Жизнь и жизненность. p247-261

Если мы откроем Евангелие, мы увидим здесь событие, в котором ярко видна разница между индивидом и личностью, между жизненностью и жизнью. Это Евангелие читается во дни памяти преподобных отцов. Вот как оно звучит.

248
«Множество учеников Его и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов, и исцелились. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк. 6, 17–19). «Много народа» и «весь народ». Не было в то время ни миссионеров, ни катехизаторов, ни специалистов по работе с молодежью, ни социальных работников. Сам Господь совершал дело проповеди Царства Божия, которое приблизилось к людям. И не теми средствами, которые мы применяем сегодня с целью вовлечения людей в Церковь и церковную жизнь, но средствами чрезвычайными – чудесами, исцелениями и изгнаниями духов, сопровождая все словом, но словом, исполненным очевидной и превосходной силы. «Никто так не говорил до Него», делились люди между собою. С такою силою не говорил. Результат этой проповеди был необыкновенный. В день входа Господа в Иерусалим на осленке сбежались Его приветствовать почти все жители города. Большинство из них лично на себе пережили силу слов и действий Господних, а теперь с восторгом приветствовали Его. Но дальше, дальше Евангелие повествует нечто не вполне соответствующее тому, что делал Господь с большинством народа. «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, блаженны алчущие, плачущие...». Больше того, дальше стал говорить о чем-то совсем невероятном: «Блаженны, когда возненавидят вас люди, когда отлучат вас и будут поносить и пронесут имя ваше как бесчестное» (Лк. 6, 20–22). «Блаженны вы».

249
Это Он говорил в то время, когда весь остальной народ продолжал искать прикоснуться к Нему, и радовались, и веселились, и благодарили, получив желаемое. Говорил уже не народу, но ученикам Своим. «Возрадуйтесь и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» (Лк. 6, 23). Сказав так ученикам, вновь поворачивается к народу, получившему от Него столько благодеяний и, казалось бы, уверовавших в Него, и продолжает нечто недоуменное для них, досадное, непонятное и раздразительное. «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение». Недоумевают люди. Что же в этом предосудительного? По всему лицу земли все стремятся так или иначе устроить себе какой-нибудь достаток и быть хотя бы на малость зажиточными людьми. Естественно, что, достигая этого, они, но и мы утешены. В чем здесь преступление? Господь же, не останавливаясь на них, продолжает: «Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! потому что достоинство ваше – ложь» (Лк. 6, 24–26). Могли ли они, получившие только что от Него исполнение своих желаний и просьб, чудеса, исцеления, изгнания нечистых духов, могли ли они понять, чем заслужили такую нелицеприятную отповедь? Могли ли они после этого искренне слушать, согласиться и принять слова, которые дальше стал говорить им Господь: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6, 27–28). Если бы не было перед этим чудес и исполнения их заветных желаний, смогли ли бы они мирно слушать такие наставления, вполне граничащие для обычных людей с умопомешательством. Неудивительно, что весь этот народ, спустя всего

250
лишь немного времени, дружно и неистово кричал: «Распни! Распни!». А после распятия с презрением и ненавистью плевали на Него или в сторону Его креста. Все эти люди, получившие от Христа чудеса и исцеления, многими часами и даже днями слушавшие Его в Иерусалиме, а потом приговорившие Его к распятию, все до единого жили земной жизненностью и принадлежали к индивидам. Слова же Господа о том, что блаженнее, т. е. лучше, спасительнее, не земных удовлетворений искать и получать, а искать нищеты духа, благодатью исполненных добродетелей, покаянного плача о грехах своих, быть поносимыми за такое христианство и ненавидимыми со стороны своих же, эти слова и последующие слова о любви к врагам, ненавидящим, проклинающим, обижающим, всё это могли слушать, соглашаться и принимать к исполнению только те, кто пробуждался навстречу этим словам не жизненностью, она противится этим словам, а жизнью. Жизнью пробуждающейся личности. Для индивида слова эти не только не исполнимы, трудны и невозможны, но одним только содержанием своим уже неприемлемы, странны. В лучшем случае внешний человек, каких нас в настоящее время в Церкви большинство, – православный индивид – будет их знать, чтобы тем оправдывать свое православие. Средний человек, каких в наше время в Церкви немало – творческий, деятельный и душевный – эти слова будет слушать, пропевать и читать вслух для всех во время службы в храме, устраивать концерты, фестивали, писать и издавать книги с применением этих слов, вдохновляемый ими будет устраивать разнообразную церковно-социальную деятельность. Одного только не будет делать – воплощать их в свою собственную жизнь, осваивать уклад жизни, согласный с этими словами. Но и внутренний религиозно-нравственный трудовой чело -
 век уже совсем близко подойдя в своей жизни к осуществлению
 
251
этих слов, не найдется в чем-то в себе, чтобы шагнуть к их исполнению. Так богатый юноша молча отошел от Христа. Юродивые девы не переменились в сторону мудрых дев. Бесплодная смоковница в своем естестве пышущая зеленью, так и осталась в вышеестественном бесплодною. Нанятые работать в винограднике на весь день так и остались в озлобленном недоумении, когда получили за работу тот же один пенязь, который получили проработавшие всего один час. Закваска, положенная в три меры муки, так и не вскисла. И дом построился не на камне, а на песке. Потому что внутренний религиозно-нравственный трудовой человек, которого в наше время почти уже не осталось, тоже есть человек, живущий жизненностью, вполне нравственной, вполне религиозной, но идущей от индивида. Когда-то ученики Христа, когда им открылось такое положение дел, с ужасанием воскликнули: «Кто же может спастись?»И получили ответ Господа: «Никто». Т. е. если человек остается индивидом с тремя его свойствами и тремя отрицаниями, остается при всех своих индивидных взглядах на жизнь, со своей пусть и обильной и богатой жизненностью индивида, тогда ему не только непосильны заповеди блаженств и последующие евангельские заповеди, но они и невозможны для исполнения, потому что нечем исполнять. Жизнь личности, которая одна только и может идти в исполнение этих заповедей и в перемену всей жизни в жизнь церковного уклада, а не православно-светского образа жизни, эта жизнь индивидом для самого себя запрещена. Индивид отрекся от личности и жизненностью своей в глубине себя противится, воинствует на жизнь. И слова «Азъ есмь путь, истина и жизнь» – для него неосуществимы. Поэтому Господь, будучи со множеством народа и со Своими учениками, одно делал и говорил народу и совсем другое,

252
ничего не делая для них, говорил ученикам. Блаженнее для вас не получать того, что получает народ, но искать и обретать то, что внутрь вас делает вас иным народом. А делаясь такими, вы уже не жизненностью будете жить, а жизнью. «Блаженны вы, когда погонят вас, возвеселитесь, не здесь, на земле, но на небесах награда ваша». Награда, а не погибель. Людям мира сего избежать погибели невозможно. «Богу же все возможно. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, наследует жизнь вечную» (Мф. 19, 26, 29). Здесь два слова имеют важное значение для нас – «оставит» и «ради имени Моего». «Оставит» жизненность, которая в своей трехчастности живет близкими и ближнему. Господь говорит, что ради «жизни вечной» нужно оставить их в своей жизненности, перейти в жизнь и жизнью любить их. И если Он говорит, что Он есть наша жизнь – «Азъ есмь путь, истина и жизнь» – тогда и любить людей жизнью есть любить их божественной христовою любовью. Но не вычитанной из книг и Евангелия, а полученною, как милость и награда, явлением благости Христа в сердце нашем. Для этого помимо людей нужно «оставить» еще и мир сей, условия мира сего, которые для жизненности составляют одно из трех необходимостей. Оставить и «земли», и «домы» как необходимое для жизненности, перейти в жизнь, и из состояния жизни, даже имея их, не очень нуждаться в них. Настолько, что праведники, имея жизнь, «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11, 17–19). И Сам Я, – говорит Господь, – не имею, где голову приклонить» (Мф. 8, 20). И апостол добавляет: «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».(Гал. 5, 25). Как это? Верою быть со Христом, надеждою и упованием быть с

253
Богом-Отцом и любить Христа, ближних и даже врагов любовию Святого Духа. Всему этому будет мешать зависимость жизненности от условий жизни, мешать до животного страха, до страха за свое земное будущее, за будущее своих близких. Этим страхом когда-то израильский народ, много что получив от Христа для своего земного существования, потом разочаровался в Нем и распял Его. В последние времена, в начало которых мы уже вошли, этот страх и жизненность, зависящая от условий земной жизни и порождающая страх, ввергнет всякого в принадлежность мировой цивилизации. «И увидел я зверя, выходящего из земли (мировую цивилизацию), который действует со всею властью первого зверя, выходящего из моря, и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю (Антихристу). И он сделает так, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и никому нельзя будет ни покупать, ни  продавать, кто имеет это начертание» (Откр. 13, 11–12, 16–19). «На всю землю», т. е. начертание или нумерация, будет положено на все, чем пользуется человек – на земли, на недвижимость, транспорт, храмы, на все предметы, на животных, на поля, сады, огороды. И уже после этого «на всех живущих на ней. На руку или на чело их». «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни Агнца» (Откр. 13, 8). Теперь мы видим значение второго слова – «ради имени Моего». Первым было «оставят». Из слов Откровения мы видим, что не все поклонятся. Не поклонятся те, чьи «имена записаны в книге жизни Агнца». По тому ли, что сами не поклонятся, как христианские мученики всех времен, или по тому, что Господь каким-то образом их сокроет и сбережет? Так и так. Это те, про которых Господь говорит: «Я соблюл их Себе»

254
(3 Царств. 19, 18). «И в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Если по благодати, то не по делам, иначе благодать не была бы уже благодатью». Кто не по благодати, те «ожесточились» (Рим. 11, 5-7). Потом мы увидим, как через интернетное пространство жизни пришли в состояние людей, водимых духами злобы – мира, времени и лжи – сами себе не отдавая в том отчета. И будучи такими, они ожесточатся на людей Божиих. «Ради имени Моего» – это те, чьи имена записаны в книге жизни. Не то имя христианин, которое носят все, кто сами хотят, но то, которое знает Бог. Равно не тот человек, который в каждом из нас живет и действует, будучи индивидом, а тот, которого знает и пробуждает в нас Сам Бог. Это личность. Начало личности в человеке – совесть, пробуждение личности – чистое сердце, и жизнь личности – вера свыше, от Святого Духа. Это то, что все три нужно иметь в себе, чтобы правдиво было упование, что и ты вписан в книгу жизни. А те, кто «ожесточились», они остались при своей побужденной религиозности и дальше в своей церковной видимой внешней жизни никуда не пошли. Никуда – это к живой совести, чистому сердцу и к вере свыше. Остались при своей религиозности, той, которая свойственна всем народам земли и всем религиям, в том числе и внешней православной. Ею и в ней весь религиозный народ земли независимо от вида их религиозности придет единодушно и солидарно на поклон к антихристу. Придет, потому что жизненность индивида не распознаёт истинного Христа и не ищет Его. Но идет за тем, кто обещает и дает составные ее жизни – земные условия, они будут называться безопасностью, и угодное индивиду, удобное и согласное с ним окружение людей, что будет называться «мир между собою». А вместе –
 «мир и безопасность». Этот мир сей и люди, жизненностью своей принадлежащие ему, возненавидят учеников Христовых.
 
255
Потому что жизненность не только не узнает Христа, не ищет Его, но и ненавидит Его, в глубине человеческого религиозного христианского сознания враждует с Ним. «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3, 19). А вас «Я избрал от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Поэтому и говорит апостол Павел: «Благость Божия к тебе, если пребудешь в благости, иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11, 22). Прочтите еще раз, остановитесь на этом. И дальше: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 1–2). Сначала сказал про жертву – живую, святую и благоугодную Богу, потом сказал про волю Божию – благую, угодную и совершенную. Жертва – это от нас: совесть, чистое сердце, вера. Христианская живая совесть дает человеку силы отсекать грех и вместе с тем вступать в истинную жизнь. Если бы только нам прийти к живой совести. Нам – это внешним интеллектуально все знающим и средним творческим людям. Совесть – это ведь внутренний нравственный человек. Чистое сердце приемлет при слушании и чтении Евангелия «богоразумия нетленный свет и евангельских проповедей разумение» (Из литургической молитвы на чтение Евангелия). Оно же и вводит в церковном укладе в добродетельный лад. Ах, если бы только нам хотя бы на этом месте остановиться и несколько раз перечитать эти две фразы, вникая в каждое слово, находя и приемля себя в них. Внешний и средний, да
 и совестливый внутренний современный человек поспешит читать дальше. Отмахнется от этого замечания. А вы что сделали? Отмахнулись, может быть, даже с «доброй улыбкой», или остановились.

256
Вера вводит в церковный уклад, а в нем в чаяние жизни будущего века и в таинство жизни. Вводит. Кого вводит? Не будет никого вводить, пока не захочет человек. И тогда вопрос –
 много ли в Церкви людей, которые ищут не жизни в городе и интернете, а жизни в церковном укладе? Это те, кого соблюдает Себе Бог. А другие? У них жизнь в городе и интернете идет параллельно с религиозной жизнью или, как официально говорят, с «отправлением религиозных потребностей».
 Не мы ли сегодня так живем в Церкви? Не я ли предатель – спрашивали ученики Христовы сами себя на тайной вечере. Только Иуда не задавал себе этот вопрос. Говоря о воле Божией благой, угодной, совершенной, апостол призывает нас, по слову св. Василия Великого, исследовать свои поступки, поведение и жизнь, насколько просто и прямо исполняем заповеди Божии – это будет благая воля. То есть, когда Евангелие исполняем искренне. Угодная, что значит угодно ли Богу, мы поступаем и живем. Угождаем ли Ему. То есть исполняем правдиво. И благоугодная – какие распо ложения имеем на сердце, делая что-либо для людей и для Церкви. То есть исполняем честно. К этому добавляет свт. Фео фан Затворник – из любви, с усердием, вниманием и тщанием. Когда апостол пишет: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего», внешний интеллектуально-рассудительный человек может решить, что обновление ума – это развитие рассудительной способности и умение постигать глубину слов тою же рассудительной способностью. То есть он решит, что это вхождение вглубь знаний и содержаний. Если же в вас уже живет желание, тем более необходимость идти вглубь себя, идти от внешнего к внутреннему нравственному человеку, тогда из этой потребности, тем
 
257
более необходимости, слова «обновление ума» услышатся как «не сообразуйтесь с веком сим». Каков же ум, если он сообразуется «с веком сим»? Он ищет успеха и быть успешным среди интеллектуально развитых и образованных людей современности. Как ум индивида, в котором проявляются три индивидных свойства: он ищет умной самореализации, живет тиранией, т. е. продвижением своего мировоззрения в мире сем, и живет общностью среди людей, сближением с людьми по своим взглядам и интересам, мимо Духа Святого. Он живет в духе времени или в духе мира, а то и в духе лжи. Индивид, не знающий «обновления ума», не отдает себе в этом отчета, каким духом он живет. Индивид, поглощенный интернетом, т. е. падением не только в плоть, что произошло в раю, но падением в свой интеллектуальный ум, что происходит сейчас, как последний акт битвы диавола с Богом, битвы, которая разворачивается на поле внутреннего устроения человека. Такой индивид оказывается пленником не только своей плоти, но пленником своего разностороннего сознания. Интернет расширяет сознание. А если человека невозможно оторвать от интернета, значит, вся жизненность его там. Жизненность, а не жизнь. И чем больше жизненности в интернете, тем дальше он от жизни во Христе. Тем дальше он от молитвы, от воздержания, от мира и лада с ближними, от таинства жизни, от чаяния будущего века. Жизненность его вся в веке сем. Даже читая эти слова, интеллектуально-интернетный разнообразный в своих интересах человек отнесет прочитанное содержание к разнообразию своих интересов. Все это будет означать только одно – его ничем уже не вернешь к жизни. К внутреннему нравственному человеку, тем более к внутреннему духовно-нравственному. Откуда он пойдет к духовно-нравственному человеку, когда он живет духом времени
 
258
и духом мира. Живет, поглощенный греховными покровами сердца, особенно самообольщением, нечувствием благодати и беспечностью к своему спасению. Об этом предупреждает нас Господь в Апокалипсисе, когда говорит: «Чудесами он (т. е. зверь, вышедший из земли – цивилизация) обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя (интернет). И дано ему было вложить дух в образ зверя» (Откр. 13,14–15). Все три духа злобы действуют сейчас со властью и силой через интернет, потому и не оторваться человеку от интернета, и извне его ничем нельзя оторвать, ни скандалами, ни тем, что пока он сидит в интернете, рушится семья, рушится детство, отрочество и юность, рушится все нравственно-духовное в человеке. Напротив, интеллектуально-внешний и творческий, душевный и деятельный (читай – инициативный) средний человек жизненностью своей постепенно весь переходит в новое для него пространство жизни. Жизненность от жизни он не отличает и жизненность, тем более новую, интернетную, за жизнь и принимает. В нем, в интернете и разворачивается своими человеческими дарованиями, самореализуясь в них. В наше время обучение школьника школа так устраивает, чтобы ученики частью сидели на уроках в школе, но все большею частью сидели в интернете и там обучались. Тем более, что обучение в интернете более наглядно в картинках, разнообразно в приемах и действительно эффективно для интеллектуально-развитых, эмоциональных натур. Производство тоже все больше подчиняется компьютеру и все меньше нуждается в физических силах и дарованиях человека. Но не в производстве и не в обучении дело. Дело в жизненности человека. Он ею теперь живет. Живет развлечениями, новостями и вовлечениями во все новые и сильные формы интернетных

259
досуга и отдыха. Сфера потребления и обслуживания постепенно вся переходит в интернет. Найдя нужный товар в интернете, человек еще ездит за ним в супермаркет. Скоро не нужно будет ездить. Доставка на дом привезет ему прямо к дивану или обеденному столу. Купив в интернете билеты на проезд по разным городам, он уже не думает о бумажных билетах, забыл дома – не забыл? Билет в интернете. Проводники тоже заглянут туда и пропустят в вагон, в самолет. «Проходите, вы действительно имеете право на поездку. Ваше право в интернете зафиксировано. Для интернета вы свой гражданин». «Да, действительно, я свой». И человек с чувством благородного достоинства и чувством права и принадлежности цивилизованному миру сему проходит в салон. Или совсем подобное он теперь может пережить относительно документов на жилье, медицинской карты в поликлинике, да и любых персональных документов, справок. Ничего этого не нужно иметь при себе, не нужно иметь дома. Все в интернете. Хотите убедиться, что я ваш законный посетитель и имею право на пользование, спросите моего патрона – интернет, в нем все мои персональные данные. В любом магазине интернет подтвердит мою платежеспособность. Ни документы, ни справки, ни деньги не нужны. Они уходят из оборота. Входит в жизнь интернет- подтверждение наличности, прав, гражданства. Так и таким образом незаметно для человека входит в него интернетная жизненность. Откуда возьмется у такого человека после этих глубоко личных подтверждений его намерений и притязаний на «мир сей», глубоко и удовлетворительно пережитых в себе самом, откуда возьмутся необходимость чувств и расположений, ведущих его к решимости идти за Богом? Даже если он очень аккуратно-религиозный человек, даже если работник или служитель церкви любого сана.

260
Помните, о каких чувствах и расположениях идет речь? Святитель Феофан Затворник пишет: «Начальным чувством всегда должен быть страх Божий, а заключительным – самоуничиженное предание себя в волю Божию благую. Кто навыкнет поставлять себя в духе в такое чувство, тот имеет готовое и безопасное пристанище. Кто хочет остаться с одним собиранием умовым, тот трудится напрасно: одна минута – и все разлетается. Не дивно после сего, что ученые при всем образовании богословском непрестанно мечтают: это от того, что работают одною головою. Святые главное, чего искали и что советовали, это понять духовное строение и уметь держать его. Тому и правило: будь внутрь, имей тайное поучение сердца – поучайся в памяти Божией, в памяти смертной, в памяти грехов, самоукорении, например: камо пойду или червь я, а не человек. Это неизменное правило: входить внутрь и здесь разогревать дух ревности к Богу. Кажется, простая вещь: но, не узнав о ней, можно долго пропотеть – и все малоплодно. Влагай в сердце свое чувство крайней опасности для себя, видя себя гибнущим, в великой нужде и туге. Почитай себя ниже всех, имей готовность на презрение и поношение всякое. Попирай саможаление в готовности к самым крутым крестам. Осуждай себя, стоя безответным пред лицом правды Божией, ненавидь свою волю, хотение и разумение, зри себя висящим над бездною и недостойным пощадения. Будь достоин самого безжалостного осуждения и муки и не отчаивайся. Вся надежда на помощь Господа» (Путь к спасению. 1899. Репринт.
 С. 216–218, 220–222). Рядом с таким внутрь устроением действительно спасающихся верных людей Божиих, что такое и кто такой современный интернетный человек? Невольно вспомнятся ужасания преп. Гавриила, старца Седмиезерской пустыни (1844–1915):
«О Боже! Ужас объемлет меня при взгляде на мир: как он самолюбив, какой в нем неприглядный мрак страстей! Страх и ужас объял бы тебя, брат, если бы ты увидел, как души наши изъязвлены грехами. Поистине, не осталось в них целого места. Все они покрылись гнойными струпьями, зияющими язвами и слились в сплошную воспаленную рану. Говорите: не можем с решимостью воззреть на Распятого. Не обманывайте, возлюбленные, себя и других: можете, но не хотите. Если бы захотели, смогли бы. Хотящему все возможно, ибо Сам Бог помогает хотящему» (В кн. Беседы великих русских старцев. Мгарский монастырь, 2004. С. 831, 835).


Рецензии