Хлеб не игрушка

В одном совершенно обычном городе находился совершенно обычный детский сад. В этот детский сад ходил мальчик, его звали Глеб. Глебу было шесть лет. Он рос самым обыкновенным ребенком, был иногда послушным, иногда не очень. Любил играть со своим другом Костей в мяч и собирать из конструктора машины, дома и другие детские выдумки.
Однажды за обедом в детском саду он взял в руки оставшийся на тарелке кусок серого хлеба. Посмотрел на него и решил смастерить из него машину. Недолго думая, он откусил снизу мякиш, сначала с правой стороны, затем с левой. Получились как будто бы отверстия для колес. Он внимательно посмотрел на то, что получилось, и остался недоволен результатом. Не хватало кабины и кузова. Немного поразмыслив, он надкусал корочку хлеба так, что одна часть кусочка стала выше другой. Посмотрев на дело своих рук и зубов, он явно увидел очертания грузовика. Вот два колеса, вот кабина и кузов. Вообразив, что обеденный стол – это проезжая часть, он стал играть хлебом, как настоящей машинкой, двигая ее вперед и назад и издавая звуки.
– ЖЖЖЖЖЖ, – произносил он.
Воспитатель, увидев такую картину, подошла к Глебу и сказала:
– Глеб, хлеб – это не игрушка. К каждому кусочку хлеба нужно относиться уважительно. Если ты наелся, то оставь кусочек хлеба на тарелочке, но не играй им.
Глеб, нахмурив брови, собрал откусанные кусочки со стола и положил на тарелку.
«Что я такого сделал? – думал он. – Подумаешь, какая ерунда – кусочком хлеба поиграть. Я ребенок и могу играть чем хочу и когда хочу, вот».
После обеда все ребята пошли в спальню готовиться ко сну. Воспитатель прочитала перед сном сказку и пожелала всем спокойного сна. Глеб лежал на спине и смотрел в потолок.
«И всё-таки, что за привилегии хлебу? Ведь он даже не живой. Хлеб – хороший материал для творчества, не хуже пластилина», – не успокаивался он.
С этими мыслями он и не заметил, как погрузился в сон. Вдруг открыв глаза, он ощутил ужасный холод. В помещении было сыро и темно.
«Где я?» – промелькнуло у него в голове.
Неожиданно он услышал совсем тихие детские голоса. Пригляделся и увидел девочку и мальчика. Дети были очень худенькие и дрожали от холода.
– Как я замерзла и хочу кушать, – сказала девочка мальчику.
– Я тоже хочу очень кушать, – отвечал он.
– А скоро вернется мама? – спросила она.
– Я не знаю. Время очень тяжелое, – отвечал он ей. – Идёт война.
Глеб смотрел на них и ничего не понимал. Он попытался заговорить с ними, но они его не видели и не слышали.
Вдруг открылась дверь и в комнату вошла женщина. Она была очень худой и уставшей. Дети спрыгнули с холодной печи и побежали ее обнимать.
– Мамочка, мамочка родная! – кричали они.
Женщина обняла и поцеловала своих детей. После этого села на лавку, достала из-за пазухи серую тряпицу и очень нежно положила ее на стол. Когда она ее развернула, Глеб увидел на ней три небольших кубика. Они были такие черные, что он сначала и не понял, что это хлеб.
– Давайте подогреем воды, – произнесла женщина. С этими словами она вышла в другую часть дома, и Глеб увидел, как она разбирает деревянный пол, чтобы потом растопить им печь. Дети смотрели на хлеб голодными глазами. Подогрев воду, женщина отделила от третьего кусочка больше половины и позвала их к столу.
– Кушайте, мои дорогие, и ложитесь спать, – произнесла она.
Кусочки были такие маленькие, что вряд ли ими можно было утолить голод. Третий, самый маленький кусочек хлеба женщина съела сама.
Поев хлеба, дети забрались на чуть теплую печь. Женщина горько заплакала. Дети, услышав это, бросились к своей маме и начали ее крепко обнимать.
– Надеюсь, эта проклятая война скоро закончится, вы пойдете в садик, потом в школу и станете хорошими людьми. Давайте ложиться спать. Мне завтра очень рано нужно быть на заводе. Пушки, которые мы собираем, с нетерпением ждут на фронте солдаты.
Глеб, наблюдая эту картину со стороны, тоже заплакал. Его сердечко стало стучать и трепетать, как одиноко стоящий колосок пшеницы в поле, не сдающийся натиску ветра. Он почувствовал резкое чувство голода и мечтал о том кусочке хлеба, с которым во время обеда поступил так нехорошо.
Глеб испугался, что больше не увидит свою любимую мамочку и своего отца, а еще свою младшую сестрёнку Анютку, с которой постоянно ссорился из-за пустяков.
– Простите меня за все, – закричал он в никуда. – Я все понял и больше никогда в жизни не буду играть хлебом.
В этот момент его глаза открылись. Все дети встали и уже заправляли свои кровати.
На следующий день его друг Костя, сидя за обедом, начал скатывать из хлебного мякиша «футбольный мяч» и мастерить ворота. Глеб положил ему на плечо свою руку и сказал:
– Перестань играть хлебом. Хлеб не игрушка. Если хочешь, давай на прогулке погоняем футбольный мяч. Но хлебом играть никогда не будем.


Рецензии
Так сложилось, что я поздний ребенок - мои родители пережили войну и мои старшие братья военный и послевоенный ребенок. В детстве я слышала рассказ мой мамы, о том как плакал ее новорожденный первенец в 1943 году, потому, что у нее не хватало молока - даже на карточку в промышленном городе еда была скудная. Как у старшего брата был рахит от недостатков витаминов. И у меня на всю жизнь осталось табу от моей ныне покойной мамы - не выкидывать еду. Лучше накормить голодного. Мои дети меня часто не понимают. И это очень важно - донести до ребенка бережное отношение к хлебу и еде. И это произведение очень важно для наших детей и особенно внуков - для подрастающего поколения. Оно несет важный посыл. Спасибо автору.

Лариса Туркина   11.07.2020 08:25     Заявить о нарушении