3. Разбор текста

Отвечать дальше – обязательное условие, если вы хотите докопаться до сути. Судя по тому, как вы копаете, шанс есть. Давайте заведем подкоп с другой стороны :)
Фабула и сюжет – к вашему случаю имеют прямое отношение.
Фабула – это последовательность событий, как бы они происходили в жизни, будь ваш Герман Сергеевич реальным лицом. Родился, учился, женился. Потом произошла автокатастрофа. Герой лишился самого дорогого. Стал выкарабкиваться, ушел головой в работу и далее по тексту. Все очень логично, «как в жизни». Логичность является ключевой характеристикой фабулы. В романах, к слову, лучше ее записывать, чтобы не упустить важных сюжетных моментов, иначе окажется, что сначала герой родил трех девочек, а потом они превратились в двух мальчиков. В коротких рассказах, особенно, если автор опытен, записью фабулы можно пренебречь, все держать в уме.
Я попросил вас записать ее, чтобы проверить логику вашей задумки (она есть, доказано), а потом на наглядном примере показать, где вы промахнулись. Вы промахнулись там же, где промахивается большинство начинающих – на переводе фабулы в сюжет.
От неопытности кажется, ну подумаешь, фабула, сюжет, какая разница, кому про это интересно и т.д. Ан нет. Даже талантливый автор не всегда вытягивает на своей талантливой интуиции, а уж нам, рабочим лошадкам, сам бог велел думать и считать.
Что считать? Просчитывать сюжет. Фабула – это материал, ткань, которую надо раскроить, разрезать на куски и сшить. «Сшить» - ключевое слово. Потому что в фабуле события связаны между собой хронологически, а в сюжете они должны быть соединены причинно-следственными связями, которые автор придумал.
Здесь немного попутаю вас. Фабулу тоже вы придумывали. Но вы ее придумывали «как в жизни», а в сюжете вы строите связи «как надо для идеи».
На конкретном примере. Вы придумали такую историю, в которой Герман Сергеевич уцелел в автокатастрофе, но жизнь его фактически сломалась. Все лучшее (как считал он) осталось позади, и он только доживал свою жизнь, которая, в конце, концов, привела его на крышу. Чувствуете связи? Вы их сделали такими, ваше право, но возможно было сделать и по-другому. Например, Герман Сергеевич спился. Или встретил приличную женщину и начал жизнь заново. Связи могут быть какими угодно, но они не могут противоречить идее произведения в целом и друг другу в частности.
Вернемся к кройке фабулы и шитью сюжета. Из фабулы вам надо вырезать 1 большой кусок (один большой), на него будут завязаны все связи (гм, связи завязаны, но пусть так). И к этой ключевой сцене (большому куску) вы подшиваете кусочки поменьше. Какие-то фабульные события, вообще, уйдут в определения. Скажем, родился ваш герой на юге (в фабуле это есть), но в сюжете будет лишь упоминание о том, что, скажем, перед смертью он глянул в серое московское небо и вспомнил ослепительное крымское, когда в детстве он… и т.д.
Порядок сшивки кусков фабулы – это композиция рассказа. Которая, как вы помните, может быть прямой (как в фабуле: родился, учился и т.д.) или не-прямой. При которой вы, например, в первом же абзаце помещаете героя на крышу, он там переживает, а все события до крыши (родился, женился, авария) происходят в воспоминаниях или видениях. Последовательность представления читателю может быть любая, та, которую вы сочтете максимально эффективной для того, чтобы вызвать у читателя жалость к герою, разумеется, в соответствии с задуманной идеей.
Однако как бы вы ни изгалялись над композицией, не переставляли ее части туда-сюда, вы все равно должны сохранить ее суть: у истории всегда есть начало (завязка), развитие (основное действие) и разрешение (кульминация).
Откуда берется завязка-основное действие-кульминация? Из фабулы. Возвращайтесь к ней и выбирайте. Автокатастрофа может быть и завязкой (с этого начались страдания героя), и кульминацией (герой сломался на гибели своих близких). Желание спрыгнуть может быть и кульминацией (герой терпел-терпел и сломался, вот он взрыв), а может, и завязкой. Да, да, и такое может быть. Герой полез на крышу, еще не решив, прыгать – не прыгать. А на крыше дети, которые ему что-то напоминают, герой с ними взаимодействует (основное действие). И вот герой решился: нет, прыгну (момент принятия решения – это кульминация), и рекламный щит с зияющей по центру дырой – пост-кульминация.
Как видите, вариантов комбинации масса. Но в любом варианте должен присутствовать один большой кусок, который определяет смысл идеи. Будет ли это внезапно разбитая жизнь (авария) или долгое уныло существование (после аварии) – решать вам. В любом варианте есть свои эффектные плюсы, есть и скрытые (и не очень) подвохи. Опытный автор их увидит заранее, неопытный столкнется в процессе и так наберется опыта. Набирайтесь, Эхо.
Давайте еще раз. Что в истории Германа Сергеевича трогает вас настолько, что вы хотите передать это читателю? Какое его переживание? Пойдем от чувств героя, которые есть суть чувства автора.
Ваша задача сейчас: определиться, вокруг какого события вы будете строить сюжет, что с чем будете сшивать.

Мужик Бородатый   29.10.2019 00:01   Заявить о нарушении / Удалить

«Например, Герман Сергеевич спился». У меня это даже было, но не пляшет, пришлось убрать.
«Автокатастрофа может быть и завязкой (с этого начались страдания героя)
Герой полез на крышу, еще не решив, прыгать – не прыгать. А на крыше дети, которые ему что-то напоминают, герой с ними взаимодействует (основное действие). И вот герой решился: нет, прыгну (момент принятия решения – это кульминация), и рекламный щит с зияющей по центру дырой – пост-кульминация».
Так, кажется, будет правильно.
«Что в истории Германа Сергеевича трогает вас настолько, что вы хотите передать это читателю? Какое его переживание? Пойдем от чувств героя, которые есть суть чувства автора». Первое – шок после аварии. Даже больше – потеря детей. Дальше, меня трогает страдание Германа, потому что мужчины часто утешаются новой женщиной, а по детям страдает мать. А тут страдает отец. Полез он, потому что устал страдать, решил оборвать все разом. На крыше понял, что осталось желание жить. Он так привык к страданию, что не мыслил жизни без него, мало того, он мог с ним жить, прожив с ним тридцать лет, сжился, втянулся. Дети на крыше подтолкнули, почти в прямом смысле, к моменту принятия решения. Тут и решимость, и отчаяние. Это меня задевает. Но он прыгнул. Так что самый большой кусок – крыша. С ней сшивать аварию и страдания до крыши.

Автор Хочет Сказать   29.10.2019 00:42   Заявить о нарушении / Удалить

Ну что, Эхо, дела пошли на лад. Вот теперь я вижу, что вы понимаете, о чем хотите написать, какие чувства передать. Прекрасно. Первый барьер взят. Скачем к следующему. Теперь вам надо оформить свой замысел в подходящую форму, т.е. создать структуру.
Поговорим о композиции. Обязательные элементы композиции – это экспозиция, завязка, основное действие, кульминация и пост-кульминационная среда. Эти элементы могут быть выражены в разной степени в зависимости от идеи (быть расширенными или рудиментарными) и расставлены в разном порядке. Откуда берутся события, которые станут экспозицией, основным действием, кульминацией и пр? События берутся из фабулы. Далее говорим о свойствах и характеристиках элементов композиции применительно к вашему случаю.
Экспозиция.
Экспозиция предваряет действие, экспозиция осуществляет расстановку героев. Это – вообще. Смотрим в частности, на ваш текст. Если мы принимаем за основное действие сцену на крыше, то экспозиция – это то, что было до. «До» включает в себя много событий, соответственно, все события из вашей фабулы должны быть тщательно просеяны на предмет того, нужны ли они и, если нужны, то в каком представлении. Эхо, предлагаю вам экспозицию пока оставить, вернуться к ней после проработки основного действия. Мне кажется, так будет разумней.
Сейчас сосредоточьтесь на основном <действии>. Обращу ваше внимание, что основное действие начинается с завязки. Что в вашей истории является завязкой (эпизодом, которое запускает собственно сюжетное действие)? Предположу, что ваш ответ будет: автокатастрофа. Если вы так скажете, то ошибетесь.
Смотрите, между автокатастрофой и тем, что старик полез на крышу, прошло несколько лет. Да, он полез на крышу потому, что в его жизни случилась катастрофа, унесшая жизнь близких. Однако 2, 3 года, 5, 10 лет (или сколько?) он жил, хоть и влачил ужасно одинокое, безрадостное существование. Как там у вас было сказано? Ушел с головой в работу, ухаживал за старыми родителями, не женился и т.д. То есть, автокатастрофа, в конечном счете, явилась причиной. Но не поводом. Понимаете разницу между причиной и поводом? В данном случае поводом стало что-то другое. Было что-то, что, как перышко, как последняя соломинка, сломало спину верблюду. Вот это «что-то» и станет завязкой вашего рассказа. Триггером, который запустит основное действие. Вам это «что-то» надо очень хорошо придумать. Что это будет, решать вам. Так что, будьте любезны, в следующем своем ответе обозначить событие-триггер. Помечаю это задание цифрой 1 – определить триггер.
Когда вы его определите, вы поймете, с чего начнется основное действие, и приступите к его разработке.
Отталкивайтесь от чувств персонажа – что с ним может произойти на крыше? Что следует учесть?
Метаморфозы героя – это обязательно. Задание 2: распишите чувства по этапам. Скажем, первая эмоция героя – это безнадежное отчаяние (усталость, злость, одиночество или что-то еще), состояние (не забывайте!), возникшее под влиянием триггера (см. Задание 1).
С этим чувством герой на крышу залез. Затем, на той же крыше его чувства претерпевают изменения, и все заканчивается прыжком (какое чувство при этом испытывает герой?). Попробуйте построить цепочку переходов.
Задание очень непростое, очень. Чем точнее (достовернее, эмоционально-пронзительней) вы составите цепочку, тем бОльший успех будет иметь ваш рассказ. Не торопитесь, подумайте, почитайте свою предыдущую реплику, там вы достаточно много рассказали про чувства героев, значит, вы их представляете.
Дерзайте, Эхо, возьмите и вторую высоту.

Мужик Бородатый   29.10.2019 23:07   Заявить о нарушении / Удалить


Рецензии