной меланхолией,
Не верю в силу чар и ворожбы.
Зависимость моя как алкогольная –
Любовь к двум городам моей судьбы.

Мой любимый зять  –  коренной тбилисец ,как и мои двое ,родившихся в этом чудесном городе, детей , обеспечил мне транспорт на каждый день пребывания. Его друг детства, Заза ,оказался на редкость разговорчивым ,интересным малым. Рано утром , его машина стояла у гостиницы . Завтракать в гостинице я не успевала поскольку с утра меня ждал гостеприимный грузинский стол бывших соседей, друзей ,одноклассников. Испытание грузинской кухней я прошла на все пять, набрав за десять дней несколько кг к своему не худощавому телу. Невозможно отказать и невозможно не есть. Проявлять неуважение  –  признак дурного тона и воспитания.
Мало того...холодильник в моём номере на улице Леселидзе был переполнен изысканными блюдами. Моему приезду были рады все. Особенно  мои бывшие одноклассники , с которыми я делилась угощениями.
Я была как в тумане. Видела только хорошее ,а всё остальное меня не интересовало. Быть может я боялась покрыть свои положительные воспоминания чёрными красками негатива реальности.
Жизнь –  она  окрашена как рояль в бело - черное. Короткий визит не хотелось омрачать .
Мне неприятно вспоминать  раннее детство. Как такового –  детства, у меня не было. Мои воспоминания о нём заканчиваются морем слёз и спазмом в горле ,повышающем моё неустойчивое давление.
Эйфория! 25 лет прошло. Душа требует только восхищений. Подавай ей только положительные эмоции. Не отвлекайся на беззубые рты своих одноклассников, пустые холодильники в их домах. Тебе нужны положительные эмоции, шепчет мне внутренний голос ,моё второе Я.
Дезертирка – рынок , на который мы с отцом отправлялись раз в неделю закупить продукты. Всегда богат и разнообразен. Необычное название  его связано с солдатами, бежавшими с полей сражений в ходе вооруженных конфликтов начала прошлого столетия. В 1920-х годах дезертиры ловко продавали на стихийном рынке возле вокзала свое и чужое обмундирование, амуницию, прихваченное по случаю оружие и даже краденые вещи. На рынке царит грузинское радушие, желание общаться с покупателями, шум и характерный хаос, который можно отнести, скорее, к местной достопримечательности, нежели к отсутствию порядка. Здесь принято торговаться, пробовать на вкус съестные продукты, зазывать покупателей, до бесконечности расхваливать свой товар и взвешивать «с походом». Здесь можно не только попробовать любимое джонджоли на вкус, но заодно — с головой окунуться в атмосферу местного колорита.  Хорошо, что под руками Заза. Есть кому помочь  донести до дома моей одноклассницы продукты. Холодильник заполнили...Не на всю жизнь, конечно. Но...не отвлекайся, продолжай восхищаться. Вот и улица Леселидзе. Надо бы её отремонтировать( это внутри меня снова вредничает)...Снова отвлеклась?
Полно магазинчиков продающих церковную утварь. Кресты, кресты, иконы...Что это меня понесло не туда куда надо. Продолжай восхищаться...Душа –   она такая, требует восхищения.
Волшебное тбилисское утро! В воздухе чувствуется прохлада, запах чистого воздуха после осеннего дождя. Это в пределах моей гостиницы.
В районе Глдани живые крысы, размером с наших кошечек, разгуливают как хозяева... Запах мусорных ящиков . Мусор здесь ,очевидно, не вывозили как  и у нас в Шаббат в Меа Шеарим. Вот, не туда меня тянет. Надо вернуться быстро на улочки старого Тбилиси, на центральную площадь. Так и эйфория моя вся выветрится в неизвестность ...а жаль ведь.
Для абсолютного восхищения нужно прилететь на три дня. Жить в пределах роскошной гостиницы и не вылезать из-за стола. Грузинская кухня –   это  отдельный разговор . Недавно прочла будто грузинским мировым достоянием является застолье. Нет, моя душа с этим не согласна. Грузинская живопись, балет, театральное искусство, одна из лучших математических школ в мире, кинематограф, прекрасные спортсмены, красавицы и красавцы...Есть чем восхищаться.
Когда в нации есть свои воры и проститутки, у неё есть Государство",–  вспоминал слова З. Жаботинского великий Хаим Нахман Бялик. В этом вся истина! Ведь и у нас были свои Ротштейн, Абарджиль, Мульнер, Альперон...
Грузины построили своё государство. Есть и те и другие. Этих я заметила в немалом количестве рядом с Цирком. Молоденькие, стройные девочки . Снова меня понесло не в ту чащу.
Восхищайся. Даже если у тебя на базаре стащили кошелёк продолжай впитывать положительные эмоции. Государство построено.


Рецензии
Интересно особенно для меня вырос среди грузинских евреев

Парвин Гейдаров   30.12.2020 11:57     Заявить о нарушении