Бунт хранителя
Строить выставку руководство решило из творений "певцов" родного края. Им отдали узкий зал, убрав с подиумов колбы с земноводными. В фойе разместили городских художников. А в большой выставочный зал пригласили столичного портретиста – миллионера. По новым законам, музей был обязан зарабатывать. И на модного художника цену на билеты повысили.
Развешивать картины и фотографии позвали Глеба Ивановича, хранителя фондов музея, предпенсионера, и молодого грузчика по прозвищу Вольтер. Оба подрабатывали на выставках, а хранитель еще трудился слесарем, ремонтируя музейные унитазы.
Работали несколько дней. Развеска процесс утомительный. Залы высокие, стремянки качаются, а узелки на веревках не должны быть заметны. И – главное – постоянные переделки. Музейный художник укажет – так, завотделом – этак, а у замдиректора свое мнение. К вечеру ноги дрожат, под глазами – круги, как тут не выпить!
Привезли и ящики с картинами московской знаменитости. Агент художника суетливо расставил полотна у стены как требует концепция, заказал нужную высоту… Глеб Иванович обошел зал, разглядывая работы. Такого видеть ему не доводилось. Портреты большие, техника искусная, но – кто на картинах? Известные политики, бизнесмены, поп – идолы… Льстивая мазня. И все как - будто из средневековья.
Правитель государства, тот, что все время лжет и обещает – в костюме короля на троне, министры – в шубах баронов, патриарх и шоу-крикуны в доспехах с пушистыми прибамбасами. Смотреть противно…
И еще эти кошки и псы. На больших картинах царили уроды: до шеи они были людьми, а выше – морды животных. Женщины, как полагается, с кошачьими ушками и усами, а мужики – овчары, бульдоги… И все так тщательно выписано, волосок к волоску…
Глеб Иванович, скрепя сердце, развесил вождей правительства, а к барбосам так и не притронулся, - отвратно. Его напарник Вольтер, тощий «эзотерик», как он себя называл, развесил остальной зверинец.
- Мне пофиг, Иваныч! Главное, чтоб ровно было. Рамы дорогие…
- Ты из другого времени. А я – прежний, внутри имею…
- И что? Смотреть не будут? Валом пойдут… Даже купят за 50 тысяч…
- То и оно… – мрачно сказал старый хранитель и ушел в зал местных художников. Там хотя бы река и городские дворы угадывались.
Здесь ему вызвался помогать молодой художник Веня, спортивного вида, с бородкой и приветливым взглядом. Он быстро освоил задачу и вязал петли быстрей, чем опытный Глеб Иванович.
Они разговорились. Оказалось, работы Вени тоже прошли отбор. Вот только место для них подобрали неважное, у двери туалета. На трех небольших акварелях художника боролись отчаяние суицидника и желание выстоять, жить. Серо-коричневая гамма, вороны на дереве без листьев, а выступающий острый сук приглашал к самоубийству. И заходящее солнце за горизонт пустыря…
- Твое? – удивился Глеб Иванович. – Тоска! Ты же – веселый…
- Это раннее, депрессуха, - пояснил Веня. – Я тогда закончил колледж, жил впроголодь. Работал в школе… А хотелось, как понимаешь, денег, квартиру... И – творить. Словом, конфликт мечтаний и возможностей…
- Выходит, выжил?
- Справился. Помогли природа, спорт… Пошли и другие пейзажи, светлые. Но хочу окончательно попрощаться с собой бывшим. Сейчас на трех работах. Пишу на дежурстве…
- Не обидно выставляться у туалета?
- Чего уж…. Тут старики выставляются впервые… Успею.
- Мужик! Держи краба…
Во время развески молодой художник делился планами. Он хотел писать лица людей и смотрел на Глеба Ивановича, как на модель для портрета. Лик музейного слесаря привлекал его выражением народа в эпоху олигархов и торжества потребительства…
На открытие выставки Веня не пришел, отсыпался после смены. В малом зале теснились художники, скрывая на лицах воодушевление. Они благодарили устроителей, досталось похвал и развесчикам картин. Как водится, появились и выпившие. Но по совету Глеба Ивановича из зала заранее убрали стекло, а на окна мастер навесил деревянные решетки.
Внезапно в музей ввалились социальные активисты с самодельными надписями на фанерках. Они выступали против московского мусора на северной земле. Один из них воззвал: - «Российская Федерация – незаконна! Вот документы, доказывающие обман!» Но художники, будучи подшофе, вели себя мирно и обещали прочесть листовки.
Затем в зале заметили потного Деда Мороза. Видимо, кто-то спутал Рождество с новогодним празднеством. Но гостю были рады и спрашивали про Снегурку. Торжество продолжалось…
Через неделю в город приехал и модный портретист. Деловой, в куртке с соболиным воротником. Шарфом прикрывал шейные морщины. Походил на плешивого ловеласа. Было холодно, и художник успел согреться конъячком...
К тому времени веревки, удерживающие рамы, растянулись, и строй картин нарушился. Живописца сопровождало начальство музея. Вызвали из подвальной слесарки Глеба Ивановича.
- Ты развесил? – сказал, не глядя на хранителя, художник. – Поправь линию. И смени местами две картины, - он небрежно прочертил зигзаг в воздухе двумя вытянутыми пальцами.
Делегация уже отвернулась, когда Глеб Иванович выдавил: - Не сменю!
- Что? – повернулся к нему художник. – Почему?
- Переставлять не буду. Порядок установил ваш агент. И работу приняли все комиссии. Дело закончено…
- Верно. Но я автор выставки. Вижу несовершенства… В чем проблема?
- Проблем нет, - Глеб Иванович, волнуясь, старался говорить медленно, твердым голосом. - Выставка не ваша, общая. Мы здесь все трудились, - художники, рабочие… А что вы сейчас придумали - так стремянка в коридоре, под лестницей. Сами поправьте…
- Глеб Иванович! – краснея, сказала директор. – Переставьте картины, как нужно художнику. И зайдите ко мне…
- Отчего не зайти? А трогать картины не буду…
- Уважаемый,… - сказал, глядя на него с интересом, художник. – Я не приказываю, а прошу. Общее видение меняется…- от света, высоты зала...
- А в чем смысл? Что изменится при перестановке этих … собак?
- То есть? – стал заводиться художник. – Ты понимаешь смысл в искусстве? Больше меня? Займись своим делом!
- А где оно, искусство? Ты думаешь, мы болваны? Съедим? Ну, облизал олигархов, - понятно. А зачем людям морды ящеров? Прославиться?
- Не тебе судить! Рассуждаешь… Вяжи узлы!
- Не сужу. Выражаю мнение. Как зритель… – сорвался хранитель. – А руки не испачкаю… Павлин!
- Прекратить! – закричала директор. - Позовите Володю!
- Болен! – съязвил бунтовщик . – Заразился... От этих картин всем дурно!
- Глеб Иванович! – вмешалась зам директора. – Вы опытный работник, мы вас ценим. Зачем тут конфликт? Принесите стремянку, вместе поправим…
- Под лестницей! – предательски дрогнул голос музейщика. – Пусть принесет! Зачем вы гнетесь? Он кто, - художник? Пустой! Мы – культура, а показываем это… - Грех!
Наступила пауза. Все нервно дышали, соображая как поступить. Слесарь - хранитель стоял непривычно упрямо, как молодой бык перед боем.
- Хватит! Вы – уволены! - выдохнула директор. - Придет Володя, мы поправим картины. Простите за инцидент…
- Кадры у вас…
И тут к Глебу Ивановичу впервые в жизни спустился ангел красноречия. Тихий голос его зазвенел силой правды интеллигента – труженика.
- Вы, госпожа, меня уволите. Знаю. Двенадцать лет я работал на музей, чистил вам унитазы, менял прокладки, строил выставки…Я получал копейки и грамоты, и даже принял кактус на юбилей. И вот за этот пустяк вы хотите меня выбросить? Перед пенсией… Не я тут должен бороться. А вы сами. Вы!
Кажется, Глебу Ивановичу попала в глаз соринка. Он прослезился и резко вытер его рабочей рукой. На мгновение всем показалось, будто солнечный свет, падающий из-за спины хранителя, окружил его голову светлым ободком. И будто от фигуры старика отделился эфемерный двойник, поднимаясь к окну. Там, на сплетении оконного переплета, призрак трагически распластался, удивляя присутствующих.
И лишь когда Глеб Иванович, не выдержав, вышел прочь, - светлая тень сошла с креста и, улыбнувшись, растаяла на солнце, что едва просвечивало сквозь прохладное январское небо.
Свидетельство о публикации №219110600616