Как купец храм строил

        "Купец божится, а про себя отрекается". Но,не все таковы.
        Жил да был в 19 веке в старинном купеческом городе Обоянь, что в Курской губернии, Рябкин Михаил Васильевич,купец 1 гильдии. Мукой торговал, да водкой, склады водочные держал. Чем вам не рецепт успешной ниши.
        Выйдет, бывало, на базарную площадь в своём чёрном сюртуке, картузе и сапогах с высоким голенищем. Обойдет ряды, приценится, почём нынче укроп с петрушкой. А грудь теснит от мыслей, мечтаний, неясных стремлений.

        На площади храм стоит, небольшой, деревянный, старый уж, 1743 года постройки. В то время все увлекались деревянным зодчеством. Другого материала доступного под рукой и не было. В тот год , когда закончили его строить  как раз завершилась русско-шведская война и мы таки оттяпали часть Финляндии, прочертив границу по реке Кюмень. А из Дагестана ушли остатки иранского воинства, продолжили бодаться Иран и Турция. Неблагодарные рудокопы в Швеции взбунтовались, навострили лыжи на столицу и даже заняли часть Стокгольма. Конечно, с помощью войск показали им, кто в доме хозяин. С Камчатки отправилось тогда первое русское промысловое судно к берегам Америки. Вот такая суета и движ был в мире.
        А в Обояни построили  храм. Чистый и светлый, чудесно пахнущий свежим деревом. Но время бежит.
        Прошло ни много, ни мало, 150 лет с той поры.
Купца нашего избрали городским головой и через 2 года, в 1890 году задумал он построить на этом месте новый храм, большой и красивый, в русско- византийском  стиле. Одному-то никаких денег не хватит на такое и  попросил горожан поучаствовать. Они не остались в стороне и собрали денежку.
        8 лет пролетело, словно не было. Мир продолжал жить своей жизнью. В Бразилии отменили рабство, умер германский император Вильгельм первый.

        А у нас свежее ранее утро 1898 года. Голубое небо в светлых облачках, веет тонким холодком. Рыночная площадь полна нарядным людом. Стоят, оживлённо перешёптываются взрослые. Дети, нарядные ради такого случая и серьёзные грызут баранки и тоже ждут. Такого большого и величественного храма они ещё не видели. Стоит, переливаясь золотыми маковками собор Троицы живоначальной.
        И, вдруг, пошёл, разлился по округе далеко-далеко перезвон колоколов. Яркий и сильный.Растёкся по лугам и полям,до самой речки Обоянки. На службе все стояли тихо и торжественно, плыл над головами аромат ладана.
        И в первом ряду, с женой и детьми, в своей новой красивой жилетке, сияя орденами Святого Станислава 2 степени, Анны 3 степени и золотой медалью на Станиславской ленте стоял наш купец. Потомственный почётный гражданин города.
        Что он думал и чувствовал в тот момент, глядя на золочёные иконы, мы можем только представлять.
        Продолжение следует..


Рецензии