О повести Антона Чёрного Промежуток

               Миропонимание поэта
После обсуждения в клубе "Кресло - критика" в Вологде повести Антона Чёрного откликнулось не мало авторов с оценками. Единодушно все высказались о добротности прозы, её высоком качестве. Об умелом использовании автором средств языка, его изобразительных свойств для отражения смысла и тематики произведения - всего, что так нравится и необходимо читателю и критику.
Повесть явилась ностальгической для некоторых поколений взрослых россиян. Её читаешь с улыбкой, может быть, чаще грустной. Она наполнена теплом и радостью узнавания для Вологодских жителей двух поколений, потому что старшего, рождённого в начале прошлого века, уже не существует. Названия улиц, местечек, памятников - эти подлинные топографические метки - словно драгоценные горошины рассыпаны в тексте и дополняют всё-таки некоторые условные пространства реальности и не стоит, я думаю, требовать от них полной достоверности.
Три поколения семьи Непейко предстают перед нами. Говорящие фамилии в повести - тоже своего рода дань времени, дань литературе прошлого - старый приём, проверенный и верный.
Описывая простые, житейские вещи и ситуации, автор, я считаю, не так сентиментален, сколь мудро и вдумчиво откровенен. Рискуя вызвать протест, всё-таки выскажу мысль, что смысл в этой повести вовсе не лежит на поверхности, то есть не только в реалистичном и критическом отражении действительности прошлого, да и, что кривить душой, нашей сегодняшней действительности тоже.
Герои повести то и дело стоят перед выбором: жить или не жить?! Пить или не пить, что в русском варианте по сути одно и тоже.
Да и название повести (второй её смысловой части) - "Промежуток" - тоже, я считаю, требует особого отношения к повествованию, подвигает к поиску смысла - и названия, и повести в целом.
Речь конечно идёт о неком промежутке времени. Первое незамысловатое пояснение кочегара Супонина с его логическим ироничным заключением: "Это что-то навроде ж... получается, только образно говоря..." никто конечно, всерьёз не принимает, но именно здесь заявка на будущее - на более серьёзный разговор по теме.
Даже первое, самое поверхностное прочтение повести даёт ясное ощущение, что речь пойдёт о промежутке времени, отпущенном Непейко старшему - деду Олегу Ивановичу. Коротком куске жизни, который он вырвал у смерти.
- И кто бы научил, как этим временем распорядиться?- вопрошает он, осознавая, что это лишь отсрочка.
Он распорядится как нельзя лучше. И силы найдутся, чтобы пожить всласть (как он это себе понимает), помочь, чем может, близким, поделиться с родными единственным и последним, что есть ценного (с их точки зрения) - Запорожцем. И мудростью житейской:
- Потому что жить надо, а не пожить, иначе не будешь себе хозяином, а всё как бы на время, как бы на сигаретку зашёл.
И дом его в лесу не "дача", а родимый очаг, где и жизнь прошла, и счастье осуществилось.
Ну да, он человек своего времени, где лозунги и пропаганда были лучшим прикрытием... Он "строй" критиковать не станет - побоится по старинке. Старомоден и смешон.
Но вот ему снится сон. В своём доме, незадолго до смерти. Кулиминация - не дать, не взять. Два поезда: приходящий и уходящий. взрыв "меж них" - катаклизм. И Человеку в этих условиях важно знать - а "буду ли жив"...
Потому что все эти промежутки времени - суть времена, эпохи, что сменяют одна другую. Как поезда мчат навстречу друг другу. Образ - метафора - символ.
Бывает ведь и в жизни отдельного человека такое, что одна эпоха сменяет другую. Оживление - прозрение сменяет депрессию Бечёвкина. Трезвость придёт на смену пьянству Валеры Непейко. Школа после детского сада у Витюши Непейко. Семья состоится после разрывных мыслей о разводе у Татьяны Непейко.
Повесть о жизни, о смене времён. Лиричная, с тёплой, не злой атмосферой внутри. Я о взаимоотношениях. Всё добры, заботливы, снисходительны по отношению друг к другу.
Лирическое и окончание повести "Промежуток". С загадочным таким посылом, цитирую: "Ведь долгие дни проживает человек внутри себя... Главного только не знает..." Ответ: "Того, что знает белый приземистый домик на крутом берегу и приплюснутые корпуса "Красного коммунара" напротив..." Вот они знаки эпох - петровской, социалистической.
Главное знает только то, что живёт, или отжило - осуществилось. Природа живёт всегда. Жизнь Непейко старшего осуществилась. Отсуществовали эпохи Петра и "Северного коммунара", предприятия социалистического труда.
Отмечу также поэтичность образов и описаний:
"Бегут белоснежные дни. Притихла Вологда, подбоченилась..."
И символику смысла:
"Но всё разрешится. Старики отойдут, дети простят отцов... Один снег сойдёт для тех и других."
Снег здесь, как символ жизни, бытия. Всмотрись, читатель, в этой зимней повести снег всегда в центре лирических описаний, несущих особый непрозрачный смысл:
"Снежком засеяло расчищенную дорогу... И в пустоте этой было обещание... Но всё равно останется здесь что-то, что было от века и будет всегда..."
И в этом отражено миропонимание автора. Миропонимание поэта.
Хотел ли Антон Чёрный этого, стремился ли так всё выразить, как представилось мне, или опять "текст оказался похитрее"? И это не только не умаляет значения написанного, а, напротив, является несомненным достоинством и автора, и текста.
То есть я хочу сказать, что мысль Антона Чёрного в его повести не остаётся на уровне простого бытоописания или анализа характеров на фоне эпохи застоя и перестройки; или менталитета русского (вологодского) человека. Он стремится выше - к осмыслению и постижению действительности на другом - философском, поэтическом (символистском) уровне. От того и текст имеет более сложную структуру, чем видится простому критику и читателю.
Ольга Коротина.


Рецензии
рассуждения о повести Черног"Прооежуток" выврдят читателяот самых простых бытовых вешей к философским обобщениям и в целом поднимают текст повести. К месту приведены цитаты.Чувстыуется что автор на сороне бестолковых персонажей и на стороне автора...

Галина Щекина   07.11.2019 21:11     Заявить о нарушении