Момент Точки Омега Глава 4

Глава 4 Люди и горы

Виктор прилетел в город. Родители не видели его уже целый год. Встречались только в виртуальной реальности.

Отец шутил:
– Ну, вот он, болотный сыч, приехал. А, что один, без болотной кикиморы? Мы с матерью уже к свадьбе готовимся. – Относительно женитьбы – это была его излюбленная тема. Мать толкнула его в бок:
– Ничего, не торопись все успеется.

Весь вечер провели в воспоминаниях. Вдруг мать стала серьёзной и спросила:
– А помнишь у тебя был друг Игорь?
– Он и сейчас остаётся мне другом.
– Так вот, его больше нет. – С печалью в голосе сказала она. – Он работал в геофизической партии в Антарктиде. Его вездеход провалился в трещину, перекрытую льдом и снегом. Мороз стоял 40 градусов. Пока достали он уже был мёртв. Виктор вспомнил сразу всё, что связывало его с другом Игорем.

Лето между 9 и 10 классами для многих школьников является организующим временем. Это последний год, когда ещё не вставлен чип виртуальной реальности. В это время необходимо определится относительно будущей профессии. Осенью за год необходимо подать документы в тот университет, где будешь учится, весь 10 класс тебя готовят сотрудники университета к поступлению, используя виртуальную реальность.

Виктор припомнил, что после восьмого класса он перешёл в другую школу. Она была ближе к дому, а преподавательский состав значительно сильнее. В новой школе он проучился год, но с друзьями из старой школы продолжал встречаться. Несмотря на разные школы, они общались друг с другом. Игорь был человеком замкнутым и плановым, с чем Виктор конечно мерился, хотя ощущал дискомфорт при длительном общении из-за его занудства. Игорю нравилось обыгрывать Виктора в шахматы, но Виктор его уничтожал в стоклеточные шашки. Общение у них было исключительно интеллектуального характера. Виктор восхищался его божественной логикой, а Игорь – его интуицией. Они постоянно подтрунивали друг над другом и спорили по любому поводу. Вместе активировали друг друга на разные дела. И вот, он Виктору однажды предложил пойти в туристический поход на Кузнецкий Алатау, способом ретротуризма. Ретротуризм – это туристический поход с оборудованием, какое было в старину, т.е. использовалось много лет назад. Много почитателей было туристического оборудования начала 20 века.

В предыдущей школе Виктора, где продолжал учится Игорь, работал учитель, который увлекался ретротуризмом. Он, обычно, собирал группу из 9-класников и каждый год уходил с ними в поход. Игорь записался в туристическую группу и предложил Виктору присоединится к их компании. Пока набиралось только девять человек в группу (четыре девушки и пять парней), нужен был десятый. Почему именно такое количество людей требовалось в поход не известно, но можно предположить, что Учитель исходил из предыдущего опыта. Чем больше людей, тем проще переносить груз и готовить пищу, но тем труднее их контролировать при движении и на отдыхе, поэтому должна быть золотая середина. Учитель считал, что это 10 человек. Игорь шутил по этому поводу, что большее количество людей не помещается в голову Учителя, так как у него всего 10 пальцев на руках.

Относительно причин предложения Игорем идти в поход Виктору, больше подходит простое объяснение. У Игоря не было девушки, тогда как остальные пары уже сложились, поэтому он предложил Виктору идти в поход с ним. Он полагал, что, когда все разойдутся по палаткам, то хоть с кем-то можно будет поговорить вечером около костра.

Виктор приехал в прежнюю школу, нашёл учителя туриста, который был не против того, что он присоединится к формируемой группе. У Виктора учебный год ещё не закончился, и в школе надо было отрабатывать практические задания, сдавать долги по некоторым предметам. Короче говоря, Виктор крутился как мог, но наконец, все экзамены сданы, т.е. он успел все сделать вовремя. Родители его были не против туристического похода при условии сдачи всех школьных долгов. Коль он все долги сдал, следовательно, можно заняться другими делами туристического похода.

Оборудование восстанавливалось по историческим описаниям. Учитель-турист сам его изготовлял на старинных швейных станках. Он показал Виктору его походное оборудование: рюкзак Абалак, пуховик-спальник, куртку из жёсткой брезентовой ткани – штормовку и ботинки трикони. Абалак – это рюкзак с прочными широкими лямками. Учитель восстанавливал Абалаки выпуска 30 годов двадцатого века. Эти рюкзаки называли «ухо» из-за огромного верхнего клапана, покрывающего весь рюкзак сверху. Трикони – это ботинки с многослойной кожаной подошвой с вклёпанными в подошву ботинок зубчатыми набойками из дюраля с тремя головками, которые использовались альпинистами для движения по скалам, осыпям и ледникам.

– Трикони – потрясающая обувь! – восхищённо восклицал Учитель, но слушатели часто не разделяли его восторга. Предметом особой его гордости была палатка – перкалька. Перкалька – это лёгкая ткань серовато-голубоватой окраски, которой обтягивали деревянный остов самолёта на заре возникновения авиации. Позже из неё приспособились шить туристические палатки «Памирки». После пропитки ткани льняным маслом она становилась водонепроницаемой, сохраняя исходную лёгкость.

Учитель уверял, что по скалам лазить мы не будем, а горы, куда мы собираемся идти, доступны обычному неподготовленному человеку. Одежда не регламентировалась, но исключались любые телефоны и гаджеты, в том числе геодезические спутниковые навигаторы. Ещё он попросил приготовить сухари потому, что таким способом можно нести с собой много хлеба, при этом остаются его питательные качества, а вес теряется. Современные повора-роботы не умели готовить сухари, поэтому пришлось хлебцы разрезать и сушить на воздухе. Сухари укладывали в картонные ящики, чтобы они не крошились. Закупили репелленты от комаров, мошки и клещей.

Перед походом все участники собрались в школе. Учитель рассказал, что наш поход будет имитировать поисковую группу геологов-золотоискателей 30 годов двадцатого века. По дороге будем брать шлифы и мыть золото на реках Кузнецкого Алатау.

Перед выходом, распределили продукты. Учитель рассказал нам теорию по сборке рюкзаков. Дело все в том, что рюкзак Абалак Ухо набивался в бока, а не снизу-вверх, как это происходит в рюкзаках более позднего покроя. В силу этих обстоятельств очень важным оказывалось положение центра тяжести рюкзака, что определяло специфику укладки в него вещей. Учитель говорил, что правильная укладка рюкзака – это очень важная часть дела, предопределяющее успех всего мероприятия. Конечно, мы всё это поймём, когда начнём пешее движение по маршруту.

Исходным пунктом путешествия был п. Медвежка, обозначенный на старинной карте. Конечно, посёлка уже давно не было, и мы заночевали в палатках на берегу реки. Утром, на берегу р. Тайдон сделали коптильню из досок и полиэтилена. Необходимо было полукопчёную колбасу докоптить до копчёной, чтобы она не испортилась в походе. Этим мы занялись в ожидании машины, которая добросит нас до бывшего посёлка Пезас. Наконец приехал ожидаемый транспорт. Это был ЗИЛ самосвал, восстановленный местным умельцем из посёлка Салтымаково по станинным чертежам и технологиям. Как могли быстро сгребли ещё горячую колбасу в бумажные мешки, и загрузились в железный кузов. Ехали вдоль Салтымаковского хребта, но до места назначения водитель нас не довёз, так как дальше дорога отсутствовала. До посёлка надо добираться пешком, так как от самого посёлка Пезас уже ничего не осталось, и дороги туда не было. Он числился только на старинных картах, изготовленных на бумажной основе. Ретротуристы их тщательно реставрировали и берегли как зеницу ока. Часто менялись между собой.

Километров десять мы шли пешком с рюкзаками. Тут то и отрабатывали на практике укладку рюкзака. Рюкзак расстилался на траве. Спальник в рюкзаке ложился под спину. Тяжёлые вещи и банки с консервами укладывались на дно по центру. Затем, укладывалась коробка с сухарями в центр, а по бокам и сверху распихивалась одежда, а в конце по бокам – обувь. Учитель говорил, что лямки на плечах нельзя смещать при ходьбе. Терпи до привала. Если рюкзак сильно тянет назад, то пережимаются кровеносные сосуды на плечах, и это может вызвать даже обморок. Вес наших рюкзаков у ребят приближался к 25 кг.

Шли интервалами по полчаса, затем короткий отдых. Полноценный привал каждые 2 часа. Во время коротких остановок нагибались вперёд, чтобы рюкзак лёг на спину и плечи отдохнули от давления лямок. Комары одолевали, несмотря на репелленты. Воздух просто гудел от гнуса. У некоторых лица вспухли от укусов мошки. За эти десять километров многие пожалели, что пошли в этот поход.

С непривычки от долгой ходьбы на то место, где стоял посёлок, входили на последнем издыхании. Пезас – посёлок геологов-золотоискателей, расположенный на впадении р. Пезас в р. Нижняя Терсь. Вдоль течения р. Пезас даже через 700 лет ещё заметны следы работы драги. Учитель сказал, что благодаря посёлку Пезас, добывающему золото, СССР выиграла войну у немецких захватчиков.

Поставили палатки на берегу реки в очень уютном месте невдалеке от прогалины посёлка. Река Нижняя Терсь относительно крупная для данной местности. На ней шумят перекаты, на которых ловится хариус и таймень. Кругом высятся горы, покрытые девственными лесами нетронутыми лесозаготовками. Начинается река со склонов хребта Тыдын.

В посёлке когда-то действовала геологическая партия. Вечером геологи играли в волейбол, и мы тоже натянули сетку между двумя шестами, устроили большой волейбольный праздник. На ужин учитель нас покормил совершенно замечательной ухой из тайменя, которую он уже успел поймать в реке, пока мы играли. После этого, он назначил дежурства на кухне для приготовления пищи. Это было самое странное действие в походе так, как в цивилизованном мире никто уже столетиями не готовил пищу сам. Это делали специализированные кухонные роботы. Для приготовления пищи Учитель выдавал меню, к которому прикладывались инструкции по приготовлению блюд и обработку всех продуктов.

Конечно, на следующий день пробовали мыть золото, как это делали старатели в начале двадцатого века. Лоток для мытья золота сделан был из дерева. От использования он был тёмный, и частички золота хорошо были видны на дне лотка.

Грунт забирается в лоток и вращаем с лёгким подбрасыванием делаешь так, чтобы гравий и песок вымывался, а тяжёлый золотой песок оставался. За час работы отмыли несколько невзрачных бурых крупинок. Используя магнит, отделили золото от металлических примесей.

Затем, в реке на перекате ловили хариус на спиннинг – эта такая рыба, которая водится в горных реках с кристально чистой водой. Учитель показал, как её готовить. Рыбу нанизывали на выструганную палку слегка подсаливали и жарили на костре. Хариус – нежная рыба и готовится на костре почти мгновенно. Вечером, конечно, разожгли большой пионерский костёр. Пели песни под гитару.

Утром белый непроглядный туман разливался вдоль реки. Собрали палатки и ушли в туман, в тайгу вдоль р. Пезас к его верховью. Нашли тропу, которая на земле была малозаметна. Она была помечена зарубками на деревьях. Учитель сказал, что эту тропу сделали туристы – экологи. Ориентировались по теченью реки. Чем дальше шли, тем горы становились круче. Иногда в логах ещё встречались снежники. Если в предгорьях в конце июня было лето и росли летние травы, то в горах только разворачивалась весна, как в апреле, в распадках встречались снежники, а на полянах взошли подснежники.

Всем было весело, несмотря на то, что к концу дня падали от усталости. Девушки были распределены между парнями ещё до начала похода. Виктору не нравилось, как они ведут себя друг с другом. Шутки были примитивные, ниже пояса. Он в основном общался с Игорем и Учителем, от остальных держался особняком, хотя когда-то учился с ними в одном классе.

Во время похода, Учитель показывал, как ориентироваться на местности с использованием древнего компаса и старинных карт. Это время считается удачным для любования красотами Кузнецкого Алатау. Предгорья покрыты девственной тайгой, а поляны – разнообразными цветами. Один склон горы видится сиреневым, другой алым в огоньках, а следующий – пятнами разных цветов и оттенков. Вариаций цветов наблюдается множество, и каждый склон предгорий окрашен по-своему. Кузнецкий Алатау называют сибирской Швейцарией за его красоту.

Вспоминается случай из этого маршрута. С запада на нас шла чёрная грозовая туча, грозно ворча и огрызаясь молниями. Учитель срочно начал искать место для лагеря. Вышли на более ли менее ровную полянку. Решили ставить палатки, пока не начался дождь. Успели только-только. Залезли в палатки и началась гроза. Дождь лил стеной как из ведра. Ужинали в палатке при фонарях. Легли спать рано, потому что делать было нечего. Дождь стучал по крыше.

Внутри палатки стоял странный аромат, оказалось, что мы лагерь поставили на поляне густо поросшей черемшой. Черемша, колба – разновидность лука. На равнине уже давно закончился её сезон, в горах – целая поляна молодой и страшно вонючей луком растительности. Ночь была тяжёлой. Было очень душно, и всё пропахло колбой, дышать было невозможно. Хорошо, что и невозможное кончается. Наконец-то пришло туманное и прохладное утро. Туман застилал распадки, а по горам ходили тучи, цепляясь за вершины елей.

Периодически находили подёры коры на деревьях – это медведи метили территорию. Медведи всегда где-то были рядом. Учитель говорил, что медведь – умное и осторожное животное, и уходит в сторону, заслышав наш топот. Так оно и было, свежие следы видели, но ни одного живого медведя не встретили за весь поход. Учитель нёс на ремне двустволку – ружьё 12 калибра. Где он нашёл такую древность трудно придумать. Он говорил, что ружьё на всякий случай, для самозащиты.

Во время похода разбились на группы по предпочтению. Кто-то шёл хуже, кто-то лучше. Впереди шёл Учитель, в конце физически сильный парень – замыкающий. Учитель объяснил, что со зверем сталкивается либо идущий впереди, либо зверь нападает на последнего. Этим от сильно «обрадовал» замыкающего. По очереди парами дежурили для приготовления еды у костра. Если дежурила девушка, то в помощь ей назначался парень, если дежурил парень, то ему помогала девушка.

Сказывалась усталость. Учитель понимал это, но останавливаться было нельзя, пока не достигнем цели. Между группами нарастало раздражение. Кто-то что-то иногда делал не так, как от него ожидали, поэтому мы иногда переругивались. Конфликт у Виктора случился с одним парнем, который изображал из себя бывалого, таёжного знатока ретротуризма. Девушки его звали на французский манер Мишель. Я не бы не сказал, что он был среди отстающих. В школе он учился хорошо. Парень выглядел крепким и спортивным.

Мишель был не доволен помощью Виктора при дежурстве его девушки. Девушка просто ничего не делала, а Виктор не собирался выполнять за неё работу. Игорь сначала сомневался, чью сторону принять. Виктор ему рассказал один из эпизодов приготовления обеда, после чего Игорь встал на сторону Виктора, что разрешило конфликт. В последующем Виктор дежурил без помощницы. Он умел готовить простую пищу самостоятельно, так как наблюдал за тем, как это делает бабушка, которая категорически отказалась дома от повара-робота.

Продукты были разделены на те, которые сразу используются и неприкосновенный запас (НЗ). У девушек рюкзаки постепенно пустели, потому что часть продуктов использовалась для приготовления пищи, в рюкзаке Виктора в основном находились продукты НЗ, и его вес оставался неизменным. Он уже привык к своему рюкзаку за неделю похода не роптал, что вес его не меняется. Ведь кто-то должен нести продукты на обратный путь. Виктор отличался от остальных членов отряда большей выносливостью, и когда все уже падали от усталости, у него ещё оставалось много сил.

Тропа с зарубками на деревьях через неделю пути привела их к заимке зоологов, которые наблюдали за популяцией дикого соболя. Обычно это делается для контроля за экологической ситуацией в районе, определения численности зверя, изучения его кормовой базы. Заимка состояла из бревенчатой избушки и сарая для снегохода и вездехода.

Место было совершенно удивительное. Это была нижняя часть склона горы, с которой стекал шумный ручей. Он около избушки разделялся на множество ручейков, как дельта Нила перед впадением в море. Избушка стояла на шести толстенных ногах, часть из которых была пнями. Крыша избы сделана из брёвен в два наката, покрыта грунтом. На ней росли трава и кусты. С воздуха избушку отличить от зелёного склона было невозможно. В ней было уютно, около печки лежали сухие дрова. В ящиках, прибитых к стене, хранились крупы, сахар, соль, спички. Учитель сказал, что все надо оставить в целостности и сохранности, потому что от этого зависит человеческая жизнь. На заимке был назначен день отдыха.

Хребет Тыдын возвышался перед нами громадиной, как настоящие горы. В одну сторону посмотришь – маленькие пупыри-предгорья, а в другую – хребет, перекрывающий все небо с востока. С него начиналось высокогорье Кузнецкого Алатау. Хребет представлял собой обычную гору, только с перепадом высот в 500 м.

В день восхождения на хребет Учитель разбудил нас рано. Тыдын возвышался чёрной стеной на фоне разгоравшегося рассвета. Наскоро попили чай. Собрали палатки, рюкзаки и отправились в предрассветный туман.

Как показывал на карте Учитель, мы траверсом проходим склон холма, на котором располагается заимка, выходим на седловину и с неё поднимаемся на гребень хребта. Мы прошли так, как было запланировано. Рюкзаки сгрузили недалеко от геодезической вышки.

Справа на восточном склоне располагался ледниковый цирк, в котором присутствовали остатки того ледника, который был когда-то большой белой шапкой и своим движением его образовал. День был жаркий, пока поднимались на хребет здорово вспотели. Учитель предложил сходить на ледник. Все радостно согласно загалдели. Он сказал, что мы там устроим пикник с газировкой и мороженным, чем всех удивил. Учитель прихватил в рюкзак лимонную кислоту, соду, воду и банки сгущённого молока, и сказал, чтобы все взяли солнечные очки.

На ледник вышли к обеду. Солнце яростно слепило глаза. Тут то и пригодились очки. Разделись до плавок. Здесь не было гнуса. Наконец тело могло безопасно подышать воздухом и загаром, не будучи обгрызенным полчищами комаров, мошки, оводов и слепней. Садились на штормовку и с гиканьем на огромной скорости съезжали вниз по снежному склону на дно цирка. Чтобы подняться обратно, надо было идти до края снежника и только по краю можно было подняться вверх.

Мороженное делается очень просто. В котелок нагребаешь чистый горный снег, размешиваешь его со сгущёнкой вот и все – замечательное мороженное готово. Рецепт газировки тоже не замысловат. Снег растапливаешь, поливая водой, растворяя в воде лимонную кислоту. Затем, бросаешь в кружку с этой смесью соду и получаешь замечательную газировку. Так, мы весело отпраздновали покорение Тыдына.

Солнце сдвинулось за хребет. Пора возвращаться к рюкзакам. Оделись, перевалили через Тыдын и начали спускаться вниз, к ожидающим нас комарам и мошке. Учитель объяснил, что при спуске устаёшь сильнее, чем при подъёме. Работают те мышцы, которые наименее развиты у человека. Поэтому, надо быть предельно осторожным так, как все неприятности возникают на спуске, а не на подъёме.

Склон был усеян курумником. Курумник – это хаотично наваленные на склоне остроугольные крупные камни со средним размером 1-2 метра. Под камнями журчала вода. Иногда между камнями наблюдались колодцы в виде расселены.

Спускаться вниз по курумнику очень тяжело. Ноги быстро устают. Рюкзак у Виктора был тяжёлый, и он чувствовал, что теряет силы. В один момент ботинок правой ноги застрял в камнях, поэтому левой ногой он промазал мимо опоры и попал в расселину между камнями. Рюкзак по инерции понесло вперёд. Каким-то чудом в последний момент Виктор вывернул ботинок и освободил правую ногу. Затем, последовал цирковой номер – он, падая, сделал кувырок вперёд через голову и удачно упал на рюкзак. Его слегка потряхивало, ведь совершенно случайно он избежал растяжения или перелома ноги.
 
Учитель имел телефон космической связи. Пришлось бы сразу вызывать медицинский транспортник. Он представил те неприятности, которые ему грозили бы случае травмы у школьника, и сделал привал.

Наконец спустились вниз и перешли бурную реку, гремящую камнями, стекавшую с ледника, на котором мы отдыхали днём. Потом, ещё долго шли. Наконец, уже по темноте пришли на место, где когда-то стоял посёлок золотоискателей. Посреди тайги заметны маленькие холмики, где стояли когда-то дома и оборудование. Лагерь поставили на поляне. Дров было много, поэтому разожгли большой костёр. Учитель рассказывал страшные и смешные истории из его туристических похождений. Упоминались черные альпинисты, и разные другие страсти. Огонь костра выхватывал, освещая алыми всполохами части стволов деревьев, черные кусты. Посёлок уже зарос лесом, так что казалось из темноты на нас смотрит пронзительным взглядом необузданная всепобеждающая дикая природа. Виктор почувствовал, что даже уже страшно отойти от костра по малой нужде, хотя до этих россказней он никакого страха не испытывал. Тихонько разбрелись по палаткам.

Утром проснулись отдохнувшими. После завтрака весело собирали лагерь, посмеивались друг над другом относительно вчерашних страхов. Наконец, пошли в обратный путь, назад в цивилизацию.

Поднялись на Тыдын достаточно быстро и легко ещё до обеда. Перекусили недалеко от геодезического знака. Виктор решил подняться к самому знаку и осмотреть его. Знак как знак. На нем установлен металлический цилиндр с указанием высоты. Ничего интересного.

Когда он спустился вниз к группе, все уже стояли при рюкзаках. Учитель имел суровый вид. Наверно, он спрашивал в какую сторону необходимо идти, чтобы вернуться в охотничью заимку. Полагаю, что правильного ответа он не получил.

Тогда, он вручил компас и карту Мишелю, который пред девками строил из себя лидера и знатока тайги.

– Посоревнуемся, – сказал он Мишелю – Давай пари. Кто первый придёт к заимке. Он развернулся и ушёл в тайгу быстрым шагом.

Виктор одел рюкзак и пошёл за ним. Остальные молча стояли и глядели на карту. Учителя ему догнать не удалось, возвращаться тоже было бессмысленно, так как вряд ли его стали бы ждать, поэтому он пошёл своим путём. С этого момента группа разделилась на три части: Учитель, Виктор  и все остальные. Учитель и Виктор шли  к заимке без карты и компаса, орие5нтируясь по памяти. Остальные двигались, используя все эти навигационные приборы.

Конечно, ему было далеко по скорости ходьбы с рюкзаком относительно Учителя, но все равно Виктор ходил достаточно быстро. Он знал, что надо найти седловину, чтобы через неё перейти на склон, где располагалась избушка заимки. Но, никакой седловины он не обнаружил. Она просто исчезла. Наверно, проскочил мимо и не заметил. Вместо этого Виктор на склоне хребта попал в моховое болото с кочкарником. Если вы думаете, что на склонах гор верховых сфагновых болот не бывает, то вы сильно ошибаетесь. Сфагновые мхи являются болото образующими растениями.

Склоны хребтов Кузнецкого Алатау, обращенные к западу сильно переувлажнены. Все проходящие циклоны с запада и северо-запада оставляют здесь свои осадки. Склоны гор, обращенные к востоку, наоборот остепнены. Восточные хребты покрыты степной растительностью, но только северные части предгорий покрыты тайгой. Если на восточных склонах встречаются полноценные степи, то на западных – верховые болота, иногда, висячие на скалах.

И тут, Виктор представил себе человека, который заблудился в этой бескрайней тайге, где на сотни километров в горах нет ни одного жилого посёлка. Он запаниковал и помчался вперёд почти бегом. Прошёл все болото, проскочил перелесок молодого после пожарного осинника и выскочил на прогалину, где лежали одни камни. И тут ему пришло в голову:
– А куда я так спешу? Может быть остановится, присесть и подумать? Вдруг определится и уточнится нужный маршрут?

Виктор остановился и огляделся вокруг. Передо ним лежал желтоватый плоский камень эллипсовидной формы. Он отличался своей окатанной поверхностью от всех камней, которые Виктор видел на Тыдыне, но конечно, внимание на это он не обратил сразу, а вспомнил об этом потом. Он сел на этот камень и откинулся на рюкзак. Огляделся вокруг. Напротив его располагался склон совершенно незнакомой горы, покрытый лесом. Виктор закрыл глаза и начал представлять свой маршрут с самого начала движения после расставания с группой.

Виктор оглядывал внутренним взором Тыдын и окружающие предгорья, постепенно приближаясь к своей цели – охотничьей избушке. Наконец, Он мысленно увидел на склоне горы эту избушку и открыл глаза. Мир вокруг него принял фиолетовый цвет, а потом начал постепенно проясняться. Полоса за полосой сверху вниз медленно проявлялась картинка лежащего на против него склона. И когда вся картина раскрылась, о чудо, буквально чуть ниже по высоте относительно его положения на противоположном склоне ясно различима охотничья заимка во всех своих деталях с крышей, заросшей растениями и кустами.

Виктор вскочил и кинулся вниз по склону. Река у подножья Тыдына промыла крутые берега. Он постепенно спускался по скалам. Перешёл через реку и поднялся на противоположном берегу в том месте, где ручей, стекающий мимо избушки, впадал в реку небольшим водопадом.

– Ура! – закричал Виктор. – Эге-гей! – Никто не ответил ему. Он понял, что пришёл к заимке первым. Походил по поляне около избушки, распаковал рюкзак и оглядел своё НЗ. В рюкзаке лежали свиная и говяжья тушёнка, рыбные консервы и галеты. Заварки чая не было. Он разжёг костёр, нашёл в избушке котелок, и поставил кипятить воду. Походив вдоль ручья, обнаружил лабазник, смородину и нарвал их вместо заварки. Так иногда делала бабушка. Заварив травяной чай, он вскрыл банку с говяжий тушёнкой и разогрел её, поставив на камень среди огня. Пообедал тушёнкой с галетами, запил чаем.

Наверно прошло часа два, вдруг из леса вышел Учитель и от удивления раскрыл рот. Он сразу спросил:
– А где остальные ребята?

Виктор признался, что потерял их сразу ещё на вершине горы и шёл один, показав на склоне Тыдына свой маршрут. Виктор спросил Учителя:
– Как он шёл.

Учитель объяснил, что двигался обычным путём через седловину и траверсом по склону. Учитель достал сахар, чего не было в рюкзаке Виктора. Они пили травяной чай. Виктор сказал, что уже сидит на поляне более двух часов, но Учитель не поверил ему. Очевидно, что за 5 минут разжечь костёр и закипятить чай конечно не получится. Но то, что Виктор обогнал его более чем на 2 часа выглядело, как сказка. Однако, Виктор не стал его убеждать, а пошёл в лес и начал собирать хворост на вечер для приготовления ужина.
 
Время шло, но более из леса никто не выходил. Стемнело. Тогда стало понятно, что оставшаяся часть группы заблудилась. Начали кричать, бить в котелок. Наступила темнота. Я разжёг огромный костёр. Учитель выстрелил из ружья три раза через интервалы в 15 минут. Звук гулко разносился по тайге. Она молчаливо и удивлённо смотрела на нас. Учитель был белый как смерть. Видимо, он представил все то, что последует, если ученики не вернуться из похода.

Наконец, в свете костра появились горе-туристы. Впереди с картой и компасом шёл Мишель, наш знаток тайги.

– Фу! Отлегло. – Сказал учитель и ушёл в избушку. Больше за весь вечер он оттуда не появлялся.

Оказывается, когда они вышли на седловину, то перепутали распадок и свернули в другую строну. Потом поняли, что идут не туда и вернулись к исходной позиции. И только потом пошли в нужном направлении. Выстрелы услышали, когда были в 30 минутах ходьбы от лагеря и сильно обрадовались им, потому что было уже совсем темно и ничего не видно.

Виктор и Учитель по внутреннему согласию никому не сказали, кто пришёл первым. Путь думают, что они шли вместе. Даже Игорю Виктор никогда не рассказывал эту историю о своём удивительном перемещении в пространстве. Ему казалось, что когда он находился в глубоком трансе, сидя на эллипсовидном камне, представая окружающий мир, то он обратился к Универсуму, что сдвинуло реальность перед ним. А может все это выдумки? Ведь часов у него не было, чтобы зафиксировать разрыв времени, как и не было с собой кинокамеры, чтобы отснять момент волшебного перемещения в пространстве. Для Виктора эта история с его мгновенным перемещением виделась, как таинство, чудо, которое исчезнет, если о нём рассказать даже близкому человеку. Поэтому он помалкивал.

Возможно, этот поход подтолкнул Игоря стать геофизикам. Чем он и начертал свой жизненный путь. Да, конечно, очень жаль Игоря. Он был замечательный парень, весёлый и жизнерадостный и хороший друг. Смерть Игоря и воспоминания двух последних дней увели Виктора в размышления о малости наших знаний о величественной вселенной.

На следующий день информационный мир дрогнул и взорвался. Юпитер являлся основным защитником солнечной системы, захватывая своим гравитационным полем непрошенных космических посетителей солнечной системы. Планета-пришелец прошла мимо него, ускорив своё движение. Ближе к обеду Виктора попросили вернуться в лабораторию, чтобы продолжить наблюдения за непрошенным гостем солнечной системы.


Рецензии