Святая Маргарита и море

Лигурия, июльская жара. Крестный ход с мощами Святой Маргариты. Великолепная сияющая статуя. Святая восседает на троне и на земле и на небе, и ее несут по городу, названному в ее честь. Носильщики меняются, статуя тяжелая. Когда они меняются, подныривая под деревянные ручки-палки, статуя начинает раскачиваться сильнее. Иногда они делают это на мой взгляд чересчур бесцеремонно (итальянцы ведь), но от статуи, от всего облика святой, исходит радость и любовь и сострадание к людям и к их несовершенствам. Епископ Лигурии благословляет море мощами святой. Маргарита и море. Потом, неподалеку от церкви Святого Иакова, в парке, когда я уже было погружаюсь в сон над моей головой начинают палить на все лады фейерверки. И когда кажется, что краше уже не бывает, вдруг взрывается новый фейерверк, разноцветный, или замысловатый, от каждой звездочки отпочковываются другие и они как светлячки или метеориты снуют по небу. Правда потом надо мной стелится дым, неба не видно, ну а потом я засыпаю. А просыпаюсь я от того, что в парке включается автоматический полив кустов и мне буквально обливает все лицо.. Это как умыться против воли. 
В Генуе, как это обычно бывает во время моих посещений Италии, идет персональная выставка любимого Джорджо Де Кирико. Метафизический реализм.. На площади у музея раскинулась книжная ярмарка.. Как всегда ноги сами привели пилигрима куда нужно. Случайно я очутилась у Hospital de Pre. Зашла внутрь и от администратора узнала, что в средние века это была гостиница и госпиталь для пилигримов и рыцарей, направлявшихся в Иерусалим.. Генуя, будучи крупным портом, находилась на пересечении дорог и оказывала гостеприимство странникам. Пре означало поле.. Генуя разрушается, дует ветер в пустынях городов, в пустынях душ, предавая забвению былое величие, превращая камень в песок.
Что ж, дальше путь мой лежит к Черной Мадонне, в Монте Оропа, в Пьемонт. Об этом месте я узнала давно, и мечтала посетить его после пройденного перевала Сан Бернар.. Но все сложилось немного иначе, из-за жары мне пришлось прервать свое паломничество по Via Francigena. Я махнула на море в Лигурию, пройдя пешком всю Шампань. До перевала Сан Бернар я в этот раз не дошла. у меня оставалось еще несколько дней до вылета из Милана, было совсем мало денег, и мама Италия как всегда с любовью довезла меня бесплатно до Бьеллы на дешевых региональных электричках. Когда привыкаешь плыть против течения, и неожиданно наступает момент «по течению», такая благодарность наполняет сердце, и гладит ветер струны души и несет на своих крыльях. И в этом одиночестве прямые точки соприкосновения с востоком. Шестерки - полнота Тиферет.

Пропитавшись ярким южным солнцем, облечься в плащ из звезд. Чем больше солнца, тем ярче звезды. Наутро, почти не спав (полночи я брела от Бьеллы в сторону Монте Оропа, одной из семи святых гор Европы), пройдя почти 10 км в гору, я увидела горный альпийский ручей. И не задумываясь направилась к нему, чтобы помыться, тк не мылась уже 4 дня. Море и душ на пляже были не в счет. А еще хотелось предстать перед Черной Мадонной в чистом и не вонючем виде (о, смрад грехов моих) и смыть усталость после бессонной ночи. Горный ручей был чистый и холодный, он протекал через серебро, и камни, лежащие в нем блестели от прожилок серебра.. Кусочек белого чистого кварца, который я по ошибке приняла за мокрый выброшенный кем-то кусок пармезана, был закинут в рюкзак. После помывки я приготовила на примусе чай по-марсельски, обсохла и двинулась дальше в гору. Последние километры как это всегда бывает давались с трудом. Мое терпение было на пределе, и я проклинала все на свете, включая Оропу, а потом извинялась. И вот наконец огромная, неуютная территория святой обители. При входе рестораны, кафе, магазины и отели. Я прямиком направилась, как всегда по наитию, к старой маленькой часовне, где и предстала пред Черной Мадонной. В часовне никого не было и я подошла совсем близко к этой нерукотворной статуе. Маленький Сын Божий, Сын Девы приветливо улыбался и благословлял, в другой ручке Он держал гуся, птичку. Игра в гуся, гусь – один из символов тамплиеров. А в руке у Богородицы яблоко познания добра и зла, из которого вылезли зеленые листочки. Яблоко изгнания превратилось в яблоко познания и благословения. Уже не впервые на этом Пути я видела Бога с птичкой на руке. В прошлый раз это было в Финале Лигурия, там на иконе Богориды Пиа, у Христа на указательном пальчике тоже сидела птичка. Потом я зашла в зал для отдыха пилигримов, попила шикарный кофе за 50 центов, выловленных в фонтане. И решила получить печать в креденциаль Виа Франчиджены. В итоге мне еще дали диплом о прохождении Пути к Богородице Оропа и подарили 2 маленькие иконы. И снова в путь, обратно, вниз. Альпы – святые горы старушки Европы. На полпути на спуске притормозил старенький Фиат с пожилым господином за рулем. Он предложил подвезти меня до Бьеллы. И это было очень кстати. Господин стал сразу свататься, жалуясь на свою одинокую жизнь. Он был кровельщик. Я сказала ему, что не впервые в Пьемонте.. Года 4 назад я была в Валле де Суса.. «Там построили новый тоннель для поездов» , - с гордостью говорит пожилой месье.  Вот ведь, в самом начальном пункте моего Пути Пилигрима теперь ходят скоростные поезда… Тот дикий край уже никогда не будет прежним. Когда я шла через долину Суса к Монтженевро этот тоннель только начинали строить, пробивая скалы, но многие митинговали, были против, так как это строительство нанесло бы непоправимый ущерб дикой природе этого удивительного края.. Но я успела увидеть первозданную красоту. Помню,  тогда я шла без денег, без экипировки и горы кормили и укрывали меня.. Ручьи были мне сестрами, а волки ночью грелись у моего костра. Деньги заполонили этот мир, материя денег, холодная сила не-любви, контринициация порождает машину непрерывного производства, стройки, которые умножают эти деньги, которые пожирают все самое чистое, легкое и прекрасное. Но есть еще святые горы, святые реки и Небесный Град.


Рецензии
Спасибо за путешествие, очень образно. Ощущение, что иду рядом и наблюдаю. Новых интересных походов!

Ольга Прохорович   07.04.2023 20:18     Заявить о нарушении