О тех и об этих

Тут намедни попал мне «в руки», а вернее сказать «на глаза», так как наблюдал я его на экране компьютера, «старинный» номер – номер 1 от 1979 года – популярного советского детского литературно-художественного журнала «Мурзилка». И прочёл я там вступительную статью его главного редактора В. Матвеева. Позволю себе привести её полностью. Итак, цитирую:

«Как-то – дело было первого июня – все мы, сотрудники «Мурзилки», встретились с нашими читателями.
День выпал какой-то пронзительно солнечный. Нескучный сад так и сиял своей ещё совершенно новенькой, свежей зеленью, бабочки сновали в тёплом воздухе.
– А почему сегодняшний праздник называется День защиты детей? – спросил меня один мальчик, должно быть, первоклассник. – Разве на нас, ребят, кто-нибудь нападает?
Славному этому мальчишке было невдомёк, как и от кого нужно защищать детей.
Это и неудивительно. Детство в нашей с вами стране надёжно защищено. Оно бережно охраняется и в братских социалистических странах. Вот и не видны советским ребятам страшные, коварные враги детей и детства.
Враги эти – бедность, голод, болезни, опасность остаться на всю жизнь неграмотным, тяжёлая, изнурительная работа на какого-то богача ради нескольких грошей...
А есть и ещё более страшные, когда у детей отнимают родителей и бросают в пиночетовские фашистские застенки, когда в темнолицых детей, идущих в школы для белых, стреляют из винтовок, когда на улицах мирных городов рвутся снаряды и бомбы наглых захватчиков.
И за всеми этими лютыми врагами стоит один, главный. Имя его – империализм, неограниченная власть грабителей-миллиардеров.
С началом нового, одна тысяча девятьсот семьдесят девятого года на Земле наступил Год ребёнка. Все честные люди мира решили объединить свои силы, чтобы повести решительную борьбу за детей. Каждому ребёнку – достойные условия жизни, каждому – счастливое детство в мирном мире!
Еще в первые, трудные, голодные годы нашей Советской Родины Владимир Ильич Ленин сказал:
– Всё, что есть у нас лучшего, надо отдать детям!
С тех пор этот ленинский завет – закон нашей жизни. Он воплотился в статьях нашей Советской Конституции, он воплощается в делах нашей партии и народа.
Оглянись вокруг, октябрёнок, и ты сам увидишь прекрасные проявления ласковой и доброй заботы о детях твоей великой Родины».

Вот такая длинная цитата из прошлого 40-летней давности. Прочёл я эту статью, задумался. Вспомнил себя ребёнком в возрасте от 6-ти до 12-ти лет, ведь именно таким ребятишкам был адресован «Мурзилка». Правда в том 1979 году я уже был взрослым человеком, и у меня через 4 года у самого появились дети. Но статья заставила меня «окунуться» в своих воспоминаниях поглубже, в моё советское прошлое и вспомнить многое из моего детства. Вспомнился детский санаторий в Крыму, когда мне, 7-милетнему мальчишке, врачи восстанавливали здоровье после серьёзного инфекционного заболевания. Вспомнились занятия в хоккейной школе, начавшиеся для меня в мои 12 и продолжавшиеся вплоть до моего совершеннолетия, с ежегодными летними «предсезонками» в спортивных тренировочных лагерях в чудесных заповедных местах моей родной Сибири. Вспомнились занятия в школьных секциях баскетбола, лыж, лёгкой атлетики, которые были совсем не в рамках учебной программы, а в свободное от учёбы время. И всё это, заметьте, было бесплатным – и хоккейная школа, и секции, и занятия в них, и тренеры, и экипировка. Каждый из нас, мальчишек и девчонок, тогда мог выбрать себе любое занятие по душе – кто-то мог заниматься спортом, кто-то музыкой, а кто-то – искусством: рисовать, лепить, стихи сочинять. Кстати, я тоже перепробовал это – и музыку, и рисование, и лепку. Но хоккеем было заниматься интереснее. И, в результате, хоккей победил все мои прочие детские увлечения, оказавшиеся для меня попросту мимолётными...

Да, и к чему бы я это всё? Вернусь к статье в мурзилкином журнале. В ней, как может увидеть любой из её прочитавших, довольно много сказано о врагах детишек. А сегодня отовсюду можно услышать несколько иной лозунг: «Кругом враги! И снаружи границ, и внутри!» Только сегодня это уже не о врагах российских детишек, а о врагах россиян в целом. Мы тут, согласно этому самому лозунгу, уже давно все якобы в осаде, что называется по периметру. Прочёл я эту статью «старинную», сопоставил тех врагов, о которых тогда, с врагами этими, о которых сегодня. Подумал, и ужаснулся, честное слово. Тогда они были только «там» и, что называется, «чужие». А теперь они уже и «здесь», причём, в том числе и «свои», доморощенные. А всего-то сорок лет позади. С точки зрения истории – совсем ничего. Можно сказать мгновение. Помните, как в песне: «Мгновения спрессованы в года...»

И что-то мне стало очень жаль нынешних ребятишек...



октябрь 2019 г.


Рецензии