Цикл. Уникальные женщины мира. В тени брата

В тени брата.

Фанни.

1. Кто-то сказал, что мода - это фантазия, воплощённая в реальность. Была ли она фантазией в 19 веке или простой необходимостью  прикрыть тело...И если была, то кто её начинательницы... Героини предыдущих миниатюр - женщины, поэтому вполне уместно завершить цикл историй о них модой, в которой прекрасная половина человечества 19 века нашла своё призвание. Но не тут-то было! 
К своему огорчению, выявила, что моду того времени диктовали исключительно мужчины, и только в конце века появились женщины -  портнихи - дизайнеры - модельеры, деятельность которых развернулась уже в следующем веке. Это и Мадлен Шерви, и Жанна  Пакуин, и Жанна Ланвин... Они стали известны в начале 20-го века, до появления Коко Шанель.  Но раз не родилась ещё мода, созданная женской фантазией и творчеством, обратимся к музыке, друг мой! Тем более, что музыка вдохновляет и сопровождает любой вид творчества. И моду в том числе...
Да, именно музыка - достойное завершение этой книги, тем более, что в 19-ом веке её было много. 
Есть возможность напоследок рассказать о талантливой женщине эпохи формирования сильного интеллектуального слоя, который начинает играть возрастающую роль в духовной жизни. О женщине незаслуженно забытой на долгое время! Её заслонял гениальный брат, но скромная фигурка в тени брата, однажды вырвалась из потёмок...Случилось это благодаря исследователям музыки; с тех пор её имя засияло лучезарно, освещая одарённую, влюблённую в красоту звуков девушку...

     Кроткая и пылкая Фанни! Она обожала музыку, но брата боготворила. Из четверых детей она и брат обладали природным музыкальным даром. С подросткового возраста они стали сочинять музыку и давать мини-концерты. Их поразительные способности запоминать партитуру и импровизировать вызывали восторг окружающих. Особенно удивляла всех Фанни: "Это же чудо! Она необыкновенная! - наперебой говорили преподаватели и гости, присутствующие в их доме на концертах. Но как только Фанни исполнилось пятнадцать лет, отец запретил дочери профессионально заниматься музыкой...


2. А начиналось всё замечательно... Первой родилась Фанни, в 1805 году. Спустя четыре года на свет появился Феликс. Семья Мендельсонов была состоятельной и благополучной во всех смыслах. Банкир Абрахам Мендель-Бартольди и его жена Леа быстро признали исключительный музыкальный талант Фанни, и точно так же как её брат Феликс, она получала уроки от лучших учителей музыки.    
Из Гамбурга семья переезжает в Берлин. Карл Цельтер ко времени начала занятий с детьми возглавлял Берлинскую Певческую академию; он сам, лучший во всей Германии композитор, преподаёт Мендельсонам фортепьяно, скрипку и нотную грамоту. Воспитание в очень сплочённой семье, небольшая разница в возрасте, общность вкусов и интересов, безграничная любовь к музыке настолько сблизили брата и сестру, что они привыкли делиться друг с другом не только своими каждодневными заботами и поступками, но и мечтами. Они, как говорила Фанни, "мыслили вслух друг для друга". 
Вместе много играли, обсуждали свои первые небольшие произведения. Неразлучная пара... Сестра преклонялась перед талантом Феликса, для которого музыка постепенно становилась целью и смыслом всей жизни. Ах, как она гордилась его успехами! И видела себя рядом с талантливым братом...
Однако, однако письмо отца рассеяло робкие девичьи мечты: " То, что ты написала о занятиях музыкой - по отношению и в сравнении с Феликсом, - правильно, обдумано и выражено. Но...Для него музыка, возможно, станет профессией, в то время как для тебя - только орнаментом, но никогда основой для бытия. Поэтому мы простим ему некоторые амбиции и жажду успеха, ведь ты всегда в этом отношении была разумна. И радость по поводу полученных им похвал доказывает, что ты бы заработала такое же подтверждение, будь ты на его месте. Не изменяй этим чувствам и линии поведения, они присущи женщинам, а только то, что является исконно женским, украшает твой пол."

  Так папенька поставил точку в занятиях музыкой для Фанни, призывая её озаботиться тем, что действительно важно для девушки - готовиться к роли жены и матери. Ведь музыкально одарённых женщин в ту пору серьёзно не воспринимали...Как, впрочем, не приветствовали их и во всех других областях науки и культуры.


3. Стойко выдержав удар, Фанни вышла замуж за берлинского художника Вильгельма Гензеля в 1829 году. Влюбились они друг в друга ещё за семь лет до свадьбы, но родительского благословения на брак удостоились с получения Гензелем места в Академии изящных искусств. 
У пары родился сын - Себастьян Людвиг Феликс. В этом имени она воплотила всех, кого любила больше всех - Баха, Бетховена и...Феликса Мендельсона... В себе она жила музыкой, но внешне подчинялась воле родителей.   
Фанни была счастлива в браке. И вдвойне счастлива, что Вильгельм Гензель поддержал  её. Все опасения, что с замужеством она не сможет сочинять музыку, оказались напрасны. На следующий же после свадьбы день Вильгельм положил перед женой чистый нотный лист и попросил домочадцев не тревожить Фанни, оставив её наедине с роялем.    
Написанные ею произведения к свадьбе, которые обещал написать брат, но из-за болезни не успел, произвели на мужа сильное впечатление. Она за вечер сочинила прелюдии для органа, одну для начала, другую для окончания бракосочетания.

Общение с братом никогда не прекращалось. Фанни писала ему письма и читала его ответы с жадностью... Он рассказывал с кем познакомился, куда отправился, какие концерты давал... Она  расспрашивала о Гёте, с которым брат был близок и стихи которого так любила читать... 
Однажды Фанни передала через Феликса ноты своих песен на стихи Гёте. Великий поэт ответил стихами под сочинённую ею мелодию. Она писала песни и на стихи Гейне, Уланда, Эйхедорфа...
Фанни приглашала к себе музыкантов из придворной капеллы, устраивая домашние концерты. Для её творчества в их доме был выделен отдельный зал...Наконец-то её мечта исполнилась... Она могла сочинять, петь, играть, слушать игру других... 
   Слава Феликса меж тем росла. Он не скрывал, что некоторые композиции, которые исполнял, сочинила Фанни.  Случай с "Итальянской песней" подтверждает, что насладившись ею, королева Виктория осыпала его комплиментами, на что Мендельсон ответил, что авторство волшебной музыки принадлежит сестре...

4. Фанни оставила после себя богатое музыкальное творчество. Так как  многие её сочинения были опубликованы под именем Феликса, её имя затерялось среди великих композиторов 19 века на долгие полтора столетия. 
Усилиями историков музыки было выявлено почти 500 сочинений, которые она написала в разные годы... Это и органные прелюдии, и драматические пьесы для сопрано и оркестра, фортепьянные и струнные квартеты, несколько кантат... Из лирических пьес для фортепьяно наиболее известен цикл из двенадцати миниатюр "Год".
Пьеса была подарена мужу в Рождество в 1841 году.

 Её родители, одарённый брат с самого начала неодобрительно относились к музыкальной карьере Фанни. Их девиз однозначен: женщина принадлежит семье, детям, мужу! Не поэтому ли её произведения выходили под именем Феликса Мендельсона?! Она страдала от условностей мира, от предрассудков века, но не сдавалась, втайне сочиняя для себя и своих друзей.
Только муж верил в неё. Он делал всё, чтобы обожаемая жена развивалась, продолжая играть. За свои средства втайне от Феликса, он опубликовал  несколько произведений жены, желая увековечить её творчество.
Жизнь певицы, пианистки, композитора закончилась неожиданно...Во время репетиций оратории брата "Вальпургиева ночь" внезапно почувствовала себя плохо...У неё отнялись руки, она потеряла сознание и через несколько часов скончалась. Был май 1847 года... 
Брат её впал в глубокую депрессию. Через несколько месяцев в том же году, едва закончив свой скрипичный концерт "Реквием по Фанни", он последовал вслед за сестрой... 
Из мира Фанни ушла уверенная в том, что она не талантлива, но её имя, среди знатоков музыки того периода, звучит как одно из одарённых имён женщин-композиторов 19 века... 


Рецензии