Я это увидел не по телевизору

В октябре мне исполнилось 66 лет. Да я уже не молод. Но я об этом не думал, когда мы всей семьёй отмечали мой день рождения. Дочь приготовила отличный стол, и подарила собственноручно изготовленную шкатулку, правнучка-свой портрет в рамке и красиво оформленные летние  фотогрфии на даче. На душе сразу стало приятно и радостно. Но самый хороший подарок мне преподнесла внучка-приглашение на Красную площадь, на Торжественный марш на Красной площади, посвящённый 78-ой годовщине военного прада 7 нояюря 1941 года. Расстрогался до слёз В Москве живу более пятидесяти лет, а вот посмотреть на происходящее на Красной площади с трибуны-ещё ни разу не удавалось.

Завел вечером будильник на шесть часов утра, боялся проспать. Спал плохо, думал о предстоящем празднике, вспоминал, показанный на экране телевизора Парад 7 ноября 1941 года. Завтра увижу всё своими глазами, непосредственно с трибуны.

Проснулся без десяти шесть. Времени хватило и позавтракать, и одеться. Гляжу на часы-7 часов, пора выходить. Начинает рассветать, но серое небо делает утро мрачным, как буд-то сейчас пойдёт дождь. Дождя нет и это радует.

Пассажиров в метро не много, но народ уже спешит на работу, будний день. Прихваченный с собой блокнот и ручку так и не достал, думал о предстоящем празднике, обычно в метро я всегда что-то пишу в блокнот-чаще стихи. Оделся несколько теплее обычного, придётся стоять более двух часов в ожидании начала Парада. Доехав от станции метро "Марьино до "Чкаловской", сделал переход на радиальную линию. Первая остановка "Площадь революции. Ещё нет восьми, - рано приехал, решил пока осмотреться и найти пропускной пункт, вход начнётся с 8-30.

Подхожу к цепочке стоявших у Исторического музея военнослужащих оцепления, предъявляю пропуск на Кпасную Площадь.. Старший внимательно осматривает пригласительный билет и многозначительно посмотрев на меня заявляет, что с этим билетом я могу пройти на Красную площадь только  после Парада для осмотра военной техники. Я смотрю на него-догадается прочитать, что написано с другой стороны? Наконец, он догадывается перевернуть  билет на другую сторону и здесь делает открытие для себя.

Он, очевидно, пропуск видит впервые, но поняв свою оплошность вежливо разъяснил, что проход на трибуны будет осуществляться с улицы Никольская метро "Лубянка", "Площадь Революции" и с улицы Ильинка метро "Китай город". Иду на Никольскую. Улица почти пуста. Длинное здание ГУМа освещённое изнутри привлекает своими витринами. Рассматривая их дошёл до пропускного пункта. Небольшая толпа застыла в ожидании прохода.

Почти час хожу от одного до другого пропускного пункта в ожидании пропуска.  Наконец проход разрешили. Не спешу, до начала Парада ещё есть время. Ждать надоедает и я становлюсь в очередь за группой кадетов. Эти ещё не будут участвовать в мероприятьии, подумал я -малы. Подходит моя очередь, вынимаю из кармана ключи, документы. Прверяют на металл,-зазвенело. Сую руку в карман, достаю авторучку с металлическим наконечником, получаю разрешение на проход.

Вот она предпраздничная Красная Площадь. Иду по брусчатке к трибунам, они уже частично заполнены приглашёнными. Нахожу свой шестой сектор, правую трибуну. На Курантах, они справа от меня, девять тридцать. До начала ещё целых пол-часа. Всматриваюсь в лица стоявших рядом людей. Народ разных возрастов, много детей. Чтобы им было лучше видно,стараются поставить их на гранитный ярус. Трибуны расположены амфитеатром, так что  ниже стоящие не мешаают видеть всё происходящее-вышестящем.

Передо мной мужчина с женщиной и внуками. Мужчина поддерживает их. На ступеньку повыше стоят  Батюшка высокого роста в рясе и о чём-то оживлённо рассказывает стоявшей рядом симпатичной женщине. Постепенно трибуны заполняются народом. Женщина волонтёр просит освободить проход и выдаёт входящим по два флажка: флажок города Москвы и триколор.Практически все зрители с видеокамерами и сотовыми телефонами-все ждут начало Праздника. Изредка вспыхивают вспышки видеокамер

Все в томительном ожидании. Лёгкий ветерок гуляет по трибунам, свежо, но по  мере наполнения трибун он уже не ощущается. Взгляды ожидающих устремлены на Красную Площадь. Прямо перед трибунами огромная сцена, где на экране будут транслироваться события военных лет, осуществляться передвижение военнослужащих и ополченцев, защищавших Москву в 1941 году.

Смотрю на Куранты, они от меня справа, идут последние минуты ожидания.  Раздаётся бой и Праздник начинается. Звучит Гимн, с поздравительным словом выступает Мэр Столицы. Начинается прохождение колон кадетов. Замерли солдаты батальона почётного караула, отдельного комендантского полка. По расчерченной на полосы брусчатке Красной Площади одна за другой проходят колонны кадетов. Идут ровными коробками. Залюбуешься. Я вспомнил свою службу в отдельном комендантском батальоне. Тот же выверенный до мастерства чёткий шаг, равнение в рядах и в колоннах восхищали.

Мы учились во время службы ходить в строю три месяца. Сколько  же пришлось топать этим молодым кадетам, чтобы так красиво идти, соблюдая равнение в рядах и колоннах? Сарому поколению остаётся только завидовать им.
Закончилось прохождение колонн. Стоявшая у ГУМа военная техника выдвинулась ближе к трибунам. Начинался второй этап прздника-осмотр боевой техники участвущей в войне 1941-1945 годов.

Трибуны постепнно пустели, зрители стали прдвигаться поближе к боевой технике, с интересом рассматривая танки и бронетранспортёры, мотоколяски, автомашины военных лет и знаменитую "Катюшу" Вездесущие мальчишки тут же полезли на броню танков. При удобном случая залезали во внутрь танка и автомашины. Сегодня им разрешалось всё. Дай Бог, чтобы им никогда не пришлось сесть в боевые машины и идти на врага, не жалея своей жизни для Победы, как это делали их деды, прадеды.


Рецензии
Спасибо. Последняя фраза повествования очень хороша.
С уважением,

Алекс Харр   24.01.2021 23:47     Заявить о нарушении
Спасибо Алекс. Проживая в Москве более пятидесяти лет, я ни разу не смог побывать На Красной площади в дни праздника. И лишь благодаря своей внучке мне удалось увидеть то,что раньше я видел только по телевизору.

Виктор Савенков 3   03.02.2021 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.