Господь призывает жить. p241-247

Что же такое третье состояние человека – жизнь? Если первые два состояния – живость и жизненность свойственны индивиду, то жизнь – это состояние личности. Утрата личности произошла в Раю в грехопадении Адама и Евы. Утрата не в смысле ее исчезновения из человека, а в смысле ее незадействованности. Уже жизнь стала не жизнью человека, а жизнью индивида, поглощенного природой, сделалась, но не жизнью, а жизненностью, и в дальнейшем с поглощением грехами и
 совсем стала страстной, греховной живостью – с гоготом,
 
241
хохотом, юмором и смехом, танцами и плясками, бесшабашными песнями, выходящими из на бесовский лад устроенной души, а в поведении – с интригами, кокетством, соблазнами ссорами, драками, войнами и прочим. В людях, изгнанных из рая, жизнь отчасти сохранилась в праведниках. Этою жизнью была в них жизнь веры. «Надобно, –
 говорит апостол Павел, – чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6). «Веровал» и «воздает» – здесь речь о живых и реальных отношениях человека и Бога. Так «верою Енох переселен (на небо), и не стало его, потому что Бог переселил его. Верою Ной приготовил ковчег для спасения дома своего. Верою Авраам принес в жертву Исаака, ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить. Верою пророки побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, жены получали умерших своих воскресшими, (иные) скитались в милотях и козьих
 кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11, 5, 7, 17–19, 33–38). Вера эта, говорит св. Игнатий (Брянчанинов), вышеестественная. Потому что естественная вера – это религиозность. И свойственна она всем народам земли. Равно как и в России в сегодняшней Церкви люди в большинстве своем религиозны, и мало тех, кто имеет веру свыше. У них религиозность православная, потому что родились в православной стране,
 и еще потому, что в религиозности побуждены благодатью. Они были неверующими, стали теперь православно-религиозными. В ветхозаветное время вера праведников – это начало жизни личности в них. Личность в раю знала Бога – Творца своего и была едина с Ним. После изгнания из рая возможность личности в индивиде – это вера как восстановление единения с

242
Богом. В новозаветное время она с крещения дает начало этому единению. Потому «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6), она лишь, вера, знает, чем и как можно Богу угодить. Кроме праведников все остальные народы на земле, будучи индивидами, не знают личности в себе. И в наше время семь с половиной миллиардов людей на земле, разных национальностей и религий, хотя и знают о православии, однако переходить в него не собираются и не понимают, зачем это надо делать. Подавляющее большинство их так устроены, что никогда не будут искать православия. Индивид – это отрицание в себе личности. С отрицанием личности произошло в Раю отрицание Бога, потому что единение с Богом и Бога знает личность. Утрата ее немедленно привела к отрицанию Бога. С отрицанием Бога явилось отрицание ближнего, потому что ближнего нашего и нас самих как личность знает только Бог, Творец ее. Отрицая Бога, индивид теряет и ближнего. Он не знает в себе личности и тем более не может знать личности в ближних. Вместо личности индивид, поглощенный природой, знает только ее – дух, душу и тело. Индивид – это падение в плоть. Душою впал в нее, а духом встал на ее защиту. В этих трех составах индивид присутствует и через них осуществляет себя или осуществляется. Осуществление это есть его жизненность. Энергией или силой духа, в душевной жизненности действует, живет на земле как плоть. С плотью и соединена душевная жизненность. Потому человек и боится смерти, что с ее наступлением, отрывом тела от души, прекращается телесно-душевная жизненность. А другой жизненности у индивида нет. Потому и печется так о теле, и всей душой печется о своем здоровье, и падает духом, когда заболевает, особенно, когда узнаёт, что болезнь смертельна. Потому и спасение человека от его индивида невозможно было совершить иным образом, как только через телесные

243
страдания и смерть, т. е. отлучение тела от души, но исполненное не в человеческом разлучении с телом, что стало бы реальной смертью, какою умирают все люди, а в божеском, т. е.
 по-божьи пережитом разделении тела и души, при этом без разлучения их друг от друга. Христос, по смерти на кресте, как человек душою отходя во ад, будучи Богом, не разлучался со Своим человечеством. Тело, разделенное с душою, оставалось в единении с Его божеством и оставалось неразлучным с Христом – Богом. Потому и было нетленным, во Христе пребывая в некотором ожидании воскресения. Христос не был индивидом. В своем человечестве Он был, есть и всегда остается Лицом – Богом, вторым Лицом Святой Троицы, Сыном Отца Своего Небесного. В Нем нет того, кто мог бы впасть в отрицание в себе себя – личности в пользу человеческой природы. Он не знает такого соблазна – влаения (термин св. Феофана Затворника), соскальзывания в узы своей природы. Лицом Своим Он остается совершителем Своей человеческой природы в божеское присутствие, в божественный нетварный свет, как это явилось на Фаворе, в сияние божества через человечество. Так Евангелие открывает нам на Фаворе божество Христа в Его человечестве, в страданиях и смерти на кресте и сошествии в ад – неразлучность того и другого, а в воскресении – восстание Нового Адама, собирающего из всего земного человечества часть его «могущих спастись» в Свою Церковь. В воскресении Христа «ад упразднися», т. е. утратилась власть ада над праведниками, двери рая открылись, и тысячи вошли в него. А со дня Пятидесятницы в таинстве крещения начала расторгаться власть отрицания индивида от личности, Бога и ближнего. «Ад, где твоя победа?» Нет ее. «Восста Христос!» С этого времени личность в крещении получает начало свободы, развить которую – задача каждого человека.

244
Смертью Христа положено начало умирания людей для греха. Воскресением Его для каждого верующего наступила великая духовная Пасха. Исход личности из индивида. Для истинных христиан она продолжается не одну неделю, а целую жизнь. А до степени истинного христианина со дня крещения начинается великий подвиг восстания из трех отрицаний, и вместе с этим и подвиг преодоления падшего естества, падшей природы. Преодоления, т. е. победы над падшим естеством и одновременно победы над индивидом. О тех, кто достигает этой победы, Господь говорит: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7). «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр.  2, 11). «Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2, 17). «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, как и Я получил власть от Отца Моего» (Откр. 2, 26). «Побеждающий облечется в белые одежды, и не изглажу его из книги жизни и исповедую имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр. 3, 5). «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, Нового Иерусалима, и имя Мое новое» (Откр. 3, 12). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3,.21). Так говорящий Господь «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу (Отцу), будучи всегда жив» (Евр. 7, 25). «Всегда спасать», то есть давать жизнь личности вопреки индивиду.
 Давать жизнь, «будучи всегда жив». Давать жизнь, чтобы «чрез Него» обретающие Сыновство, в Нем и приходили к Богу- Отцу. Ибо никем другим к Отцу нельзя прийти, кроме как Сыном. Но не человеческим, а Сыном Божиим. «Потому что

245
чрез Него имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2, 18). И «Бог-Отец, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, оживотворил со Христом, и воскресил с Ним, и посадил на Небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2, 4–6). «Итак, если вы (в крещении) воскресли со Христом, то ищите горнего, о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3, 1),
 т. е. будьте всегда живы, личностью пробуждаясь сквозь индивида. Потому что личности свойственна жизнь, а индивиду –
 жизненность падшего естества, и индивиду развращенному свойственна греховная живость с юмором и хохотом, плясками и пьяным весельем, с греховными увлечениями и зрелищами, с интернетом и работой до упаду. Жизнь же – это «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные (зная, «что сие не от вас, Божий дар» (Еф. 2, 8) в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3, 12, 14). Вместе с тем жизнь – это чистое сердце и в основании его добрая совесть. Она, совесть, не знает за собой никакой вины ни перед Богом, ни перед людьми, и возникает из веры. Так как вера является первоосновою и доброй совести, и чистоты сердца. Совесть без веры не может быть чистою. А очищается она кровию Иисуса Христа. (Евр. 9, 14). И истинная вера открывает силу свою в совести. (Толковая Библия. Т. 3. С. 387, 389). В грехопадении падение индивида в плоть не было абсолютным, как это случилось у падших ангелов. От абсолютного падения человека удержала совесть. В ней сохранилась у человека связь с Богом. Ею он удерживается хотя бы в частичной Божией правде. Она есть живой, неписаный закон Божий в нем. Адам был сотворен, Ева произведена из Адама, а все люди на земле рождаются от родителей. Не сотворены, не произведены – рождены. В этом третьем виде происхождения человека,

246
в рождении, действует неведомая нам нравственная тайна, по которой среди рожденных одни рождаются к развитию совести от детства до старости, другие рождаются к отхождению от нее и в старости превращаются в злых стариков и старух, третьи же колеблются между тем и другим состоянием. И это происходит независимо от религиозности человека. Так мы видим среди религиозных людей, достигших зрелости и старости, ужасно злых, корыстных, жадных, тщеславных, завистливых, одним словом, бессовестных людей. Мы можем обнаружить их среди работников и служащих храмов, монастырей, среди священников и даже епископов. Вся история Церкви о том только и повествует, как худые характеры церковных людей, особенно на уровне высшей иерархии, производили разного рода нестроения в церковной жизни. У таких людей чем старше возраст, тем несноснее характер. Знаем мы это и на примере своих родных, близких, знакомых, соседей. Иное, когда человек с рождения чуток к совести и с ее участием идет по жизни из возраста в возраст. Тогда религиозность таких людей делается оправданием Церкви. Не религиозность красота Церкви, но совесть и совестливость. В таком случае совестливых людей очень много вне Церкви, среди неверующих людей. Много их и в России, много и в других народах, странах, много добрых, честных, искренних, жертвенных, бескорыстных и преданных семье, отечеству людей. И это, опять же, независимо от их религиозности. Наконец, таких, кто колеблется от совести к бессовестности и обратно, в последние двести лет становится бесконечно много. И среди них все больше тех, кто в этом маятнике, склонившись к бессовестности или просто к нечувствию в себе совести, надолго, а то и навсегда, может задержаться в этом состоянии.

247
С угасанием совести в людях связана столь откровенная деградация мужского населения у нас в стране, особенно после Великой Отечественной войны и до наших дней – пьянство, блуд, наркомания, распад семей, нецензурная брань, тунеядство. С угасанием совести связан столь стремительный выход женщины во все сферы социальной жизни. Ей стали свойственны всезнайство, методическое руководство всех и вся, она учит всех как жить, появились женщина- банкир, начальник, директор, министр. А после периода взлета эмансипации женщины начались сейчас вслед за мужчинами процессы деградации женского населения – блудное распутство, алкоголизм, наркомания, стремительно развивающееся курение, утрата женского наряда, женщина оделась в брюки и, преданная духу времени, начала облекать себя в его символику, прежде всего отращивание, а затем и наращивание и украшение ногтей в вид пальцев ведьмы, до этого вошли  в норму распущенные волосы, теперь в пальцы ведьмы вложились тонкие сигареты, началась матерщина. В итоге идет теперь 21-й век – в целом это век расчеловечивания. «Побеждающий облечется в белые одежды, и не изглажу имени его из книги жизни и исповедую имя его пред Отцем Моим» (Откр. 3, 5).


Рецензии