5. Разбор текста

Помним, что триггером рассказа, поводом, который вызвал у героя желание покончить с жизнь, явился его визит на кладбище к могилам родных. То, что он в этот момент ощутил свое одиночество, естественно. Но этого недостаточно. Смотрите, герой прожил без семьи 25 лет (70-45=25), примерно столько же (45-23=22). То есть, одиноким он был столько же, сколько и счастливым мужем /отцом. Это немаловажная вещь, которой, как мне кажется, вы пренебрегаете. Но об этом в отдельном разговоре. Сейчас думаем над тем, что есть.
Герой долго жил в одиночестве, снедаемый горем. Чувства копились и копились, и вот в один момент на спину верблюда упало последняя соломинка. И это не визит на кладбище, ведь туда он ходил довольно часто, как я понимаю. Значит, во время последнего визита произошло что-то, что явилось той самой пресловутой соломинкой. У вас есть описание кладбищенского эпизода. Читаем:
\\ Рано утром пошел в гараж, сел в машину, поехал на кладбище. Стоял перед могилами детей, жены, её родителей. Понял, что на том свете она не сирота, она рядом с родителями, а его дети там без отца. Если бы он мог повернуть время вспять, то не повез бы семью на машине. Поехал домой. Погода портилась. Вот-вот пойдет дождь. Тогда тоже пошел дождь. Включил радио. Услышал музыку. Вспомнил аварию. Вспомнил горы. Заехал во двор. Вышел из машины, посмотрел на высотку напротив своего дома. Пошел домой, надел парадный костюм, белую рубаху, до блеска начистил туфли, поднялся на двенадцатый этаж. Вышел на крышу. \\
Все правильно написали, но если в готовом рассказе вы напишете так же, получится плохо. В череде событий (пошел, сел, поехал, стоял, поехал, вышел и т.д.) должна быть 1 (одна) очень яркая эмоциональная деталь, которая сразит читателя своим трагизмом, как выстрелом. Что это может быть? Все, что угодно. Божья коровка или муравей, который прополз по фотографии на памятнике. Внезапно сломавшаяся ветка, упавший лист, короткий крик вороны. Это на кладбище. По приезду домой: какой-нибудь детский велосипедик, брошенный под дождем, счастливый возглас соседского папаши и т.д. Вариантов масса, выдумайте свой. Но такая деталь должна быть обязательно. Тогда в вашем перечислении появится яркое эмоциональное пятно, триггер (визит на кладбище) станет таковым в глазах читателя.
Итак, вы это сделали (ввели мелкую, но характерную деталь), читатель поверил, что спина верблюда сломалась, почву для развития основной сцены вы подготовили. Герой переместился на крышу.
Обращу ваше внимание на такую вещь: \\ Заехал во двор. Вышел из машины, посмотрел на высотку напротив своего дома. Пошел домой, надел парадный костюм, белую рубаху, до блеска начистил туфли, поднялся на двенадцатый этаж. Вышел на крышу. \\ Явно, что герой не находится в состоянии аффекта, он действует, как робот, как машина, запрограммированная на самоуничтожение. Поэтому, когда будете писать уже полный вариант, обязательно сохраните это ощущение. Вот здесь будет уместен прием перечисления, которое, по сути своей, есть монотонное бормотание. Изобразить бормотанием последнюю соломинку нельзя, слишком много в том образе отчаяния, а обреченную запрограммированность можно.
Герой на крыше в состоянии, которое вы обозначили: \\ одиночество (1), бессилие что-то изменить (2), безнадежное отчаяние (3),\\ Пока все развивается весьма логично. В какую ловушку мы можете попасться на данном этапе? Продолжать называть чувства вместо того, чтобы их показывать. Ваш первоначальный вариант к этому сильно тяготел, поэтому и выглядел несколько картонно. В этом месте вам необходимо придумать герою какое-то действие, которое покажет его состояние, на называя его в лоб. Фразу про желтых камикадзе лучше выпилить и забыть, совершенно не из той оперы, да и выглядит она… ну, скажем так, не стильно и дешево. А вот то, что он подошел к краю, заглянул и сел, будет очень кстати. Сидеть над пропастью и рассматривать то, что внизу – это хорошая иллюстрация к чувству 2, которое перешло в равнодушие. Герою стало уже все все равно.
А у вас, автор, завершился первый раунд основного действия. Помните, да, что в основном действии сценическое напряжение должно нарастать. Должно нарастать всегда – это непреложное условие рассказа, основополагающий принцип. Вы двигаете сюжет к кульминации, которая есть взрыв, и взрыв должен быть подготовлен. Подготавливать (наращивать напряжение) можно разными способами. По логике вашей истории лучше всего подойдет чередование сцен с резко различным эмоциональным напряжением. Смотрите, эмоции героя вроде бы затухли. До этого он традиционно приехал на кладбище, там что-то случилось (пресловутая яркая деталь), его эмоции вспыхнули, как лампочка перед тем, как окончательно сгореть. И кривая опять пошла вниз. Он, как обреченный робот, доехал до дома, переоделся и забрался на крышу. Сел на бортик. Эмоции на нуле (или где-то рядом).
Если герой прыгнет в этот момент, читатель будет разочарован. Может, в жизни так и происходит, но литературное произведение – не жизнь. Литературное произведение дает читателю возможность напитаться чужими сильными страстями, и вы как автор обязаны эти страсти обеспечить.
Именно для этого в основном действии имеются сюжетные повороты. В вашем случае сюжетным поворотом явится изменение состояния героя. В принципе, вы так интуитивно задумали. В вашей цепочке чувство 3 (безнадежное отчаяние) сменяется сомнением (4). С точки зрения сюжетного построения это наилучший вариант. Однако в тексте этого нет.
В тексте, как мы помним, к герою является пара подростков, и следует совершенно невнятный диалог. Который лишний по всем параметрам. Он не дает никакой информации, способной продвинуть сюжет, и не меняет состояние героя, потому что \\ У них были убаюкивающие голоса и лица, которые невозможно забыть.\\
По большому счету, безнадежное отчаяние героя можно сдвинуть в любую сторону, было бы на то желание автора, который безусловный творец своим героям. Вы захотели двигать в сторону сомнения, ну так и двигайте. В этом месте повествования должно случиться что-то, что принудит героя засомневаться. Если вам нравится ход с детьми, почему бы и нет? Но задайте себе вопрос: в чем стал сомневаться герой?
Еще раз: герой исчерпал свой ресурс сил, он опустошен, он поднимается на крышу, чтобы поставить точку. Чисто формальный жест, потому что душа героя умерла на четверть века раньше. И тут – неожиданный поворот сюжета. Очень качественный, кстати, поворот. Только вы должны определиться, в чем засомневался герой. Это первое. И второе – как вы это покажете? На каких действиях героя? Нельзя написать: «Герман Сергеевич сидел на пропастью, смотрел вниз, и вдруг сомнения его одолели». То есть, написать, конечно, можно, но получится плохо. Думайте. А я продолжу про сюжетные повороты.
Благодаря такому сюжетному повороту (отчаяние сменяется сомнением) сценическое действие получает дополнительную упругость, и вы снова сможете наращивать эмоциональное напряжение. Вы чередуете сцены: низко-низко – вспышка – затем затухание – потом новая вспышка – рост.
Опять смотрим на вашу цепочку: \\ сомнение (4), ярость (4), надежда на чудо (5), боль (6), страх (6), нежелание умирать (7?), обреченность (8).\\
Может ли сомнение перейти в ярость, а та – в надежду на чудо? Вполне. Возможны варианты. Когда сомнение превращается в надежду на чудо. Когда герой вдруг видит выход, который не замечал ранее, который сулит ему избавление. Эмоции героя растут, и вместе с ними растет сценическое напряжение. Для рассказа это очень хорошо.
Затем – хлоп. Новый сюжетный поворот. Выход оказался тупиком, а надежда – миражом. И чувства героя меняются логично: чувство 5 (надежда) переходит в боль (6). И снова говорю вам: переход чувств следует показывать на поступках героя (возможно, при помощи поступков дополнительных персонажей, тех же детей). Но по-ка-зы-вать, а не монотонно называть. Думайте.
Смотрим на схему. Все идет хорошо. Основное действие приобрело 2 сюжетных поворота (от отчаяния к надежде и от надежды к боли), сценическое действие развивалось динамично, не было вялым и в нужных местах щекотало чувства читателей. Пора подумать о том, как завершить основное действие так, чтобы кульминация действительно выстрелила.
Тут неплохо бы вспомнить, что всякий рассказ пишется ради того, чтобы читатель пережил катарсис. Катарсис – это очищение через сильное переживание. Смотрим на вещи трезво, не всякая история может сотрясти основы читательской души в принципе, и не всякий автор способен сотворить потрясение при помощи слов. Однако стремиться надо. Надо (в который раз говорю) заботиться о подготовке кульминации.
В вашем, Эхо, случае кульминация заключается в последних звеньях цепочки: \\ страх (6), нежелание умирать (7?), обреченность (8).\\ Вот здесь у меня что-то не складывается. Возможно, это моя проблема: я не понимаю, как это может быть реализовано, но когда вы это реализуете, я пойму. Поэтому попрошу третий переход (переход к 3-ему состоянию героя во время основного действия) объяснить более подробно, на примерах конкретных поступков героя (или дополнительных персонажей).
Таким образом, ваше новое задание:
1. Подобрать поступки (события), которые покажут, как Герман Сергеевич перешел от отчаяния к сомнению;
2. Подобрать поступки (события), показывающие переход от сомнения (в чем?) к надежде;
3. Подобрать поступки (события), показывающие, как надежда героя (на что?) сменилась болью (какой?);
4. Объяснить, куда двинулись чувства героя после «боли» и с какими чувствами герой вышел на кульминацию (прыжок).
Не надо писать подробно, пишите, как раньше: герой пришел, ушел, увидел, сделал. На данном этапе этого будет достаточно.
Успехов!

Мужик Бородатый   31.10.2019 21:54   Заявить о нарушении / Удалить


Рецензии