6. Разбор текста

В данный момент важно, что вы правильно простроили магистральную линию и удачно распределили объем между композиционными частями.
Как заметил пан Лазарь, это хорошая новость. Плохая новость для вас, Кабарга, заключается в том, что у вас нет событий (сцен, эпизодов, поступков героя), которыми можно было бы наполнить вашу историю. Из «старых» событий в новую жизнь можно взять только сон героини про лес, сцену обрастания шерстью и беготню по улицам. Только эти сцены имеют непосредственное отношение к той истории, которая рисуется сейчас. 3 сцены – ничтожно мало. Хоррор – событийно насыщенный жанр, поэтому вам придется придумывать сцены заново.
Стоп! Не бросайтесь придумывать, дочтите до конца, иначе Наташка превратится в Вофку или Сергея, соседка в начальника, и получится все та же каша.
Что мы сейчас делаем? Мы нудно, методично проходимся по структуре, определенной вами (вами, Кабарга), как по пустой комнате, и обсуждаем, где что можно будет поставить, чтобы было удобно и красиво.
Повторю расклад:
1-ая сцена (пребывание героини в деревне, где ее укусил клещ) – средне малая.
2-ая сцена (осознание факта, что она оборотень) – средне большая.
3-я сцена (существование в виде оборотня) – большая
4-я сцена (принятие решение) - маленькая
Видите? Сцена 1 – явная экспозиция. Подводка к действию, предварительное объяснение, обещание и намек на то, что ждет героя впереди, и расстановка героев. В классическом варианте экспозиция – 10 % текста, если включает в себя завязку, то 15%. По-вашему, так и есть, средне малая часть.
Сцена 2 – начало основного действия. По канонам, это % 20-25, средне большая, тут тоже сходится.
Сцена 3 – развитие основного действия до логического завершения – кульминации (или включая ее). Самая большая часть всякого рассказа, примерно 50%.
И, наконец, то, что осталось после взрыва (кульминации) – посткульминационная среда – 10 -15%.
Понятно, что доли считаются приблизительно, 5-10% всегда гуляют, но в целом пропорции должны сохранятся. Для хоррора, остросюжетного жанра, это особенно важно, т.к. хоррор заточен под то, чтобы испугать читателя. Который, между прочим, находится в своем уме, поэтому его <читателя> доводить до кондиции следует методично. Повествование должно быть плавным и с постоянным же нарастанием сценического напряжения. Что значит плавным? Это означает, что композиционные части не обособленны друг от друга. Другими словами, трудно выделить конкретное место, где, скажем, заканчивается экспозиция и начинается завязка. В этом плане история, которую вы придумали, идеально ложится в схему.
Сейчас перед вами задача: наполнить композиционные части (1, 2, 3, 4) событиями, которые бы соответствовали функциям части, плавно перетекали бы друг в друга и в сумме знаков не особо выходили за поставленные рамки. И не забывайте про нарастание сценического напряжения, вы же пугать нас вздумали?
Начинайте с экспозиции. В принципе, на первом этапе (а вы сейчас на первом этапе, до конца работы еще далеко) достаточно того, что вы уже нафантазировали. Героиня попадает в деревню, видит там странные дома, отсутствие зверей, странные местные к ней принюхиваются, потом она идет в лес и встречает там клеща. Температурит, хозяйка отсылает ее в город. На сем остановитесь, потому что на первом (повторюсь, на первом) этапе этого достаточно. Подводка есть? Расстановка есть? Намек есть? Значит, экспозиция состоялась. И заметьте, что завязка (триггер) тоже присутствуют – клещ укусил.
Переходите ко 2-й части. Это начало основного действия. В нем вы продолжаете развивать триггер, намекать, что укус был не простым. У героини начинаются аберрации поведения. Намеки становятся все гуще. Кофе пахнет псиной, соседская собачонка шарахается. Будьте внимательны в выборе сцен. Каждая следующая сцена должна быть круче предыдущей (вы взращиваете сценическое напряжение). Сцен должно быть примерно столько, чтобы в сумме они дали такой же объем текста, что и часть 1-ая. А заканчиваете вы дополнительной сценой, которая по эмоциональному напряжению должна быть гораздо выше всех предыдущих. По вашей задумке сюда хорошо впишется сцена трансформации. И эта сцена трансформации ознаменует переход к части 3-й, основной.
Возможно, наполняя 2-ю часть событиями, вы почувствуете потребность ввести в действие какого-нибудь интересного персонажа. А, может, и нескольких. Задумка столь же хороша, сколь и рискованна. Поскольку вы тренируетесь, то вводите. Вычеркнуть ваших персонажей я всегда успею. Но вдруг они окажутся удачными? Поэтому вводите, и самое время это делать в части 2-й, в 3-й это будет хуже смотреться, хотя… Короче, вводите, потом разберемся.
Теперь самая важная часть моего спича. Часть 3, основная. Напоминаю, что до этого вы постоянно, планомерно, методично наращивали напряжение действия в частях 1 и 2. Дошли до сцены трансформации. Это пик того состояния, которое есть на текущий момент. Эпизод трансформации является своеобразным рубежом, переходом от пред-действия и перво-действия к основному <действию>. К тому, ради чего вы, собственно, и затеяли всю эту историю. То есть, в 3-й части вы совершенно однозначно и ясно должны показать себя как автора, который умеет играть на нервах читателя. 1-ая и 2-я часть – это еще туда-сюда, но в 3-й промахнуться – позор.
Автор играет на нервах читателя за: 1. счет стиля изложения (пока пропускаем этот момент, оставим на сладкое) и за: 2. счет структуры того, что он рассказывает. Структура у вас правильная, не волнуйтесь, до сего момента все шло хорошо. А вот тут – реальная проблема. На рубеже 2-й и 3-й частей вы задрали уровень эмоционального напряжения достаточно высоко. А надо дальше – еще выше. Как это сделать? Очень просто. Немного откатить назад.
Напомню вам про сцены с высоким внешним напряжением и высоким внутренним. Их чередование не снижает, как казалось, должно было быть, сценическую динамику, а даже, наоборот, наращивает.
Понимаете, о чем я? Описывая сцену трансформации, вы подняли напряжение высоко-высоко (сцена была с высоким внешним напряжением). А потом откатываете – описываете сцену с маленьким внешним напряжением. Скажем, героиня сидит и думает. Ничего не делает, просто думает. Сцена небольшая и переходит (плавно, у вас все плавно перетекает друг в друга) в сцену, где внешнее напряжение все еще маленькое (героиня сидит или встала), но внутреннее напряжение растет (что-то в ее голове включилось, какая-то важная мысль). В итоге вы выйдете опять на сцену с сильным напряжением. И дальше вы должны выдать еще 2 сцены, в которых напряжение возрастает, причем возрастает резче, гораздо резче, чем в предыдущем повествовании. Это должны быть действительно убойные сцены. Ту, что вы посвятили убийству овчарки, можете смело выбрасывать. Она никакая. Да, вы можете описать убийство невинной собачки, но так, чтобы у читателя мороз по коже прошел и кровь в жилах застыла. Вы же пугать собрались, а не рассказывать, как Наташка встретила Вофку, правда?
Какие же это должны быть сцены? В том варианте, что я видел, и близко нет похожего. Почему? Потому, что там не было никакого литературного конфликта. Вспоминаем, что это такое.
Литературный конфликт – это непреодолимое сюжетное препятствие, с которым встречается главный герой. И герой преодолевает это препятствие. Герой сильнее того, что ему противостоит. В вашем случае не надо притягивать за уши какое-то новое сверхъестественное зло. Зло у вас уже есть, оно находится внутри героини. Которая, с одной стороны, человек с моралью, жизненными принципами и проч., а с другой, монстр. Вспоминайте, вы сами уже затрагивали эту тему: конфликт зверя и человека. Ваша задумка уже содержит отличный, многообещающий конфликт. Разрабатывайте его, не подтягивая романтичного возлюбленного (или какую еще женскую чушь вы хотите вписать в хоррор). Персонаж-мужчина вполне может присутствовать. Он даже может быть любовником героине, но не с ним героиня конфликтует.
Повторю еще раз. 3-я часть должна быть самой большой (половина или немного больше уже написанного), посвящена собственно конфликту, состоять из (минимум) 3 сцен с разным внешнем и внутренним напряжением и завершаться взрывом (кульминацией).
Наконец, добрались до 4-й части. И остановились. Пока не представите мне вменяемое описание частей 1, 2 и, особенно, 3, говорить о финале истории бессмысленно. По правде говоря, частью 1 тоже можете пока пренебречь, вернетесь к ней потом. Части 2 и 3 – вот что должно вас волновать особо, вот на что вы должны направить свои усилия, весь свой пыл.
Направляйте. Только прошу вас, не пишите все подробно, как будто вы пишете рассказ. Напрасно потратите время, потому что я намерен многое из придуманного вами раскритиковать и вычеркнуть (смеюсь). Поэтому описывайте события кратко, без красот – существительное – глагол – минимум определений и обстоятельств. Например: «Я увидела то-то. Я почувствовала то-то и потому сделала то-то». На данном этапе от вас нужно только перечисление событий, которые наполнят 2-ю и 3-ю часть согласно указаниям выше.
Удачи, Кабарга.

Мужик Бородатый   31.10.2019 01:09   Заявить о нарушении / Удалить

Спасибо! Она мне понадобится. Буду думать
Кабарга

Автор Хочет Сказать   31.10.2019 01:44   Заявить о нарушении / Удалить

Здравствуйте, МБ! Пришла извиниться за исчезновение. Обстоятельства реальной жизни совершенно вымотали, и, честно говоря, два дня пытаюсь собраться в кучку, но не получается. Я опасалась такого исхода, ибо обидно не использовать шанс и не доучиться у Вас по максимуму, но... Пока нет сил ни на общение, ни на "подумать". Даже мысль зайти в интернет вызывает отторжение.
Мне очень жаль, правда (((((
Не обижайтесь за нерадивость, ладно? Я и так расстраиваюсь, что вот так все вышло. Хнык...

С огромным уважением,
Кабарга

Автор Хочет Сказать   03.11.2019 08:22   Заявить о нарушении / Удалить

Именно так все и происходит. Чтобы написать рассказ, автор должен внутри себя прожить жизнь своего героя, а это требует отвлечения от собственной жизни. Хорошо, что есть выбор, какой жизнью жить :) При любом вашем выборе вам удач!
С уважением,

Мужик Бородатый   03.11.2019 17:25   Заявить о нарушении / Удалить


Рецензии