Я - октябрьский праздник в Риме
Парафраз картины «Октябрьский праздник в Риме» Пимена Орлова.
Лица ВСЕХ персонажей я заменила АВТОПОРТРЕТАМИ. Здесь четыре автопортрета, считая маскарон фонтана.
Почему я это сделала…
Оригинал, «Октябрьский праздник…» (1851, холст, масло, 83, 7х101, 9), находится в ГТГ, хотя и не соответствует тем идеям, которыми руководствовался Третьяков при собирании своей коллекции. Наверно, он приобрел её просто для удовольствия, ещё до того, как критик Стасов объяснил ему, что следует покупать только картины, отражающие драматизм русской жизни и истории.
Работа целиком подпадает под определение салонной живописи, и, пожалуй , имеет все известные недостатки (или качества) последней:
1) изображает «праздничную» сторону жизни, попросту приукрашивает её;
2) грешит злоупотреблением литературными или живописными штампами; думаю, подобная сцена и по сюжету, и по его трактовке была штампом своего времени;
3) а глубиной психологического подхода, наоборот, не отличается.
И так далее.
Ну и что же?
Я впервые увидела её репродукцию, когда училась в начальной школе. Недалеко от нашего дома располагался книжный магазин; там был отдел, где продавались книги по искусству и вставленные в золотые рамы копии картин, с обычным для того времени ассортиментом, отвечающим представлениям «народа» о прекрасном: «Незнакомка» Крамского, собирающие виноград смуглые итальянки Брюллова, ядреные зимние закаты с оранжевым небом и ультрамариновым снегом, короче, то, что сейчас называют "салонной живописью".
Затем, конечно, «Дети, бегущие от грозы» Маковского и метко бьющая на жалость «Тройка» Перова. Ещё запомнились изящно обнаженная грудь «Свободы на баррикадах» Делакруа и перламутровые телеса рубенсовского «Союза Земли и Воды»
Все такое красииивое!
Но только одна картина по-настоящему волновала мое воображение :
«Октябрьский праздник в Риме», название я узнала позже, увидев ее же репродукцию в журнале «Огонёк».
На картине были изображены веселящиеся итальянцы в красивых старинных костюмах, видимо, собравшие осенний урожай. Освещённые солнцем и осененные виноградными лозами : девушка с бубном, с чудесной тонкой талией, охваченной синим корсажем, с грациозной спиной, обрамлённой кружевами рубашки; дама в соломенной шляпе с цветами и богатом платье с передником из белого шитья, протянувшая руку со стаканом; в полумраке ниши – тёмный маскарон фонтана с поблескивающей водой; и главное – весёлый смуглый разбитной мужчина, с размаху льющий из оплетенной бутылки вино в стакан женщины…
Как страстно я желала попасть на этот праздник! Но не то, чтобы мне хотелось оказаться на месте кого-то из его участников…
Я мечтала стать как бы всеми персонажами и всеми предметами сразу: женщиной в шляпе, и её кружевным передником, девушкой с тонкой талией, и её бубном, мужчиной, наливающим красное вино в стакан, и его клетчатым шарфом, виноградной лозой, водой из фонтана… Разлиться внутри изображения, воплотившись во всех его деталях, ощущая в крови шальную радость...
Я нарисовала эту картину акварелью в своем альбоме, то ли по памяти, то ли скопировав из «Огонька». Родители почему-то испугались и повели меня к психиатру, альбом взяли как доказательство… не знаю уж, чего… Психиатр картинку посмотрел, что-то там поспрашивал и дал совет не читать перед сном страшных историй.
Через много лет в залах ГТГ я снова увидела это полотно, уже в оригинале. И снова ощутила желание беззаботно и самозабвенно радоваться жизни.
И теперь оно мне ужасно нравится по прежнему! Как и в детстве, мне хочется стать девушкой с бубном, мужчиной с бутылкой вина, лозой, фонтаном…
Я нашла в интернете информацию об авторе… Что ж, обычная история: упорный труд, жажда славы и счастья, лавирование между императивами Аполлона и Меркурия, а также претензиями власть предержащих...
Другие работы Орлова меня не тронули.
Вот ссылка на статью о Пимене Никитиче Орлове в Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
О самой картине:
Свидетельство о публикации №219110700051
Дорожная Пыль 16.12.2022 15:18 Заявить о нарушении
Дорожная Пыль 16.12.2022 15:41 Заявить о нарушении
Просто я на Прозе.ру размещаю ВСЕ написанные мною тексты.
Сейчас на многих выставках требуют сопроводить картину "концепцией", то есть некоторым количеством слов. Некоторые из этих текстов так и появились.
Насчет субъективности "содержания" картин вы абсолютно правы, оно может сильно отличаться у автора и зрителя. Но проблемы я тут не вижу.
Гаянэ Добровольская 16.12.2022 16:51 Заявить о нарушении
Хорошего дня!
Дорожная Пыль 17.12.2022 04:25 Заявить о нарушении
Насчет математики рассуждать не возьмусь.
А вот по поводу "смысла и содержания" в искусстве... Мне кажется, у вас есть некоторая путаница в определениях. То, что вы называете "содержанием", это сюжет, который не изменяется в процессе восприятия, и скорее относится к форме.
То же, что вы называете "смыслом", это как раз то, что имеют в виду, говоря о "содержании.
Я придерживаюсь точки зрения, что ФОРМА - это ОБЪЕКТИВНАЯ составляющая произведения искусства (будучи созданной, она уже не изменится, даже если сгинут все зрители и даже сам автор).
А СОДЕРЖАНИЕ (в идеале - некое эмоциональное послание человечеству или хотя бы его части, закодированное в форме произв. иск-ва) - это его СУБЪЕКТИВНАЯ составляющая; оно может существовать только в голове у автора или зрителя и исчезнет вместе с исчезновением последних.
И кстати (или некстати)... Сопровождать картины текстами бывает нелишне. Тексты (вернее, слова) способны направлять ход мыслей зрителя в различных направлениях и таким образом делать "содержание" более богатым.
Гаянэ Добровольская 17.12.2022 11:22 Заявить о нарушении
Дорожная Пыль 17.12.2022 13:34 Заявить о нарушении
- Ну спросите пчелу, зачем она летит за медом. Или спросите корову молочной породы, зачем ее организм выделяет молоко? Она не сможет ответить словами, но будет продолжать продуцировать молоко (даже если люди перестанут его употреблять)
------------
- "Зачем ему вы?"
- Кому-то - абсолютно незачем. А кому-то - жизненно важно. Искусство отвечает на РАЗНЫЕ эмоциональные запросы РАЗНЫХ людей.
------------
- "Потому что автору что-то не удалость, и может быть удастся как-то компенсировать другими средствами?"
- И такое возможно. И всякое разное другое. В чем проблема?
-----------
- "именно это отличает подход ремесленников от подхода творителей?"
- Опыт показывает что ответить на эмоциональные (или эстетические, как больше нравится) запросы разных людей могут самые разные художники, и наклеивать на них этикетки "ремесленников" или "творителей", как минимум, глупо. История искусства полна примеров того, как на эстетические запросы общества успешно отвечали целые живописные "мануфактуры" (бренд "Питер Пауль Рубенс" - один из самых известных)
------------
- "Вы предлагаете сделать зрителю укол сывороткой из своей жизни?"
- Да, а почему нет? То же самое предлагаете и вы, и другие авторы Проза.ру
Гаянэ Добровольская 17.12.2022 14:21 Заявить о нарушении
Дорожная Пыль 17.12.2022 15:11 Заявить о нарушении