Рецензия на рассказ. Эхо. Крыша

Анализ рассказа "Крыша",
представленного на Флеш-моб
"Страшно/смешно"




Основной текст в отзыве под "Собакой". Здесь вопросы:
1. О чем вы хотели написать?
2. Какие чувства хотели вызвать у читателя?
Отвечайте, пожалуйста, кратко, по 1 предложению, и пронумеруйте свои ответы в зависимости от того, что было для вас начальным посылом.

Мужик Бородатый   27.10.2019 10:50   •   Заявить о нарушении / Удалить

+ добавить замечания
1. О чем вы хотели написать?
В парке увидел, как старик в парадном костюме собирает букет из листьев под дождём. Подумал, что старик похож на лист, который сорвался и вот-вот улетит далеко.
2. Какие чувства хотели вызвать у читателя?
Жалость к старику, страх перед смертью, отчаяние.
Эхо

Автор Хочет Сказать   27.10.2019 12:20   Заявить о нарушении / Удалить

Смотрите, Эхо, ваш посыл к созданию произведения совсем иной, нежели у Кабарги. У той была цель написать историю про процесс превращения… и далее по тексту. Иными словами, подразумевалось, что развернется история, которая сначала вызовет у читателя такие-то чувства, затем сякие-то и, наконец, завершится, эдаким <чувством>. Вы начали сразу с образа.
Старик в парадном костюме собирает букет из листьев под дождем. Превосходный, яркий, включающий в себя много эмоций образ. Это – элемент, который более принадлежит лирической поэзии, нежели прозе. Ведь что такое лирическое стихотворение? Это яркий образ, описываемый словами и в рифму. С одной стороны, образ достаточно статичен – вот он, старик, в парадном костюме, вот он, букет листьев, вот он, дождь. С другой стороны, во всяком лирическом стихотворении образ развивается. Каким образом? За счет добавления дополнительных деталей, придающих изначальному образу дополнительные детали, которые и вызовут у читателя эмоции, планируемые автором. Старик в парадном костюме. Костюм старомодный, возможно, поношенный, но вычищенный и отглаженный. Возможно вызвать жалость описанием такой чистенькой бедности? Вполне. Можно добавить к жалости благородной горечи? Вполне. И костюмом, который все-таки парадный, и букетом ярких листьев, чья окраска вызывает… (нужное чувство вписать). Можно присовокупить к жалости и благородной горечи еще и пронзительной тоски по уходящему времени? Вполне. Для этого есть дождь, который мочит плечи старика, его поношенный, но парадный костюм. И т.д. Видите, тут целый букет эмоций, которые автор может сдвигать то в одну, то в другую сторону. Талантливый поэт именно таким образом и играет с читательским восприятием, именно так и устроены лирические стихотворения – они растут из образа, только из него.
С прозой все не так. Рассказ или роман подразумевают не статику, а динамику, читательское восприятие формируется за счет перехода из одного события в другое, от одной эмоции – к соседствующей с ней. Проза подразумевает наличие сюжета, который бы включил в себе указанные переходы. А что такое сюжет? Это последовательность событий. Поэтому проза более динамична, чем лирическая поэзия.
Следовательно, вам, Эхо, следует определиться, каким именно образом вы хотите развивать задуманный образ. Если в поэтической форме, тут я вам не советчик, в поэзии не смыслю ни шиша. Если в прозе, то могу подсобить. Потому что проза, она ведь тоже неоднородна.
Существует такое понятие как миниатюра. Но не те миниатюры, которыми злоупотребляют местные обитатели, а настоящие. Для написания миниатюры необходимо тонкий литературный слух, чутье к произнесению слов и даже избирательность к графическому виду произведения (как выглядит написанное слово, знаки препинания, абзацы и пр.). Миниатюра – это картина, написанная словами.
Развить образ старика с букетом можно и, так скажем, традиционным способом – в виде рассказа. Для этого необходимо придумать историю, последовательность неких событий. Образы событиям не помеха, наоборот, событие и соответствующий образ рождают синергию, но сюжет – все-таки лошадь, которая повезет телегу с образами.
Сейчас представленный вами текст завис между небом и землей. Видно, что вы уделили много вниманию красочности и яркости образам и, одновременно, попытались уложить их <образы> в некую последовательность событий. По большому счету, согрешили и в том, и другом.
Поэтому, Эхо, решайте, в каком направлении будете работать, на чем будете делать акценты.

Мужик Бородатый   27.10.2019 18:37   Заявить о нарушении / Удалить

Простите за задержку ответа. Задуманный образ хочу развивать в прозе. Миниатюру, так, как Вы описали, скорее всего не осилю. Понравилось. Привлекает.
"Развить образ старика с букетом можно и, так скажем, традиционным способом – в виде рассказа". Скорее всего так.
Сложно выбрать между миниатюрой и рассказом. Хочется и то, и другое. Если Вы не посоветуете, что лучше, тогда рассказ.

Эхо

Автор Хочет Сказать   27.10.2019 19:11   Заявить о нарушении / Удалить

Э нет, дорогой автор, советовать ничего не буду. Советовать – это брать на себя 50% ответственности за результат. А он должен принадлежать только вам. Вы будете напрягаться, вам и овации. Или колотушки. Но все – только вам. Вы – спортсмен, который выходит на помост выступать. Я только рядом постою. Ну, может, крикну по ходу дела что-нибудь одобряющее. Если заслужите (улыбаюсь).
Впрочем, это лирика. Займемся делом. Значит, рассказ. Сдается мне, вы давно обитаете на здешней площадке, поэтому мои мантры насчет рассказа наверняка слышали. Если что забыли, повторю. Сейчас начинайте с главного. Но не с сюжета, а с фабулы рассказа.
Фабула – это хронологическая последовательность сцен. Иными словами, вам надо сочинить историю, которая привела старика на крышу (или оставим его в парке с букетом?) На самом деле, это не столь важно. Важно – придумать историю, как он попал на крышу (в сад), что собрался на крыше делать (в планах), что произошло в реальности и чем все закончилось.
Разумней будет, если вы не станете удаляться от первоначального варианта. Сейчас вы не пишете новый рассказ, вы разбираетесь со старым, что там пошло не так.
Подумайте над фабулой и запишите ее. Старайтесь записать ее кратко, не увлекайтесь подробностями. Фабула – это только хронологическая последовательность событий. Передается преимущественно глаголами. Например, старик 30 лет работал бухгалтером и его ушли на пенсию по возрасту. Старик потерял все свои деньги. От отчаяния старик залез на крышу. На крыше старик увидел двух подростков.
Надеюсь, Эхо, вы понимаете, что я намеренно написал бред. Вы пишите по-настоящему, но используйте мои конструкции: существительное – глагол – минимум обстоятельств и только те определения, которые действительно важны для понимания фабулы.
Успехов!

Мужик Бородатый   27.10.2019 20:57   Заявить о нарушении / Удалить


Рецензии