Легкий юмор О. Генри

Уильям Сидни Портер, известный нам под псевдонимом О.Генри, считается одним из классиков юмористической литературы. Несмотря на это, по-настоящему смешных произведений в его библиографии немного. Юмор – практически обязательный ингредиент его рассказов, но отнюдь не главный. Коньком О.Генри были короткие новеллы, в конце которых следовал неожиданный поворот сюжета, заставляющий читателя взглянуть на всю историю несколько по иному. Благодаря "неожиданным концовкам" многие рассказы О.Генри вызывают легкую улыбку, но вряд ли финальный "кульбит" автора сможет вызвать приступ здорового и неудержимого смеха.

Подобный писательский прием не был ноу-хау О.Генри. Не знаю, кто первым в мировой литературе стал использовать забавную и неожиданную концовку в своих произведениях, но подобный финал можно встретить еще в рассказе Александра Пушкина "Метель" (1830), который входит в сборник "Повести покойного Ивана Петровича Белкина".

Сам по себе неожиданный поворот сюжета в конце произведения – плюс для рассказа, но писатель так нещадно эксплуатировал свой главный прием, что при чтении он быстро приедается. Когда ты берешь в руки сборник рассказов О.Генри объемом в 600 страниц и читаешь одно произведение за другим, то эффект неожиданности быстро перестает действовать, а концовки рассказов становятся легко предсказуемыми.

Удивительно, но ради неожиданной концовки О.Генри иногда опускается и до  самоплагиата: финалы рассказов "С высоты козел" и "Роман биржевого маклера" – близнецы-братья. Что еще более поразительно, но оба произведения входят в один сборник "Четыре миллиона" (1906).  Рассказ "Младенцы в джунглях" – симбиоз более ранних новелл "Простаки с Бродвея" и "Поросячья этика".

По-настоящему смешные рассказы у О.Генри встречаются нечасто: "Линии судьбы", "Купидон порционно", "Вождь краснокожих"… Несколько больше в его библиографии новелл, которые я бы назвал забавными: "Предвестник весны", ряд рассказов из сборника "Благородный жулик", в которых главными героями являются два афериста Джефф Питерс и Энди Такер, "Мадам Бо-Пип на ранчо", "Деловые люди"… Есть у О.Генри и мрачные новеллы ("Меблированная комната", "Последний лист", "Сделка"), скучно-нравоучительные ("Горящий светильник", "Гнусный обманщик"), и даже в сборнике избранных рассказов нередко можно встретить откровенно слабые произведения: "Русские соболя", "Чья вина?", "Смерть дуракам", "Волшебный профиль", "Без вымысла", "Театр – это мир"…


Рецензии