Был я знаком

    Был я знаком с одним алкашом, отличавшимся от других тем, что…
Что-то начало рассказа сильно похоже на заявку на изобретение. Но я ведь действительно был знаком со многими алкашами, и многие из них были толковыми людьми, с которыми было приятно общаться, когда они были в трезвом состоянии. Так вот, этот товарищ отличался тем, что свои застольные рассказы начинал словами: «Был у меня друг, царствие ему небесное …», и нам это так врезалось в память, что как только Серёга произносил: «Был у меня друг», так мы сразу хором продолжали: «Царствие ему небесное».
Было раньше такое выражение: «Отдать жизнь за други своя». Ну да, были и тогда у людей други и недруги. Сейчас понятие друг стало более интимным, а други не совсем соответствует понятию товарищи, которое, как мне кажется, может дифференцироваться от уровня - «собутыльники» до «коллеги» или «единомышленники», а у кого-то, и по многим другим уровням, отличающимися тем, что отдавать жизнь за них что-то не хочется. Да и корень слова товарищ намекает на товарно-денежные отношения, которые не гармонируют с православными заповедями и моральным кодексом строителя коммунизма, в которых воспитывалось моё поколение. Поэтому, я очень редко употребляю слово – друг, чаще - товарищ.
Большинство людей, встречавшихся на моём жизненном пути, были неплохими людьми, а некоторые из них были даже, как мне кажется, лучше меня. Одни – в плане физического развития, другие – в плане умственного, третьи – душевного. Конечно, они живы в моей памяти, но и те, кто был мне не по душе, тоже не забываются.
В тяжёлые девяностые годы ХХ века, а точнее в декабре 1994 года я перешел на работу в РЖД. После почти тридцати лет работы в белом халате мне пришлось работать в чёрной робе. Несмотря на то, что номер цеха не изменился (№ 19, а в СССР специализация цеха соответствовала его номеру) условия работы – ремонт радиоаппаратуры, используемой железнодорожниками, культура производства, и его командиры с непривычки вызвали – шок! За полтора столетия применения угля для паровозов угольная пыль окутала все пути, здания и подвижной состав РЖД, как радиация. Блоки радиоаппаратуры, установленной на поездах, перед тем как ремонтировать приходилось отмывать от угольной пыли под струёй кипятка. Однажды я, собираясь на рыбалку, во время обеденного перерыва, для экономии времени, накопал червей в садике на территории депо. Они оказались чёрными снаружи и внутри, как и росшие рядом шампиньоны. Да что там! Даже воробьи, живущие на территории «железки», все – брюнеты! Поскольку железная дорога всегда была военизированной организацией, то и порядки в ней были как в армии. То есть: «Я – начальник, ты – дурак. Ты – начальник, я - дурак». Хотя, в девяностые годы бывало всякое. Были начальники цехов без высшего и даже среднего технического образования, а были и кандидаты наук, ставшие ненужными новой власти. Усилилось взяточничество, воровство, и появились - прихватизация и обналичивание безнала. Приватизация началась с вагонов-ресторанов, кафе и буфетов. Как говорил Михаил Сергеевич: «Процесс пошёл!». В общем, всё, как и во всём государстве. А РЖД всегда была государством в государстве, и – очень богатым государством.
Многие порядки на ЖД вызывали у меня удивление. Помню, меня поразила сценка в кабинете главного бухгалтера нашей организации, куда я зашел подписать какое-то требование. У неё на столе стоял красивый порезанный на куски торт. Ещё не начатый. У окна стояли две дамы. Как я понял, по их разговору, они собирались отметить в обед чей-то день рождения. Форма одежды – праздничная!
 И тут в кабинет заходит начальник нашей ВЧ-8, и, увидев торт, хватает кусок, и с полным ртом спрашивает: «Что у вас за праздник?». Получив объяснение, и доев торт, он вытер жирные руки об рукав главбуха и, как не бывало, ушёл по своим делам. Дамы ни слова не промолвили, ну а я – тем более.
Зарплаты в те годы на ЖД были в сотни тысяч рублей, а потом стали и больше миллиона. Деньги выдавали налом кассиры в главном здании нашей ВЧ-8. Бригадиры поездов, и даже некоторые проводники, не брали мелкие деньги оставляя их кассирам. Для меня, пришедшего с завода и получавшего двадцать тысяч рублей в месяц, это было удивительно! Потом мне объяснили, что их главный доход – больше их зарплаты!
За шесть лет моей работы на ЖД было много весёлого, и не очень. Как говорится: «Всё познаётся в сравнении.» Есть что вспомнить, и кого вспомнить! Появились новые товарищи, при встрече с которыми теперь можно сказать: «А помнишь?», и перенестись в прошлое, тем более, что чаще вспоминается хорошее, а не плохое.
Так что – продолжение следует.


Рецензии