Почему мужчин нет в церкви? Психологический аспект

   Судя по статистике, православных мужчин в России примерно столько же, сколько и женщин. Стало быть, и в церкви должно быть такое же соотношение. – А этого нет! В российских приходах, зачастую, на двадцать женщин приходится только один мужчина. – Мужчины, даже те, которые называют себя православными и носят крестик, не ходят в церковь. Во-первых, это странно, а во-вторых – очень плохо! Известный проповедник протоиерей Андрей Ткачёв, вообще, считает это главной причиной российских неурядиц. (http://www.pravoslavie.ru/124961.html) И этот вывод вполне обоснован. – Ведь мужчины занимают командные посты в нашем обществе, они задают тон в политике, в экономике и в культуре. И если они не молятся, не ходят в церковь, то значит, их жизнь строится на песке, нет в ней духовной основы! Они дезориентированы в нравственных измерениях жизни, а значит их цели зачастую ложные, ими легко манипулировать, несмотря на всю их гордость и упрямство! И это действительно может являться причиной многих бед и болезней современного общества.

   Для такой печальной ситуации есть много причин. Есть причины исторические, есть социальные, есть и причины психологические. Попробую проанализировать здесь некоторые психологические причины этого тяжёлого положения.

   Мужская психика от природы более самостоятельна, чем женская, она ориентирована на самоутверждение, на самореализацию, хотя бы, внешнюю – в роли вожака. Природный мужчина был предназначен для созидания и борьбы, для защиты своей семьи и племени, для поиска новых путей и средств выживания. Выполнение этого предназначения в развитом обществе, помимо физических качеств, неразрывно связано с наличием прочного духовного фундамента в психике мужчины. То есть, с присутствием Бога в его душе. Поэтому, испокон века, в нашей истории настоящие мужчины – воины и землепашцы, художники и строители, князья и купцы были верными христианами. – Потому что без веры ничего прочного создать невозможно! – Эту библейскую истину история подтверждает убедительно и неизменно. И это отложилось в памяти наших предков.

   Но, всё бренно на этой земле! Разрушается и память. Современная цивилизация порядком изуродовала психику мужчины и лишила его многих важнейших приоритетов, обеспечивающих способность к созиданию. – Одним из таких приоритетов была вера в Бога и в божественное предназначение труда. Современное общество лишило понятия «труд», «земля», «семья» их сакрального, то есть, жизнесозидающего значения. Труд и  мастерство, которые предки почитали, как источник жизни, превратился всего лишь в «работу» – в основном – средство, чтобы платить кредиты. – Для того чтобы можно было набирать новые кредиты. Но, как точно отметил о. Андрей: «Нельзя быть хорошим врачом только потому, что тебе за это хорошо платят. Нельзя быть хорошим чиновником только из-за хлебного места. Без метафизического основания, без веры в широком понимании нельзя быть добродетельным мужем».

   Материализм, утвердившийся в современном обществе, исказил ценностную ориентацию мужчин. «Прогресс цивилизации» направил их интересы и энергию в ложном направлении. С обесцениванием жизненных основ, жизнь потеряла духовный смысл. Многим людям, а мужчинам – в большинстве, просто не нужна теперь церковь. Они вообще не понимают, что там делать! – Потому что они так воспитаны – духовно слепыми и глухими. Вследствие этого, относительное и преходящее превалирует сейчас в общем сознании над абсолютным и вечным. Наивысший престиж у современных людей имеют те, кто мало трудится, но при этом имеет богатство и максимум плотских удовольствий. Поскольку с христианским пониманием жизни это не имеет ничего общего, то и поводов придти в церковь у мужчин становится всё меньше.

   Поэтому значительная часть современных слабых и выродившихся мужчин, в большинстве не имевших примера настоящих отцов, часто стремится к жизни ленивых иждивенцев. Вместо того  чтобы получить образование и реализоваться в упорном созидательном труде, они предпочитают самоутверждаться за счёт членов своей семьи. Психический комфорт они обеспечивают себе за счёт непомерного раздувания своего тщеславия и самолюбия. Типичная позиция для множества современных мужчин – это эгоцентризм, ощущение себя неким «пупом земли», вокруг которого всё на свете должно вертеться. Поэтому для них совершенно неприемлем звучащий в церкви призыв к непременному покаянию. Мужчин отталкивает перспектива признания своих пороков и грехов, особенно тех, которые задевают их мужское самолюбие. Таких, например, как юношеский блуд. Признать что-то позорное в своём прошлом решаются лишь немногие.

   Стыд покаяния часто опирается также на страх подорвать свою репутацию в обществе, особенно, если она создавалась благопристойной, по видимости, жизнью на протяжении ряда лет. Поводом для отказа от покаяния может быть и неверно ориентированная совесть. Я, например, знаю одного пожилого мужчину, который не может придти в церковь из-за того, что некогда совершал кражи. И как ему объяснить, что стыд перед Господом должен быть гораздо весомее, чем его стыд перед ближними? Как трудно понять невоцерковлённому человеку, что он исповедует свои грехи не перед священником, а перед Богом, Который и так всё про него знает! Богу просто нужно наше раскаяние и доверие, чтобы Он мог спасти нас! – Для этого нужно, хоть немножко верить, а откуда взяться вере в нашем обществе, которое десятилетиями поклоняется фальшивым идолам «сладкой жизни»? Целый век безбожного воспитания принёс свои плоды.

   Нужно отметить, что кроме призыва к покаянию, церковь побуждает христианина к постоянному духовному труду, цель которого – изменение приоритетов, смещение  центра его личности. – Почти все современные люди являются эгоцентристами, но мужчины – в большей степени, чем женщины. (Женщины, всё-таки, чаще мужчин фамилиецентричны, и забота о родных часто побуждает их придти в церковь.) Церковь же, своим духовным воздействием инициирует переход человека от эгоцентризма к христоцентризму*. – В этом изменении души и состоит глубинный смысл всех молитв, песнопений и всего происходящего на богослужениях. – Воцерковлённый человек, часто даже неосознанно, стремится при решении всех проблем ставить на своё место Христа. Конечно, каждый – в меру своего понимания. Но, преобразование личности, предлагаемое церковью, часто бывает болезненным и приносит в психику дискомфорт. Большинство мужчин пока предпочитает этим не заморачиваться.

   Итак, на мой взгляд, главным препятствием для прихода в церковь мужчин является навязанная им либерализмом и «гуманизмом» гордыня, помноженная на гипертрофированное, вследствие ложного воспитания, мужское самолюбие. Но, разве российские мужчины – это беспомощные жертвы материалистического прогресса и либеральной пропаганды? – Сами-то они за что-нибудь отвечают? – По-моему, да! Должны отвечать! – Потому что типичный для современных мужчин поиск лёгких путей, конформизм и расслабленность закономерно приводит их к деградации, а нашу страну – к историческому провалу. Мужчинам нужно, наконец, вспомнить о своём утраченном достоинстве и попытаться вернуть себе высокое и благородное жизненное предназначение! Они должны вспомнить, что человек всегда свободен – и в узах и на эшафоте и, тем более, перед лицом убаюкивающего, льстивого комфорта. А духовную свободу может дать им только отеческая вера, которую они обретают в Церкви!

   Есть, конечно, среди наших мужчин и немалое число активных и умелых работников, на которых, собственно, всё и держится! Это настоящие мужчины, которые самоотверженно трудятся, защищают страну, и вообще – самоутверждаются в правильном направлении. В силу этой естественной направленности и вероятность увидеть их в храме больше. В этой группе мужчин есть уже воцерковлённые люди, и есть интересующиеся духовными вопросами. Но, и среди этой активной части мужчин большинство, к сожалению, еще не осознало подсознательно воспринятых ими вечных истин и потому, они пока не спешат приходить в церковь. Большинство трудолюбивых и деятельных мужчин традиционно считает, что всем в жизни они обязаны собственному труду и упорству. Но эта группа, по крайней мере, более перспективна для привлечения их в церковь. Последовательная и терпеливая работа с ними может создать правильную тенденцию в российском обществе. Но и Церковь должна доказать им, что заслуживает их доверия.

*) В понятии «христоцентризм» заключено огромное множество смыслов. – Это и честность, и верность, и самоотверженность, и милосердие, и любовь и много других прекрасных качеств.

Октябрь-ноябрь 2019


Рецензии