Тайна зла. p226-230

В происхождении ангелов и людей лежит непознаваемая нами страшная тайна зла и беззакония. Священное Писание говорит о трех видах происхождения: творение, произведение и рождение. Ангелы и первый человек Адам сотворены. Ева произведена от Адама. И дети не сотворены, не произведены, но рождаются от родителей. Во всех трех случаях происхождения Бог по Своей совершенной благости и любви дарует происходящим дар совершенной свободы. Малейшее ограничение этой свободы немедленно прекращало бы всесовершенство любви Бога. Но всесовершенна любовь Бога и совершенна свобода, дарованная Им ангелам и людям. Поэтому ангелы и люди в этом даре свободы имеют возможность направлять свою жизнь во всех четырех ее направлениях: вперед-назад, направо-налево. Вперед – это оставаться в любви Божией, «и в любви Моей, – говорит Господь, – как и Я пребываю в любви Отца Моего». (Ин. 15, 10). Назад – это жить «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2, 2). Направо – это «приклоните ухо и послушайте моего голоса (пророка)» (Ис. 28, 23), «племя Мое» (Ис.51, 4), «приидите ко Мне» (Ис. 55, 3). Тогда на Страшном суде Господь «поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую» (Мф. 25, 33). Налево – «завет Мой, завет жизни и мира, и Я дал его Левию (от которого происходит одно из колен левитов, поставленных Богом на священническое служение), дал ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим, в мире и правде он ходил со мною и многих отвратил от греха, он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего» (Мал. 8, 4-6, 8), как и «некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли скорбям» (1 Тим. 6, 10).

227
Часть ангелов, будучи духами, в едином акте восстания тем, чем они были, восстанием духа отпали от Бога. Ева в свободе произволения скользит умом и совестью в соблазн, сплетаемый змием в разговоре с нею. Соблазн превращается в порчу совести и в неразумеваемую для нас и незаметную для самой Евы перемену личности в индивид. С этим и в таком состоянии обращается Ева к Адаму. Силою соблазна, исходящего от испорченной совести и ума, она соблазняет, т. е. приводит к порче стремления Адама. В согласии с нею он уклоняется от единения с Богом и в поступке преступления заповеди Бога порывает отношения твари со своим Творцом. Он делает это силою стремления к соблазну «быть как боги». Делает в свободном произволении. В итоге рождается в Раю произвол твари, не изменяемый уже никакими силами и действиями. Если только Сам Бог в лице Сына Божия, в лице Творца, не совершит искупления Адама из этого греха. Дети же, рождаясь от родителей, как индивид от индивида несут в себе возможность вступать в пререкания с родителями и с подросткового возраста, когда пробуждается в них стремление к самостоятельной жизни, они в своем свободном произволении могут пойти в любое из четырех движений жизни –
 вперед-назад, направо-налево. Мы видим, как в наше время начинается и нарастает в подростковом и юношеском возрасте почти сплошной произвол. Без сыновства, мимо отцовства и материнства. С глубоким неведением в развращенной своей душе патриархальности, верноподданности и святости. Так вместе с сотворением открылась способность восстания и отпадения части ангелов от Самого Творца. После произведения Евы из чресл Адама открылся соблазн и сила его в отношениях Евы и Адама. Ева оказалась сильнее. Как и ныне индивидная тирания и самореализация женщины в близких и личных отношениях с мужчиною и с его тиранией и самореализацией оказывается средствами женского соблазна сильнее.

228
Это явно среди взрослых, но еще более откровенно и прямо происходит в обращении между собою девочек и мальчиков в школе. А в последние пятьдесят лет порча, производимая чувственным соблазном, вошла в отношения мамочек и их сыночков, уничтожая в последних все возможные и невозможные мужские силы. В результате этим сыночкам уже и 30, и
 40 лет, а они все еще недееспособные мужчины. Неудивительно происходящее отсюда такое масштабное изменение половой ориентации в современных людях. И наконец, само рождение детей от родителей несет в себе возможность пререкания детей с родителями, завершающееся
 тем же, чем закончились отношения части ангелов с Богом.
 У ангелов – отпадением, у детей – произволом. Но собственно суть страшной тайны беззакония не столько в этом, сколько в возможности в недоведомых глубинах человека оборота его свободы от личности к индивиду. Оборот свободы. Никто не знает, как он происходит. Никто не знает, в ком может он произойти, в ком нет. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8, 26–29). В этих словах апостола ничего не говорится о самой тайне беззакония и о том, почему и как остаются те, кого она не коснулась. Апостол говорит только о том, что знает, в ком совершился превратный оборот свободы, а в ком нет, что знает только Бог. В Деяниях есть слова: язычники «уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13, 8). То есть сохранились в возможности личности помощью Божией восстать из плена индивида. Оборот свободы в сторону индивида

229
хотя и совершился в них как акт грехопадения Адама и Евы, однако не был самодовлеющим. Власть и сила соблазна, соблазнять и быть соблазняемым, хотя и вошла в них, однако не стала абсолютной. В Деяниях же «Анания, муж благочестивый, сказал Савлу:
 «Бог отцов наших предизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его. Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа
 Иисуса.». Когда же я, (говорит апостол Павел) возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление и увидел Его (Христа), и Он сказал мне: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22, 12–14, 18, 21). Здесь мы въяве слышим о тех, в ком произошел, оборот свободы и привел к неизменной власти тайны беззакония, а в ком произошел все же с возможностью изведения из неё. Апостол Петр в Деяниях говорит о себе и десяти учениках, кроме Иуды, называя всех «предизбранными от Бога, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 41). Пророк Иезекиль говорит: «И было ко мне слово Господне: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот, и если бы нашлись в этой земле три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, и не спасли бы ни сыновей, ни дочерей (той земли).» (Иез. 14, 21, 14, 16). «И тогда останется остаток, сы- новья и дочери, которые будут выведены оттуда. Они утешат вас, когда вы увидите поведение их и дела их; и узнаете, что
 Я не напрасно сделал все то, что сделал, говорит Господь Бог» (Иез. 14, 22–23). «Итак, молитесь, чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера» (2 Фес. 3, 2). Так завершает эту выжимку апостол Павел.

230
В итоге в силу оборота свободы на небе явилось два вида ангелов: верных и падших, на земле – два вида мужей и жен: патриархальных, верноподданных, живущих святостью и про тивоположных тому, и два характера детей, первые из них Авель и Каин.


Рецензии