Детская застенчивость

                Детская застенчивость

Откуда  берётся  детская  застенчивость?  Наверняка  на  этот  вопрос  не  смогут  ответить  даже  самые  именитые  детские  психологи  и  воспитатели.
Имея  собственного  ребёнка,  конечно  же,  многие  родители  хотят  видеть  своё  чадо  весёлым,  подвижным,  активным,  общительным.  Я  тоже  всегда  хотел  видеть  такие  качества  в  своей  дочери.  И  часто  задумывался  над  тем,  что  же  мне,  собственно  необходимо  сделать  для  того,  чтобы  мой  ребёнок  «раскрылся»,  поборол  свою  детскую  застенчивость.
Я  видел  не  так  много  детей,  которые  по  «первому  сигналу»  бежали  впереди  всех  на  сцену,  безо  всякого  стеснения  читали  стихи,  пели  песни  перед  аудиторией.  Но,  все  же  такие  дети  есть,  поэтому  я  задавал  себе  вопрос:  -  А  почему  мой  ребёнок  стесняется,  ноги  «отказывают»,  когда  его  приглашают  публично  выступить,  голос  начинает  дрожать  и  срываться?  Со  мной  она  полностью  раскрывала  все  свои  способности,  но  «на  людях»  всё  происходило  с  точностью  наоборот.
Я  очень  хорошо  помню  себя  в  том  возрасте,  когда  был  ещё  не  таким  «большим»,  как  сегодня.  Мне  вспоминается,  что  таких  вопросов,  как  детская  застенчивость  передо  мной  не  стояло  вовсе.  А  может  быть,  я  ошибаюсь.
Недавно  я  встретился  с  несколькими  моими  одноклассниками – парнями.  Мы  не  виделись  более  30  лет.  Среди  них  был  один  из  моих  самых  первых  и  близких  школьных  друзей.  Мы  дружили  на  протяжении  почти  семи  школьных  лет.  Потом  почему  то  расстались,  никто  из  нас  так  и  не  смог  вспомнить,  какая  была  тому  причина.  Конечно  же,  я  вспоминаю  своё  детство  «своими»  глазами.  И  теперь  мне  очень  захотелось  «увидеть»  его  глазами  своих  друзей.  Причем  тех  людей,  которые  не  будут  юлить,  вспоминая  только  избранное.  Очень,  конечно  же,  приятно  было  услышать  от  когда  то близкого   мне  человека,  что  он,  да  и  не  он  один  считали  и  до  сих  пор  считают (дословно),  что  незаметным  моё  появление  в  этой  школе  в  3-м  классе  не  осталось.  И  оставалось  вплоть  до  окончания  школы.  Что  такое  «незаметным»,  я  думаю,  никому  объяснять  нет  необходимости.  Были  такие  дети,  что  и  фамилию  не  вспомнить,  только  школьная  фотография  навеет  какие - то  смутные  воспоминания.   
Ну,  хватит  обо  мне.  Это  никому  пока  не  интересно.  Я  хочу  описать  несколько  интересных  случаев  с  моим  подрастающим  ребёнком.  И  как  мы  всё - таки  периодически  «побеждали»  детскую  застенчивость.
Самый  первый  раз,  когда  я  обнаружил  эту  черту  характера  в  своём  ребенке,  я  был,  честно  сказать,  немного  удивлён  и  расстроен.  Этот  случай  произошел  летом  в  одном  из  московских  парков.  Для  детей  возраста  приблизительно  такого  же,  может  немного  чуть  больше  или  меньше,  как  и  у  моей  дочери,  был  устроен  небольшой  концерт.  В  этом  представлении  участниками  и  исполнителями  были  сами  дети.  Дети  на  сцене  были  и  актёрами,  и  жонглёрами,  и  певцами,  и  дикторами.  Представление  было  просто  захватывающим.  Родители  детей  плакали  и  смеялись,  настолько  трогательными  и  забавными  оказались  многие  из  импровизированных  сценок.  Мой  ребёнок  ни  за  что  не  соглашался  ступить  на  сцену  для  того,  чтобы  вместе  с  другими  детьми  участвовать  в  действе.  Вначале  я  попытался  её  просто  силой  поднять  и  оставить  на  подмостках,  но  вовремя  сообразил,  что  «ни  к  чему  хорошему  это  не  приведёт».   По  её  лицу  было  видно,  что  она  лучше  «провалится»  под  землю,  чем  окажется  на  сцене.   Ну,  что  же,  - подумал  я,  -  сразу  так  застенчивость  не  победить.  -  Будем  «работать»!
Следующим  нашим  «испытанием»  на  детскую  застенчивость  оказалась  зимняя  новогодняя  сказка – утренник.  Этот  случай  произошел  уже  намного  позже  того  события,  о  котором  я  писал  ранее.  Конечно  же,  все  дети  любят  Новый  год  и  новогодние  представления!  Но  этот  случай  оказался  особым.  Всё  как  обычно.  Заранее  купленные  билеты  на  спектакль,  возраст  детей – ровесники  или  чуть  старше  или  моложе  моей  дочери.  Но …  неожиданно  для  нас,  родителей,  Новогодняя  Ёлка  оказалась,  почему  то  совсем  не  посередине  зала,  а  в  стороне.  А  сцена,  как  в  большом  актовом  зале!  Я  уже  давно  привык  к  тому,  что  родителей  «взрослых  детей»  (то  есть  тех,  которым  больше  5  лет)  обычно  «просят»  не  мешать  представлению.  Может  быть,  это  оттого,  что  устроители  сами  стесняются,  может  быть  по  другим,  неизвестным  мне  причинам.  В  этот  раз  всё  оказалось  совсем  иначе:  нас,  родителей  пригласили  вместе  с  детьми  в  декорированный  зал.  Молодые  совсем  еще  «ведущие»,  а  это  были  актёры  или  студенты  какого - то  из  театральных  ВУЗов,  настолько  просто  и  естественно  попросили  каждого  из  детей  принять  участие  в  новогодней  сказке,  что  я  просто  диву  дался,  что  ни  ОДИН  из  присутствующих  детишек  не  стал  застенчиво  прятаться  за  спину  родителей. 
Я  теперь  хорошо  понимаю,  почему  дети  сразу  поверили  этим  симпатичным  молодым  ребятам.  Это  и  возраст  «ведущих»  и  непонятные  мне  вначале  флюиды,  которые  дети  чувствуют  намного  острее,  чем  мы,  взрослые.  Тем  не  менее,  я  с  большим  интересом  наблюдал  за  своей  дочкой.  Не  могу  сказать,  что  застенчивость  исчезла  полностью,  но,  даже  мне  были  почти  незаметны  моменты,  когда  она  проявлялась  в  той  или  иной  мере.  Дети  сами  были  непосредственными  участниками  СКАЗКИ:  добрыми  феями,  отважными  героями,  гномами,  белоснежками,  витязями,  пиратами  и  космонавтами.  Каждому  костюму  нашелся  «подходящий»  сценарий.  Мы,  взрослые,  очень  редко  можем  почувствовать  время,  когда  оно  «сжимается».  Но  вспоминая  о  нём,  можем  припомнить  даже  маленькие  детали.  Так  вот,  для  меня  время  как  будто  сжалось.  Когда  представление  закончилось,  я  не  мог  поверить,  что  прошло  уже  более  4-х  с  половиной  часов  с  его  начала!
И  что  же  с  детской  застенчивостью  моего  ребёнка?  -  Спросите  вы.  Да  за  эти  четыре  с  половиной  часа  от  него  и  следа  не  осталось.  И  не  в  общем  возбуждении  всех  «участников»  представления  дело.  Каким - то  удивительным  образом  до  каждого  из  детей  было  «донесено»,  что  именно  ОН  и  есть  самый  главный  и  важный  персонаж  в  этом  спектакле.
Так  значит  ответственность!?  -  Будем  работать!      
Потихоньку,  очень  терпеливо,  шаг  за  шагом,  мы  вместе  шли  к  тому,  чтобы  на  огромной  сцене  в  присутствии  большого  количества  людей  в  зале,  «юпитеров»  и  телекамер,  наш  ребёнок  через  несколько  лет  с  огромным  удовольствием  (это  хорошо  было  видно  по  её  лицу)  исполнил  зажигательный  латиноамериканский  танец.  Это  был  Триумф! 
Моё  маленькое  напутствие  всем  небезразличным  родителям:
Дарите  своим  детям  Любовь,  Доверие  и  Приятие!  Хвалите  их  за  любой  добрый  поступок,  не  ругайте  «прилюдно»,  «отпустите»  свои  страхи,  и  пожелайте  своим  детям  ДОБРОГО  ПУТИ! 


Рецензии