Осень 43-го штурмана Кухарука. Ч. III

Осень 43-го штурмана Кухарука. Ч.III

Когда я начинал знакомиться с материалами по штурману Кухаруку, то за «Именным списком безвозвратных потерь начальствующего состава частей 36 Смоленской дивизии дальнего действия за период с 20.9.43 по 1.10.43 г.» «Мемориал» представил и «Именной список личного состава, возвратившегося в свою часть из числа раннее показанных в потерях 36 Смоленской авиадивизии ДД за период с 10по 10 октября 1943 года», в котором значится два пункта: первым  был Кухарук Евгений Онуфриевич, старший лейтенант, штурман звена 42-го ап ДД, вернувшийся в свою часть 9.10.43 года, и второй – это Сидоров Николай Павлович, младший лейтенант, летчик 42-го ап ДД, также вернувшийся в полк 9.10.43 года.

И так, еще один участник на «горизонте» событий осени 43-го, связанных со штурманом Кухаруком, «замаячил» и будет не справедливо обойти его стороной, тем более, что за ним должны стоять как минимум еще трое – его штурман, радист-стрелок и воздушный стрелок.

На летчика Сидорова из 42-го авиаполка имеются три наградных листа: на Орден Красного Знамени от 08.08.1944 г.; на Орден Отечественной войны I степени от 30.11.1944 г.; на Орден Красной Звезды от 05.08.1945 г.

Из первого наградного листа находим ответы на события осени 43-го: младший лейтенант, летчик 42-о ап ДД «в действующей Красной армии с 1 июля 1943 года. Пройдя дополнительную тренировку полетов ночью на самолете Ил-4, с 18 июля 1943 года приступил к выполнению боевых заданий… 19.07.1943 г. со второго боевого вылета не вернулся с боевого задания – был сбит истребителем противника в районе г. Орел. Тов. Сидоров тяжело раненный осколком в ногу, с горящего самолета выпрыгнул на парашюте, в бес сознании попал в плен противнику, в котором пробыл один месяц. Благодаря доблестным частям Красной Армии, освободившим Орел, тов. Сидоров вместе с госпиталем был направлен для продолжения лечения в г. Тулу.

После выздоровления в сентябре 1943 г. т. Сидоров прибыл в часть и снова приступил к выполнению боевых заданий, где совершил 22 боевых вылета ночью…
...17 мая 1944 г. при полете на бомбардирование по ж.-д. узлу Минск, который прикрывался до 2 батарей ЗА, 10 прожекторами, патрулированием истребителем противника «Ю-88», т. Сидоров, несмотря на это, подошел к цели, точно сбросил бомбы и в результате успешного бомбардирования в районе цели возник один сильный взрыв, перешедший в крупный пожар. После отхода от цели, был атакован истребителем типа «Ю-88» сверху справа сзади, в результате атаки, летчик Сидоров получил осколочное ранение в ногу, штурман Виноградов осколочно-пулевое ранение в правое плечо, но не смотря на тяжелую боль, набрав в себе все силы, мужественно привел свой самолет на аэродром, чем спас жизнь экипажа и материальную часть. На утро, техник самолета обнаружил на самолете около 50 пробоин, осколками разбита приборная доска «и нанесены другие повреждения…»
 
Если такие «приключения» выпали на долю летчика Сидорова, то должно быть донесение о безвозвратных потерях, датированное 19.7.43 г. - 20.7.43 г.   Легко нахожу его и узнаю состав экипажа: штурман младший лейтенант Смирнов Николай Ильич, 1922 г.р., из г. Тула, как и летчик Сидоров; стрелок-радист сержант Порубаев Валентин Ефимович, 1918 г.р., из Ростовской обл.; воздушный стрелок Мабветов Мустафа Султан-Ахметович, 1920 г.р., из Чкаловской обл. Все трое числятся как не вернувшиеся с боевого задания 20.7.43 г.

Наградных документов на них не обнаружено. Видать, это был только-только введенный в боевой строй сформированный из «молодых» экипаж, и это был их второй совместный и, увы, последний боевой вылет.

Но вернемся в осень 43-го и напомним, что из «официальной истории 36-ой ад ДД»: «Летный состав, не считаясь с усталостью, сложными условиями и интенсивным противодействием истребителей и зенитной артиллерией противника, метко производил бомбовые удары, нанося огромный урон врагу. В этих боях погибли замечательные летчики 42-го авиаполка Герой Советского Союза Васильев, майор Баукин, старший лейтенант Рыжков, старший лейтенант Кириллов и другие…»

Из «Именного списка безвозвратных потерь начальствующего состава частей 36 Смоленской дивизии дальнего действия за период с 20.9.43 по 1.10.43 г.» у нас остался еще один экипаж -  старшего лейтенанта Кириллова.

Кроме наградных документов и донесения о безвозвратных потерях на летчика, лейтенанта Кириллова Георгия Федоровича, 1920 г.р., в РККА с 1938 г., и штурмана, лейтенанта Курчавина Глеба Васильевича, 1919 г.р., в РККА с 1941 г., у меня ничего больше нет. Скажу лишь, что командир экипажа лейтенант Кириллов и штурман лейтенант Курчавин удостоены орденов Отечественной войны I степени (наградные документы датированы от 17.06.43 г.).

А так как боевая работа в АДД коллективная, то не буду приводить данные, куда они летали и что бомбили, а возьмем эту информацию из наградных на их стрелка-радиста и воздушного стрелка. О них есть что сказать, особенно о воздушном стрелке.
 
И так. Стрелок-радист старший сержант Заичко Владимир Алексеевич, 1919 г.р., в РККА с 1939 г., награжден орденом Красной Звезды. Из наградного листа:
«В действующей Красной Армий с октября 1941 года, за это время в составе экипажа: летчик Кириллов, штурман Курчавин, воздушный стрелок Беликов, произвел 65 боевых вылетов ночью и 13 днем, из них в системе АДД 65 ночью. За-успешное выполнение первых 13 боевых вылетов днем награжден медалью «ЗА ОТВАГУ». После правительственного награждения произвел 65 боевых вылетов ночью из которое 2 в глубокий тыл Германии Кенигсберг, Поневеж, а остальные по ж.-д. узлам, аэродромам и войскам против¬ника: Брянск, Жуковка, Смоленск, Гомель, Витебск, Кресты, Олсуфьёво и др. В боевой работе проявляет постоянное рвение, смелость, упорство. Отлично владеет радиостанцией и связью с землей и бортовым оружием. Все боевые вылеты выполнены успешно. Случаев невыполнения заданий по связи не было. Зорко следит за воздухом и своевременно докладывает о воздушном противнике командиру экипажа. Два раза запросами пеленга и прослушиванием радиомаяков помог экипажу в трудных метеоусловиях выйти на свой аэродром и 5 раз помог экипажу в уточнении места нахождения.  Два раза устранял неисправности и отказы радиостанции в воздухе, чем обеспечивал выполнение боевых заданий и непрерывную связь экипажа с землей.

Над территорией, занятой временно врагом сбросил более 300 тысяч листовок. При налете на ж.-д. узел Жуковка при снижении самолета до 1000 м т. Заичко из своего пулемета уничтожал огневые точки ЗП и МЗА и прожекторы противника, чем обеспечил прицельное бомбардирование цели, в результате которого возникло 2 очага пожаров и взрыв большой силы.

В ночь на 28 апреля 1943 года экипаж бомбардировал Кенигсберг. В следствии плохих метеоусловий более 6 часов шел за облаками т. Заичко радиопеленгованием и прослушиванием радиомаяков помог в точ¬ном выполнении заданного маршрута и приводе самолета на сбой аэродром. За точное выполнение боевых заданий имеет ряд благодарностей от командования. Имеет общий налет днем 94 часа, ночью 302 часов».
Как известно, стрелок-радист старший сержант Заичко не вернулся с боевого задания 20.9.43 г. Правда «Мемориал» вдогонку к «Именному списку о безвозвратных потерях…» представляет еще два документа, проливающих свет на дальнейшую судьбу этого человека: один из них сообщает, что старший сержант Заичко Владимир Алексеевич после 9 мая 45 года остался в числе живых, а второй констатирует, что он находился в плену с 20.9.43 г. по 11.5.45 г и был освобожден. Комментировать не буду – и так все ясно.

Воздушный стрелок сержант Беликов Алексей Иванович, 1920 г.р., в РККА с 1940 г. разделил 20 сентября 43 года участь своего экипажа. До этого момента наград не имел, и дополнительной информации представить за период до этой трагедии не имею.   Но после 20.9.43 года информация «поперла». Во-первых, «Мемориал» предоставил «Именной список военнослужащих Красной Армии, вышедших из плена и окружения противника, прибывших на Сборно-пересылочный пункт 4-ой Ударной Армии за период с 23 сентября по 4-е ноября 1943 г., в котором значится сержант Беликов. Замечу, что он в плен не попадал, а вышел, якобы, из окружения противника…

А во-вторых, 28 апреля 44-го командир 36-ой авиадивизии ДД генерал-майор авиации Дрянин, оставил «автограф» со своей резолюцией на наградном листе воздушного стрелка сержанта Беликова. Вот выдержка из него:

«Участник в боях против немецко-фашистских захватчиков с 22 июня 1941 года. За этот период произвел 81 успешно выполненных боевых вылетов, из которых 12 днем, с общим боевым налетом 319 ч. 52 м. из них в системе АДД 69 боевых вылетов ночью.
Летает в составе экипажа: трижды орденоносца зам командира полка майора Трехина, дважды орденоносца зам штурмана полка капитана Мякота и стрелка-радиста сержанта Кармашева.

Боевые вылеты произведены на бомбардирование военных объек¬тов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории СССР: Витебск, Брянск, Гомель, Орел, Псков, Минск и др., а также на бомбардирование военных объектов противника на переднем крае в пределах армейских и фронтовых тылов в районы: Жуковка, Клинцы, Рославль, ст. Мга, Беззаботинская, Духовщина, Городок, Овчинники, Опочка и др.

Выполняя боевые задание в составе орденоносного экипажа лейтенанта Кирилова, в ночь на 21.9.1943 г. при бомбардировании ж.-д. узла Витебск был сбит истребителем противника Товарищ Беликов спасся на парашюте и возвратился в часть 13.11.1943 года.

С возвращением в полк товарищ Беликов с большим желанием снова принялся за боевую работу, с еще большей ненавистью к врагу.

После возвращения в часть он совершил 3 боевых вылета, из которых 2 боевых вылета в ночь на 7.2.1944 г. при плохих метеоусловиях с аэродрома базирования Выдропужск, на бомбардирование столицы Финляндии г. Хельсинки. Продолжительность полета 10 ч. 14 м. Задание выполнено успешно».

Но вслед этому документу «всплывает» «Именной список безвозвратных потерь сержантского и рядового состава частей 36 авиационной Смоленской дивизии Дальнего Действия за период с 10 по 20 мая 1944 года.», из которого явствует, что воздушный стрелок сержант Беликов Алексей Иванович в ночь с 12 на 13.5.44 г. погиб при выполнении боевого задания, утонув в озере Волго… 

Фамилий могу не помнить, но вот реакция на особые географические названия, таких как «оз. Волго», среагировал моментально…  мой пост от 7 января от 2019 года, видимо, как «пепел Клааса», стучался внутри меня и требовал «белого света»:

«215. Вновь открывшиеся обстоятельства в трагедии экипажа Весновского

4 июля 2013 года я разместил пост за № 63 под названием «Люди, события, факты… Гибель экипажа Весновского и некоторые нюансы этого рядового события…» Кажется пришло время вернуться к нему по случаю вновь открывшихся обстоятельств.

В недавней переписке с Петром Касьян, работающего над историей авиаполков 22, 750, 751 и 173, Петр дал ссылку, обнаруженную им по случаю, по которой, видимо, родственники разместили материал о летчике 108-го ап ДД Весновском Сергее Ивановиче и даже выложили его две фотографии. К тому же к этому моменту я так и не определил, кто был воздушным стрелком в экипаже Весновского в боевом вылете в ночь на 13 мая 1944 года. Благо, что наше министерство обороны запустило новый архивный ресурс «Память народа», да и повод появился - быстро нашлись документы о событиях того злополучного дня.

Но начну с предыдущего поста.

 «Представляю читающего полуночника с упреком к автору за «много слов» при описании незначительных нюансов давно минувших событий, и роняющего скучающе: сколько можно и к чему бы это? Что от того, что кто-то там слетал на «колымаге» типа Ил-4, повисел над целью минуты три-четыре, а затем, не дотянув по какой-то причине домой, плюхнулся об «оземь»? Остался жив? Ну, повезло! Таких случаев войну в каждом полку наберется не один десяток!

В принципе, я с ними согласен. Многие мемуары авиаторов из АДД (и не только) об «одном и том же», правда с разными действующими лицами и с различной привязкой к территории и времени. Но не покидает еще одно ощущение, что мало кто из них привязывает «собственные эпизоды» к стратегическому ходу конкретных операций, только типа такого: «при защите Сталинграда несколько раз летали бомбить ту или иную деревню, где немцы сосредоточили свои механизированные силы».

Получается, что пешками «деды» наши выступали в «большой игре», дабы, если и попали бы в лапы противнику, даже под пытками адскими ничего бы не смогли сказать.

Но вернемся к нюансам. Люди, это были люди. Они творили эти события, и они играли эти второстепенные роли в кем-то задуманных глобальных спектаклях и самым, что не наесть естественным образом, от нутра своего. А вот «скелет» событий то остался, а «нутро» в прах превратилось.   Поэтому без «нутра» чтиво сие скуку порой навивает. И дух «дедов» в те события вновь вселить, значит нам те события с ними возможно тогда вновь прожить…

Память сохраняет след от «яркого» события, но, как правило, время искажает его в деталях. Вот как описывают один и тот же случай разные полковые спецы, но каждый со своей «колокольни».
 
Читаю очередное письмо. Пишет Юров Василий Васильевич, бывший инженер по полевому ремонту 36 АД ДД: «…Очень трагический, в то же время интересный, случай с одним экипажем 42 АП – 36 АД, командира экипажа не помню, видимо генерал Бабенко помнит этот случай. Описываю его. Упоминаемый экипаж ледяное поле озера Волго Калининской обл. принял за луч и сели на него, весна, лед не выдержал и самолет пошел ко дну. Экипаж: командир, штурман и стрелок утонули, чудом выплыл и остался живым стрелок – радист. Все описать долго и много, а коротко можно сказать так. Тружениками пармовцами и тех. составом в стужею зиму из холодной воды самолет со дна озера был поднят, подтянут к берегу, вытащен на сушу, разобран на части, после чего вырублен лес, построена так называемая деревянная ж-д., и самолет был транспортирован к ж.-д. разъезду и доставлен на свою базу.»
А вот что пишет по этому поводу начальник связи 108-го авиаполка ДД Хабаров В.И., летавший на боевые задания за стрелка-радиста в экипаже командира полка:
«…В экипаже Весновского стрелок - радист Кольцов отличался умением оперативно оказывать помощь штурману по приводу экипажа на аэродром. В одном из полетов поздней осенью, самолет Весновского над целью был подбит зенитной артиллерией.
Возвращаясь, экипаж не мог дотянуть до своего аэродрома, вынужденно произвел посадку на озеро. Самолет затонул. Кольцов переплыл озеро с ледяной водой. После двух дней скитаний вышел в расположение нашей наземной части. Ему была представлена радиостанция, на аварийной волне которой он установил радиосвязь с аэродромом базирования. Указал свое место нахождения. В этот же день за ним направили самолет По-2, на котором он был доставлен в расположение части.»

Как видите: «каждый кулик хвалит свое болото» - инженер, как вытаскивали из озера и транспортировали по лесу аварийный самолет, а связист - каков его подчиненный! А в целом «рядовой» эпизод воздушной войны приобретает «дух и плоть».

Многое сходится, вот только весной это было или осенью? Один утверждает, что это самолет 42-го ап ДД, другой 108-го ап ДД. И оба правы – из 42-го ап. выделен 108-ой ап. Все сводится к датам, да и к той «жердочке» в иерархии: кто и где в тот момент находился.

По фамилии летчика Весновского на сайте «Мемориал» нахожу именной список безвозвратных потерь офицерского состава 36-ой ад ДД за период с 10.05 по 20.05.44 г. и в подразделе 108-ой авиаполк ДД читаю: Весновский Сергей Иванович капитан летчик погиб при выполнении б/задания в ночь с 12 на 13.05.44 г. Утонул в озере Волга. Строкой ниже - Бакланов Петр Павлович младший лейтенант штурман самолета, причины и даты гибели те же. Выясняется, что в этом злополучном полете экипаж был «сводным», или вновь созданным для дальнейшей боевой работы.
Весновский летал со штурманом Хрусталевым, стрелком-радистом Кольцовым, и в/стрелком Решетниковым. Но они до конца войны остаются живыми. А штурман Бакланов летал до этого в экипаже ГСС Платонова Константина Петровича, но тот погиб в авиакатастрофе на аэродроме Ваенга при выполнении учебного полета, а на севере летал с штурманов Владимировым. И кто был в этом полете в/стрелком так остается пока не выясненным.

Да, будущий генерал Бабенко Андрей Дементьевич, возможно и слышал об этом случае, но в этот момент он был командиром 42-го ап ДД. А 108-ым ап ДД весной 44-го «заправлял» ГСС Бирюков Серафим Кириллович, он то точно мог об этом знать во всех подробностях, а местом базирования аэродрома, куда так и не долетел израненный Ил-4 Сергея Ивановича Весновского, был Выдропужск. Но весна не осень. Притом в разгаре мая. Спрашиваю своего доброго знакомого, выходца из европейских таежных мест: мог ли лед сохраниться после зимы на озере в середине мая?
Оказывается, мог, если озеро промерзло достаточно, то лед мог еще сохраняться достаточно долго. А может быть, это были уже его остатки…»

Но вернемся к событиям мая 1944 года.

Из донесения по 36 АСД ДД, размещенного на сайте минобороны «Память народа», выясняем, что «12.5.44 г. в 16:23 командир корпуса приказал: действовать по ж.-д. узлу Двинск (товарный). Боевая зарядка: фугасные и зажигадальные. Высота бомбардирования 3700-3900 м. Время удара 23:45-00:15. Маршрут полета: ИПМ-(аэродром)- оз. Жижицкое - оз.Снуды - цель. Обратно - оз. Велинское - аэродром базирования. Заход на цель с юго-востока, уход от цеди левым разворотом. Запасные целя: ж.-д. узлы Резекне и Идрица.

Вылет по расчету времени.

В 18:00 командир АД принял решение: время удара- 42 АКП-23:45-24:00, 108 АП - 24:001-00.15. Цель сфотографировать.

Иметь самолеты осветители.

Запасные аэродромы: Выползово, Макарово, ст. Тороппа, Клин, Дугино, Кодотково, Калуга, Осташков, Воротынск.

Получив б/распоряжение командиры частей и их штабы быстро организовали изучение цели, средств "ЗОС" и прокладку маршрута летным составом.

Первый самолет взлетел в 21:13, последний в 21.46.

Линия фронта экипажи проходили 22:43 - 23:16 в районе 50 км юго-восточнее Опочка на высоте 2100-2600 м.

Произведено 31 самолетовылет.

24 самолета бомбардировали основную цель - ж.-д. узел Двинск (товарный).

1 самолет № 11004 летчик Гализентинов, штурман ШУТОВ, по причине неисправности матчасти (упало давление масла правого мотора) бомбардировал запасную цель - пункт Клястицы (85 км юго- западнее Невель).

2 самолета (летчик Чернов, штурман Бондарев; летчик Скоплин, штурман Смирнов) задание не выполнили по причине неисправности матчасти и возвратились с маршрута, произвели посадку с бомбами на свой аэродром.

1 самолет № 12410 лётчик мл. лейтенант Малышев Андрей Никитич, штурман капитан Гузенко Сергей Борисович, радист мл. сержант Григорьев, стрелок мл. сержант Примха с б/задания не вернулся.

В 23:29 донес о выполнении задания по запасной цели.

В 23.55 донес по радио "Обрезал левый мотор, иду на посадку Великие Луки. В дальнейшем связь отсутствовала и состояние экипажа и матчасти неизвестно (Сброшенные бомбы и налет не учтены).

1 самолет № 5093910 летчик мл. лейтенант Анисимов Иван Дмитриевич, штурман мл. лейтенант Медведев Василий Дмитриевич, радист ст. сержант Рычков, стрелок сержант Климов, с задания не вернулся . В 22:40 донес по радио «Прошел оз. Велинское».

В дальнейшем связь отсутствовала. Место посадки, состояние экипажа и матчасти неизвестно. (Сброшенные бомбы и налет не учтены).

1 самолет 5063914 летчик капитан Весновский Сергей Иванович,штурман лейтенант Бакланов Петр Павлович, радист сержант Кольцов, стрелок сержант Беликов, с задания не вернулся.

В 22:40 донес по радио «Неисправна матчасть, бомбы сбросил на пассив в оз. Жижицкое». В 23:14 дал по радио «Иду в Выдропужск, дайте прожектор.» В дальнейшем связь отсутствовала. Место посадки, состояние экипажа и матчасти неизвестно.(Сброшенные бомбы и налет не учтены).

Один самолет № 1014 летчик Барков, штурман Филонов, по причине неисправности матчасти (обрезал правый мотор) бомбардировал запасную цель- ж.-д. узел Идрица.

а) Цель – ж.-д. узел Двинск (товарный) бомбардировалось 24 самолетами в период 23:45-00:13 с Н= 3700-3900 м.

На цель сброшено бомб 1 ФАБ-250, 158 ФАБ-100, 58 ЗАБ-100-ЦК, 40 САБ-15, 10 ФОТАБ-35 - всего весом - 22800 кг.

Разрывы бомб расположились: в центре южной, юго-западной, западной, северо-восточной частях ж.-д. узла. В результате бомбардирования возникло 9 пожаров из них 4 крупных пожара в южной части станции с клубами черного дыма, предположительно горело горючее, 2 пожара в северо-восточной части станции. Отмечено 2 взрыва в центре станции, из них 1 взрыв большой силы. Возникновение пожаров и взрывов подтверждают все экипажи самолеты освежители (Осипов -Зуенко, Колягин- Скворцов, Золотухин-Кузнецов) цель освещали хорошо. Взаимным контролем и наблюдением экипажей контролеров (летчик командир АЭ майор Колягин, штурман АП- майор Скворцов, контролирующий начальник разведки майор АД майор Умнов, летчик командир АЭ капитан Новожилов, штурман Козолуп) установлено: задание успешно выполнили 21 экипаж, задание выполнили 3 экипажа. Цель сфотографировали (Васильев -Кустов, Сидоров-Виноградов, Сергеев-Сермягин) снимки получились.

б) Цель - ж.-д. узел Идрица бомбардировалась 1 самолетом в 23:25 с Н=3000 м. На цель сброшено бомб: 7-ФАБ-100, 3 ЗАБ-100-ЦК, 9 САБ-15 всего весом 1135 кг. Боевой налет 03:31 Разрывы бомб расположились по ж.-д. узлу. В результате бомбардирования экипаж наблюдал разрывы своих бомб. По докладу экипажа и проверкой бомбардировочных расчетов установлено: задание экипаж выполнил.

в) Цель –пункт Клястицы бомбардировалась 1 самолетом в23:23 с Н=4500 м. На цель сброшено бомб: 6 ФАБ-100, 3 ЗАБ-100-ЦК, всего весов: - 800 кг. Боевой налет - 03:40. Разрывы бомб расположились по центру пункта. В результате бомбардирования экипаж наблюдал разрывы своих бомб. По. докладу экипажа и проверкой бомбардировочных расчетов установлено: задание экипаж выполнил.

Средняя бомбовая нагрузка на один самолет - 953 кг.


Над целью - жел.-дор. узел Двинск экипажи обстреливались до 4 батарей СК ЗА и до 2-х батарей МЗА, расположенных в сев. восточной части города, снаряды рвались на Н=4000-4200 м.

В районе цели экипажи наблюдали пулеметные очереди в воздухе.

Над целью ИДРИЦА экипажи обстреливались до 2-х батарей СК ЗА, работало 8 прожекторов.

Прогноз погоды данной штабом 8 АК оправдался. Фактическая погода по маршруту к цели и обратно ясно, сильная дымка, видимость 1-3 км.»

Благодаря этому донесению мы узнали подробности боевого вылета в ночь 13 мая 1944 года. Узнали цели этого вылета, несколько прояснили судьбу полета экипажа Весновского, и узнали много имен участников тех событий, и дай Бог, кто ни будь из потомков и откликнется.

Но продолжим поиск, тем более, что есть где и что «копать»!

Из Приказа 36 АСД ДД № 0104 от 6 июня 1944 г. узнаем, что в течении мая месяца 1944 г. части дивизии производили боевую работу ночью с основного аэродрома базирования (Выдропужск) по железнодорожным узлам и городам противника в интересах 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов. Много интересного в этом приказе, но основной упор все-таки сделаем на «Причины и анализ боевых и не боевых потерь», связанных с 13 мая 1944 года.

а) Боевые потери:

1. В ночь на 13.5.44 г. не возвратился с б/боевого задания экипаж 42 АКП – летчик Анасимов, штурман Медведев Е.А., радист Рычков, стрелок Климов. Цель – ж.-д. Двинск (товарный). При отходе от аэродрома связь с землей восстановил. В 22:40 донес по радио «Прошел оз. Вединское», в дальнейшем связь отсутствовала. Летчик и штурман производили 8 боевой вылет.

Над целью экипажи обстреливались до 4-х батарей ЗА ср. калибра и до 2-х батарей МЗА. Снаряды рвались на Н=4000-4200 м. В районе цели экипажи наблюдали пулеметные трассирующие очереди в воздухе. Погода по маршруту и в районе цели ясно, сильная дымка 1-3 км.

Вывод: Предположительно, из-за своей еще недостаточной опытности в правильности применения противозенитного маневра над целью или противоистребительного маневра, был сбит над целью ЗА или при отходе от цели истребителем противника.

2. В ночь на 13.5.44 г. экипаж 42 АКП – летчик Мальцев, штурман Гузенко, радист Григорьев, стрелок Примха – над целью ж.-д. узла Идрица обстрелян интенсивным огнем ЗА и МЗА в момент бомбардирования цели отказал в работе правый мотор.
Обратно продолжал полет на одном моторе. Командир экипажа принял решение идти на запасной аэродром В. Луки. После пролета линии фронта вышел в район дер. Годец, где обнаружили работающий ночной старт. Мальцев решил произвести посадку. В момент подхода к аэродрому старт был погашен, но после подачи сигнала «Я свой самолет» опять был выключен. Заход на посадку был нормальный. При попытке летчика убрать газ левого мотора последний не убирался, в следствии чего сел с большим промазом, взмыл и врезался в лес. Самолет загорелся и полностью сгорел после взрыва бензобаков. Экипаж успел покинуть самолет до взрыва бензобаков. Штурмана вытащили из кабины и унесли на руках, после тяжелого ранения через трое суток последний умер в госпитале, остальной экипаж невредим.

Летчик Мальцев производил 11 боевой вылет.

Вывод: Предположительно огнем ЗА над целью повреждена бензосистема правого мотора и тяга управления газа левого мотора.

б) Небоевые потери, связанные с выполнением боевого задания.

…3. В ночь на 13.5.44 г. экипаж 108 АП - летчик Весновский, штурман Бакланов, радист Кольцов, стрелок Беликов - при полете к цели в районе оз. Жижицкое начало падать давление масла правого мотора. Бомбы сбросили на пассив в озеро, после чего взял курс на запасной аэродром ст. Торопа – над последней сделал три круга – ночного старта не выложили. Взял курс на свой аэродром базирования. При подходе к озеру Волга правый мотор остановился совсем – самолет начал терять высоту. В виду отсутствия подходящей площадки для посадки Весновский принял решение и произвел посадку на о. Волга. Самолет продержался на воде около 3-х минут. Экипаж покинул самолет и в плавь начал добираться к берегу, радист доплыл – остальной состав экипажа утонул.

Вывод: Причина отказа мотора не установлена виду того, что самолет затонул. После извлечения самолета из воды, будут точно установлена причина отказа и виновники.

Большим недостатком в работе ночных стартов является то, что даются запасные ночные аэродромы, а в действительности они не работают. Такое было и в ночь на 13.5.44 г. аэродром ст. Торопа был дан запасным, но фактически не работал.»

Штурман самолета 108 АП ДД мл. лейтенант Бакланов Петр Павлович 1922 г.р. начал свой боевой путь с 29 января 1943 г. в конце ноября 1943 г. за 45 успешно выполненных б/в награжден орденом «Красное знамя», летал в экипаже Платонова К.П. с радистом ст. сержантом Злобиным Я.Я и стрелком сержантом Козаченко Н.П.

Воздушный стрелок 108 АП ДД сержант Беликов Алексей Иванович 1920 г.р. участник ВОВ с 22 июня 1941 года. 81 успешных боевых вылетов, 69 из них ночью в системе АДД. 22 марта 1944 г. представлен к ордену «Отечественная война I степени», но командир дивизии генерал-майор авиации Дрянин пожадничал и наградил его 28 апреля 1944 г. лишь медалью «За отвагу».

Что меня порадовало из этих документов, так это воздушный стрелок Примха из 42 АП ДД, когда мой отец служил в этом полку, то этот стрелок был в экипаже мл. лейтенанта Милавина, Ил-4 которого обслуживал мой батя под руководством техника Тимофея Гусев.

Такие вот дела».

P.S. «Костлявая с косой» весела за спиной воздушных стрелков, что Беликова, что Примхи… подгадывая момент, чтоб исполнить волю Всевышнего:  первый, сбитый, спасся на парашюте и вернулся в свою часть, но впоследствии утонул в озере, при банальном человеческом факторе -  запасной аэродром, который их должен принять, оказался «мертвым», и они не смогли сесть на землю; второй не вернулся из-под Будапешта, их Ил был сбит врагом…  но прежде оказался в «хвосте» самолета при авиакатастрофе в результате банальных технических неисправностей двигателей… плода деяния рук человеческих…

Матушка, Людмила Алексеевна, наверное, ты теперь догадываешься, какую лавину информации способна содвинуть своей «неуемной» активностью? Скажи… у тебя ничего подобного не намечается? Не пора ли тебе с «якорей» сниматься?


Рецензии