Аффект

Аффект — кратковременное эмоциональное состояние человека, в котором он считается невменяемым или ограниченно вменяемым.
(Википедия)

     Нередко бытует мнение, что состояние аффекта - это во многом надуманный уголовно-процессуальный термин, нещадно эксплуатируемый в адвокатской практике и призванный в той или иной мере безосновательно умалять вину преступника, якобы не отдающим себе отчёт в содеянном.
      Возможно, так бы считал и я, не случись одно событие на первом году моей службы в армии. Известно, что военнослужащие-срочники делятся на определённые категории в зависимости от срока пребывания в армии. Так, в моё время службы, а это - три года, в нашей части первогодков называли "салагами", второгодков - "черпаками", ну а тех, кто тянул лямку третий год - "стариками". Первогодками помыкали как черпаки, так и старики, хотя последние были уже более снисходительны. Черпаки же часто измывались над салагами, оттягиваясь на них за все унижения, испытанные на первом году службы.
      Одним из таких черпаков был командир отделения, младший сержант Кирпичёв. Простой деревенский парень, с неполным средним образованием, не особо отягощённый интеллектом. Как к командиру отделения особых претензий к "Кирпичу" (такая была у него кликуха) не было ни у командования взвода, ни у нас, рядовых солдат. Да и к салагам он относился терпимо. А вот меня почему-то невзлюбил сразу.
      Я прибыл в свою часть, отслужив десять месяцев в Москве, куда был откомандирован на переподготовку, а по возвращении был назначен на должность радиомастера полка. И хотя до "звания" черпака мне оставалось каких-то пара месяцев, Кирпич отнёсся ко мне, как к салаге-новобранцу, только вчера прибывшему в часть. Нет, не сказать, чтобы он меня сильно унижал или оскорблял, но его предвзятость ко мне проявлялась во всём. То сапоги плохо блестят, то подворотничок недостаточно чистый, то ремень провисает. И это в хозвзводе, где все ходили в застиранных вылинявших гимнастёрках, в стоптанных кирзачах, занимаясь ремонтом автомобильной и артиллерийской техники. Я на фоне ребят-ремонтников выглядел, как огурчик, - моя работа была не пыльная. И тем не менее, Кирпич всегда находил к чему придраться. Не только к внешнему виду. Наряд ли на кухню, дежурство ли по подразделению, уборка туалета, - я всегда кандидат номер один. Даже ребята удивлялись, почему он так ко мне пристёбывается.
      Мысль эта и мне не давала покоя. Я не мог понять причину его неприязни. Сейчас, конечно, многие вещи кажутся очевидными. Я в подразделении был новичок, по службе подчинялся только напрямую начальнику связи полка, внутренний распорядок в силу специфики работы часто не соблюдал. Вкупе с моим непокладистым характером относительная независимость перед Кирпичём, как младшим командиром, его постоянно раздражала. И ещё, мне кажется, немаловажная деталь. Известно, и в армии это проявляется  особенно наглядно, что низкорослые и невыразительные личности, особенно которые по званию или должности занимают определённое положение - очень плохо относятся к тем, кто выше их, сильнее, умнее. Им часто присущ так называемый "комплекс Наполеона" или синдром коротышки. С учётом того, что Кирпич  и был таким типичным коротышкой, его отношение ко мне, как к правофланговому* в строю,  было соответствующим. Это проявлялось в его выражениях в мой адрес - "каланча", "дылда", "шкаф" и тому подобное. , Я чувствовал, что такое положение дел продолжаться долго не может.
      Развязка наступила неожиданно. В час досуга в Ленинской комнате увлечённо смотрим интересный фильм. Неожиданно получаю резкий удар по плечу со словами: "Ну-ка салага, убери башку, не мешай смотреть!". Этот голос ни с чьим не спутать! Кирпич! Всё тело, от пяток до макушки пронзает молния, моё тело распрямляется, как пружина, хватаю табуретку, на которой сидел, и развернувшись, со всего размаха с силой обрушиваю её на голову Кирпича!...
      И сейчас толком не могу вспомнить дальнейшее.. Когда пришёл в себя, - увидел лежащего на полу Кирпича, склонившихся над ним товарищей. Несколько человек держат меня за руки. Потом уводят. Что было дальше - я не видел.
      Годы спустя я прочёл в энциклопедии определение, что такое "кумулятивный аффект". Его особенность в том, что в первой, достаточно длительной фазе в результате постоянных психотравмирующих ситуаций у человека происходит накопление эмоционального напряжения и аффективный взрыв может произойти внезапно, в результате самого незначительного события, так называемой "последней капли". Такой последней каплей оказался хлопок Кирпича по моему плечу.
      Его спасло то, что в момент удара он успел инстинктивно прикрыть голову рукой. Повезло и мне, если учесть, что армейская табуретка весит около пяти-шести килограммов. Я мог его как покалечить, так и убить. В перспективе - или дисбат**, или трибунал и срок. В момент происшествия никого из командного состава в помещении не было. Среди свидетелей стукача тоже не оказалось, - кому захочется до самого дембеля*** носить это позорное звание. Кирпич тоже ко мне претензий не имел. Стань этот случай достоянием гласности - многим бы не сносить головы и в подразделении, и в части, да и в дивизии бы аукнулось. По официальной версии Кирпич поскользнулся в гололёд на улице и разбил себе локоть. В госпитале ему сделали операцию, где из локтевой сумки вынули несколько плавающих косточек и через неделю он был уже в строю. Ко мне он больше не придирался.
   
_____________________
* Правофланговый - самый высокорослый солдат в строю.
** Дисбат - дисциплинарный батальон.
*** Дембель - демобилизация.

07.011.2019   


Рецензии