Комментарии к Всеобщей Декларации Прав Человека

    Обрисуем общую  картину теории права, поскольку не решив общих вопросов, мы при решении конкретных дел будем постоянно натыкаться на отсутствие видения общей картины. Для создания таковой общей картины  в области теории права, мы возьмём в качестве примера  Декларацию прав человека.

    Правовую область можно создавать опираясь на ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ, либо на РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ принципы.

    В области законотворчества человечество исторически раньше освоило запретительный подход и сегодня он широко используется во всех нормативных документах порождаемых органами власти во всём мире. Найти истоки запретительного подхода, наверное, невозможно, поскольку запрет, как метод законотворчества, известен столько, сколько человечество помнит себя.

    В законодательстве Тамерлана, говорят, было всего шесть законов. Тексты законов были высечены на камнях и установлены на перекрёстках всех крупных дорог необьятной империи. За нарушение каждого закона предусматривалось единственное наказание - смертная казнь. Других наказаний законодатель не признавал.

     "За вмешательство третьего в спор двоих - смертная казнь", - гласил один из законов. Наверное, этот закон нашёл отражение в известной русской пословице: - "Двое дерутся - третий не лезь". Сегодня нас может только ужаснуть дикое варварство законодателя, которое современный человек усматривает за данной законодательной нормой. И эта оценка совершенно справедлива, поскольку в законодательстве Тамерлана напрочь отсутствовал принцип внедрённый в правовую сферу значительно позднее, спустя несколько столетий и требующий от законодателя соизмерять тяжесть наказания с тяжестью совершённого преступления.
Тем не менее можно констатировать, что в духе своего времени, законодатель, в меру своего разумения преследовал благую цель - пресечь перерастание спора двоих во всеобщую свару с возможной резнёй, стремился сохранить мир в империи и жизни подданных.
      Продолжая анализ разбираемой законодательной нормы, с точки зрения сегодняшнего дня, мы можем отметить, что закон был очень ограничен и прямолинеен, поскольку не допускал случаев, когда третья сторона могла сыграть роль арбитра, помочь достижению согласия спорящих и их умиротворению. Законодатель явно не желал отслеживать эти тонкости.

     Если обратиться к первым общественным договорам, как прообразам будущих государственных конституций, то и в них тоже преобладают запретительные нормы, которыми стороны стремились оговорить область своих прав.
За примерами обратимся к одному из первых общественных договоров, который заключали в 1610 году московские бояре с королевичем Владиславом." не сыскав вины и не осудив с бояры всеми ни кого не карать". Норма явно направлена на преодоление беспредела королевской власти, привыкшей карать неугодных без суда и следствия, содержит зачаточные представления о суде присяжных."Вина провинившегося перед царём не должна падать на невиновных братьев, жену и детей, не вести к отнятию их имущества". Норма явно отдаёт приоритет понятию личной ответственности и направлена против заложничества и кровной мести."...каждому из народа московского для науки вольно ездить в другие государства христианские, и государь за то имущества отнимать не будет".
     Здесь с изумлением мы можем обнаружить, что проблема выезда россиян за рубеж остро стояла ещё в начале 17 века и более или менее решена лишь сейчас к концу ХХ века в ходе демократических реформ. Но статья договора примечательна тем, что в ней есть положение чисто разрешительное. "...каждому вольно ездить". Исчерпывающее разрешительное положение. Казалось бы, что ещё надо? Ездить можно. Вольно. Говоря словами великого сатирика "уже - ж, можно - ж". Но психология тех времён явно искала прибежище в более весомых формулировках защищающих разрешительную сферу, почему сразу оговаривается запрет государю в отместку за такие поездки изымать имущество полюбопытствовавших "как и что там за бугром".

    Область права базирующаяся на запретительных принципах помимо регулирующей деятельности, для чего она и создаётся, привносит в общество серьёзный дискомфорт. Это может ощутить каждый. Достаточно полистать уголовный кодекс. Невольно испытываешь гнетущую роль от этого нормативного документа, ловишь себя на мысли, не совершил ли ты чего-нибудь такого, за что тебя можно посадить если хорошенько покопаться в твоём настоящем и прошлом и предвзято высветить их. И это не мнительность сродни беспокойству студента первых курсов мединститута, подозревающего в себе все болезни, которые он изучает. Дело в том, что нормы права, основанные на запретителном принцыпе открывают широкое поле для террора общества "на законных основаниях". Всё дело в правоприменительной практике.
     Так, во времена Тамерлана, на основе вышеупомянутого закона, можно было при желании казнить всех мужчин, поскольку трудно найти такого, который хотя бы раз в жизни не пытался разнимать дерущихся или не был замешен в каком-нибудь споре как третье лицо. Не оговорив сроков давности для применения законодательной нормы, возраста виновного, характер спорного вопроса, не оговорив даже возможных последствий вмешательства третьего в спор двоих, привело ли это вмешательство к экскалации конфликта, трагической развязки и именно из-за вмешательства и по вине третьего лица, против чего, надо полагать и предостерегал законодатель, или наоборот, было вмешательство благотворным, способствовало примирению спорщиков, законодатель сделал всех граждан заложниками своего закона, виновными уже в силу того, что они существуют и живут обычной человеческой жизнью, где согласование мнений "разбивать яйцо с тупого или острого конца" и споры, порой, по пустякам, весьма обычны.

     Достаточно ли здравого смысла, на который ты опирался всю жизнь не интересуясь законами, что бы быть чистым перед законами? Это беспокойство совершенно оправдано. Запретительный принцип позволяет держать граждан в напряжении, заставляет их "постоянно оглядываться". Усиливает этот эффект и юридическая норма - "Незнание закона не освобождает от ответственности". Внесла свою лепту в создание напряжённости и художественная литература. "Был бы человек, а статья найдётся". Ну и полноту картины завершает правоприменительная практика, оценённая в народном фольклёре - "Закон, что дышло - куда повернул, туда и вышло".

    В диктаторских тоталитарных режимах преследование граждан, проистекающее из примата запретительного права, может приобретать весьма изощрённые формы. Достаточно вспомнить, что разгребая неправосудную нормоприменительную юридическую практику, доставшуюся обществу в наследство от коммунистического прошлого, Конституционный суд СССР специальным распоряжением признал недействительными засекреченные ведомственные положения и инструкции, которыми ограничивались права граждан.
    Создатели подобной практики, очевидно полагали, что нет большой разницы между привлечением гражданина к ответственности по закону, статью которого гражданин удосужился нарушить по незнанию, и за нарушение циркуляра и инструкции, которых гражданин и не мог знать, по причине их засекреченности. Положение "незнание закона не освобождает от ответственности" по существу рассматривалось как право государства скрывать от гражданина различные акты, имеющие нормоопределяющую силу, и в тоже время привлекать гражданина к ответственности за их нарушение.
     Так в большевистском государстве был создан феномен закрытого права. Раз "незнание закона не освобождает от ответственности", то, спрашивается, зачем гражданам вообще знать, за что их могут привлечь к ответственности? Трудно придумать более иезуитское глумление над идеей права. Но это было совсем недавно.

     В диктаторских, террористических государствах нужна недюжинная гражданская смелость, что бы законопослушный гражданин, опутанный запретами, слухами и примерами трагической участи близких и знакомых, задал вопрос, что же ему, собственно говоря, можно в этом государстве? Где прямо записано, за что меня нельзя посадить и, тем более, расстрелять?
     Во все времена задавать такие вопросы было опасно. В ХУI веке философ-моралист Мишель Монтень советовал, лучше тихо утвердиться в своих правах, чем заявлять о них во всеуслышание.
     Предпринимались и предпринимаются различные попытки нейтрализовать негативные моменты запретительного подхода в области права.

     Из наиболее интересных отметим предложение конституировать, вписать в Конституцию государств основополагающий принцип правовой сферы для человека. "Человеку разрешено всё, что не запрещено законом". Конституировав этот принцип, общество во многом раскрепостило бы своих граждан, обеспечив им весьма комфортное правовое существование. Но на сегодня это пожелание остаётся чисто теоретическим и ни где и не конституировано. Хотя работа законодателя по созданию исчерпывающего списка запрещённых деяний, шкалы наказаний за нарушение перечня, априори допускает существование обширной области дозволенного, из которого мудрость и прозорливость законодателя призвана исключить что-то, как не допустимое.
     Из других попыток отметим предложение конституировать принципы на которых базируется правовая сфера, регулирующая деятельность властных структур. "Органам власти запрещено всё, что прямо не разрешено в законе". Не трудно видеть, что это положение является зеркальным отражением базисного принципа, на котором строится правовая сфера человека. Человеку можно всё, что не запрещено. Властям можно только то, что им разрешено. Но, повидимому, законодатель полагает, что конституирование принципа регулирующего деятельность властных структур в явной однозначной формулировке,- органы власти могут только то, что им можно, - выглядит слишком большим посягательством на прерогативы власти. Поэтому предпочитают не формулировать сам принцип, на основе которого регулируется деятельность власти. Но из законодательных норм предусматривающих наказание за превышение власти, то есть за использование властных полномочий сверх допустимых границ, следует признание, что существуют сами эти границы, что власть, это не вседозволенность, что есть фундаментальное ограничение при отправлении властных полномочий. А вот об этом прямо предпочитают не говорить.
     В Конституции России, помимо общего положения о наказании по закону за превышение власти, есть серьёзная запретительная норма специально для судебной власти. В статье оговаривается, что создание черезвычайных судов не разрешается. Эта милая особая оговорка для судебной власти, в чём-то сродни запрету "... не изымать имущества", оговорённая боярами в договоре с царевичем Владиславом. Но понять появление в Конституции России этой запретительной нормы можно. Слишком уж много настрадалось общество именно из-за деградации судебной власти и равно как и деградации законодательства в сторону его античеловечности.
    Кстати, непонимание того простого факта, что само законодательство было античеловечным, мы можем и сегодня найти в названии общественных организаций лиц, пострадавших от политических репрессий. Иногда эти обьединения называются, скажем, ассоциация жертв незаконных политических репрессий. Между тем, преследование граждан производилось на основе действующего законодательства, и утверждение, что репрессии носили не законный характер, лишь свидетельствует, что даже люди пострадавшие от репрессий до сих пор не осознают всей глубины трагедии, постигшей общество в годы террора. И, не решаясь признать этот факт, они полагают, что репрессии были результатом каких-то грубых нарушений законов, а не творились, в полном соответствии с духом и буквой античеловечного законодательства.

     Принципиально иной попыткой прорыва из сферы запретительного права для человека является Всеобщая Декларация Прав Человека принятая 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН.
     В Декларации была предпринята попытка отойти от запретительного принципа при установлении правовой области для человека. Впервые, опираясь на разрешительный принцип, в тридцати статьях Деларации были провозглашены основные "естественные" социальные, политические, юридические, экономические права человека, которые не могут отчуждаться в пользу государства или узурпироваться кем-либо.
     О злоключниях Декларации в СССР говорит тот факт, что во времена брежневского отката в 70-х годах диссидентам инкриминировали в вину в том числе и распространение текстов Всеобщей Декларации Прав Человека. И только в конце 80-х годов она была открыто опубликована в стране.

     Всеобщая Деларация Прав Человека методологически повторяет подход естествознания конца ХIX начала ХХ века, когда в различных областях знания для исследования каких-то явлений создавались эталоны сравнения - больше известные под названием идеальные модели. Абсолютно чёрное тело в физике, абсолютно белый шум в теории связи, идеальный компьютер Кэли в вычислительной технике, идеальный гранит Вистелиуса в геологии и т.п.
     Всеобщая Декларация Прав Человека является таким же идеальным эталоном для оценки гражданских свобод в отдельных государствах. Историческая роль Декларации заключается в том, что мировой кворум человечества впервые на основе разрешительного принципа определил неотчуждаемые права человека. Результатом этой работы явилось появление большого шлейфа вторичных документов, повторяющих основные положения и методологический подход создателей Всеобщей Декларации Прав Человека при разработки региональных и национальных стандартов в области прав человека.
               
                ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
ПРЕАМБУЛА
Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Статья 1.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Статья 2.
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Статья 3.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 4.
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Статья 5.
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Статья 6.
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Статья 7.
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8.
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10.
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11.
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Статья 12.
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Статья 13.
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Статья 14.
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 15.
1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Статья 16.
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Статья 17.
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Статья 18.
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Статья 19.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Статья 20.
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Статья 21.
1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Статья 22.
Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Статья 23.
1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Статья 24.
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Статья 25.
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Статья 26.
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Статья 27.
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Статья 28.
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

Статья 29.
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Статья 30.
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.


Рецензии
Статья 9. ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
"Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию".

В РФии осталось возродить ИЗГНАНИЕ. Произвольные аресты и задержания уже во всю процветают.

Ангарский   09.06.2020 21:01     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.