Существуя ли я, находясь в чужом сне?

                ***

  Иногда я слышу, что приснился кому-то во сне. И вот тревожит меня один вопрос: если я кому-то приснился, то я-в-этом-сне - это часть существования того, кому я снюсь, или часть существования меня, который приснился? Т.е. все-таки я-в-чужом-сне – это скорее «спящий», или скорее «снящийся»? Старая избитая философская тема: я в чьем-то сне – это чье-то представление обо мне или «реальный я»? Или реальный я в чьем-то представлении? Я ли приходил в чьи-то сны? Или это был только в какой-то степени реальный я? И как установить – в какой? Какая онтологическая связь между реальным мной и тем мной, кто приснился кому-то? Могу ли я, благодаря этой связи, - знать о том, что кому-то приснился, или тот-я-во-сне – знать о существовании меня в реальности? Или он считает реальным себя, а меня – сном? Вдруг я-в-чужом-сне могу сообщать мне-в-реальности – что сейчас кому-то снюсь? И как распознать эти сигналы? Какой субъект позвал меня в чей-то сон, или этого кого-то – увидеть меня во сне? Я-в-чьем-то-сне и я-в-реальности – это два разных субъекта или все же один? Хорошо, есть термин «интерсубъективное», т.е. можно сказать, что я-в-чужом-сне – это одновременно и «частично спящий» и «частично снящийся». Однако есть и тут проблема: вот это интерсубъективное – оно наша «совместная собственность» или «ничья территория», так сказать, «нейтральные воды», которые один может наблюдать (спящий), а другой – нет (снящийся)? Или вот если я в чудом сне разговариваю – это я разговариваю? Или тот, кому снюсь, разговаривает? Или здесь какой-то третий вариант? Да, мы исходим из понятия о том, что спящий и снящийся (т.е. я в данном случае) – это совершенно разные, непересекающиеся сознания – в процессе сна, естественно.. Но вдруг они могут пересекаться и во сне, или даже влиять друг на друга? Допустим, я могу влиять на себя во сне другого человека; или на самого спящего, кому я снюсь; или он может влиять на меня, которого видит во сне; или когда он видит меня во сне, он может влиять на меня в реальности.. Тогда вопрос: во сне это я или не я – значительно усложняется.. Или вдруг нам одновременно снится один и тот же сон: спящему снится, что он разговаривает со мной. И мне снится то же самое.. Как тогда отличить сон от реальности? В этом случае проблема я или не я в чужом сне обретает еще один смысл.. А вот могу ли я по собственному желанию не сниться никому? Тогда и проблемы реальности существования моего «я» в чужом сне не было бы..
Возникает и еще одна тема: а с чего мы взяли, что спящий я – это действительный я, а спящий он – действительный он? Может быть это другая «ипостась» человека, и спящая и дневная ипостаси существуют неслитно, нераздельно, непревращенно – в одной человеческой природе? А может порой и слитно, превращаясь одна в другую и раздельно? И что бы мы сказали об этих «ипостасях», находясь внутри сна – вот в чем вопрос.. Если разбирать взаимодействие моей «спящей» и «неспящей» ипостасей с соответствующими ипостасями того, кому я снюсь – можно написать трактат.. В любом случае – я-в-своем-сне – это не совсем реальный я, а хотя бы частично – мое представление о себе или даже мои фантазии о себе.. Значит, когда кто-то снится мне – он снится моему иллюзорному я? И в тоже время он снится моему настоящему я – иначе я бы в принципе не мог сказать: это – мой сон.. Т.е. иллюзорное я во сне – тоже снится реальному я, как и другие люди, и все остальное? Сколько вопросов, а где ответы? Во сне они есть, но стоит нам проснуться, и мы видим, что ответы не переходят в реальность..


Рецензии
В любом случае, если человек снится, то, должно быть, существует какая-то степень близости между снящимся и видящим сон. А дальше... Наверное, бывают вопросы, которые сами по себе как часть ответов. Тем и интересны! Тем более, когда их так много, и они углубляют понимание.

Алевтина Ремаркина   15.08.2023 11:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.