C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Мост между Небом и Землей

Недавно довелось мне стать свидетелем дискуссии двух оппонентов по вопросу природы Христа. Один яростно доказывал, что Христос есть Бог и только Бог. Второй—  не менее яростно утверждал, что Христос есть  человек и только человек,  достигший высшего Божественного просветления, познания и уровня духовности.

На первый взгляд, спор ни о чем.
Какая разница, да и какое это имеет значение.

На самом же деле, в этой «разнице» заключен глубинный смысл и Божественный план спасения человеческой души.  На этой «разнице», как на фундаменте,  выстроены основы христианского учения.   И поэтому значение этой «разницы», –  неоценимо.
Почти 400 лет вокруг этой «разницы» бушевали споры, получившие название христологических. И многие из участников этой полемики впадали в весьма опасные заблуждения, которые подрывали основу христианской веры и Божественного Откровения о Спасении.

В свое время, обе эти версии Отцами  Церкви были отвергнуты, как еретические. 
А  IV Вселенский Собор в 451 году принял  однозначный догмат о признании соединения в Иисусе Христе ДВУХ ПРИРОД, — человеческой и Божественной.

Этот догмат утверждает, что Христос одновременно является истинным Богом,   и истинным Человеком, — две природы которого соединяются в себе НЕРАЗДЕЛЬНО, но  НЕСЛИТНО.  Различие этих природ никогда не исчезает от их соединения,  —  но свойства каждой из двух природ соединяются в одном лице. И поэтому в Новом Завете Христос называет себя и Сыном Божиим (Ин 10:36) и Сыном Человеческим (Ин 12:23).



Почему это так важно? И  в чем состоял Божий замысел и необходимость такого соединения? 
Пытливый ум, видимо обязательно соприкоснется  с подобным вопросом.

Церковь утверждает, что истоки такой необходимости лежат в ВОССТАНОВЛЕНИИ единства между Творцом и Его творением, между Богом и созданным Им человеком,  –которое было разрушено в результате первородного грехопадения, когда между Богом и человеком образовалась пропасть. Потеряв необходимое единство,  оторвавшись от Источника жизни и ее развития, человек обречен на деградацию и смерть.

И поэтому цель и смысл прихода Спасителя как раз и состоял  в том, чтобы восстановить произошедший разрыв,  восстановить единство с Источником жизни,  вернув человеку утерянный потенциал самой жизни  и ее бесконечного развития.  Что конечно же предусматривает  остановку процесса  деградации и  духовного падения, в обмен на  запуск  процесса развития и духовного восхождения.

Другими словами, человечеству был подарен шанс.
Приняло человечество  и воспользовалось этим шансом? – Нет!
Мир до сих пор «во зле лежит», — так говорит Писание.
 
Но принимает этот шанс не человечество в целом, а отдельный человек в частности!
Принимает его каждый, реально осознавший угрозу гибели для своей души.
Принимает каждый,  добровольно приходящий  к Спасителю за спасением.


Для лучшего понимания Божественного замысла по восстановлению соединения Бога и  человека, в  книге «Дары и Анафемы»  д. Андрей Кураев, приводит очень доступный  и  показательный пример.

Он пишет:
«Человек —  это частичка Бога, потерявшая родство с Ним, и это родство ради спасения человеческой души, необходимо вернуть. Разорванная связь между Богом и человеком должна быть восстановлена. Для обретения жизни,  человек должен вновь быть СОЕДИНЕН с Источником жизни. Так формулируется главная проблема религии.

Теперь эту проблему с языка религиозного попробуем перевести на язык инженерной мысли, на язык сопромата.

Представим себе две конструкции, из которых одна сделана из аллюминия, а другая – из чугуна. И вот их нужно соединить. Спрашивается: из какого материала сделать  соединительную балку, если мы хотим, чтобы связь была прочной и долговечной?

Если мы эту балку сделаем из чугуна, то с той стороны, где мы приварим эту балку к чугуну, соединение будет прочное. Но поскольку у чугуна и аллюминия совершенно разные свойства (коэффициенты сжатия, упругости, теплопроводности, электропроводности и т.д., и т.п.), то в другой строне, где чугунную перемычку мы приварим к аллюминиевой части (если, конечно, нам это удастся сделать), рано или поздно появятся деформации, коррозия и прочие неприятности, и в конце концов в этом месте вся конструкция рухнет.

А если мы сделаем балку из аллюминия, то она будет добротно сварена с алюминиевой частью композиции, но там, где она будет присоединена к чугуну, там опять же возникнут проблемы.

Что делать?

Идеальный выход был бы такой: найти материал, который обладал бы и всеми свойствами чугуна, и всеми свойствами алюминия. И тогда он одинаково хорошо соединялся бы и с чугунной, и с алюминиевой составляющими…
В современной технике это, насколько мне известно, невозможно.


А вот в Божественном замысле,  этот вопрос был решен.
Чтобы соединить Бога и человека, навсегда и нераздельно, — в мир входит БОГОЧЕЛОВЕК!
Тот, Кто одновременно во всем Бог, и во всем человек.

Эту Тайну Христа изъяснил святитель Иоанн Златоуст:
«Не переставая быть Тем, Чем Он был, Он стал Тем, Чем не был», то есть – не переставая быть Богом, Бог становится еще и человеком, восприняв человечество и не утеряв Божество.


Именно в этом  проходит решительная грань между оккультизмом и христианством.
Ведь для теософов и  оккультистов, Христос —  это человек.
Человек, который шел путем духовного самосовершенствования и наконец достиг Божественного состояния. То  есть по этой версии, человек и Бог соединяются исключительно в результате усилия самого человека.  Начало подобным  утверждение положил еще Арий в 4 веке.

Церковная же христология, утверждает обратное.
Она  строится сверху вниз.
Не Иисус поднимается до Небес, — но Небо склоняется к земле.
Путь Христа  —   это путь самоумаления.
Он Бог еще до Своего Воплощения.
Но Он все более погружается в глубины падшего мира, все больше вбирает в Себя условия человеческого бытия.

Бог вбирает в себя Человечество, — а не человек расширяет себя до вмещения Бога. Слово стало плотию (Ин. 1:14), —   а не плоть эволюционировала в Слово.

Оттого и звучит строгое предостережение свт. Кирилла Александрийского:
«Да не представляет себе  никто Христа человеком богоносным».


Такая же несостоятельность таится и в утверждении про исключительно Божественную природу Христа, начало которому было положено гностиками  в конце I века.  Апеллируя к некоему таинственному знанию, которым они якобы обладали, утверждалось что Иисус Христос не имел истинной ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ природы, но что Его человеческая природа была кажущейся, призрачной.

Из этого следовало, что и Спасение совершенное Спасителем было таким же кажущимся и призрачным. Из этого следовало, что Христос никогда не страдал на Кресте, ибо Бог страдать не может. А вонзающиеся в Его физическое тело шипы и гвозди не могли нанести Ему никакого вреда. 

Церковь также решительно отвергла это заблуждение.
Христианское учение отказалось от двух  крайностей.
Истина христианского учения  — основана на золотой средине.


P.S.

В завершение представим, что через огромную пропасть построен мост. 
Этот Мост и есть Сам Христос.
Он одновременно обладает полнотой естества и Божественного, и человеческого.
А значит  становится соединительным Мостом между Богом и человеком.
Мостом между жизнью и смертью.
Мостом между Небом и землей.

«Я есм Путь, и Истина, и Жизнь.
И никто не приходит к Отцу, как только через Меня»
(Иоанн. 14:6)


Рецензии
Чудесный мост...

Олег Михайлишин   19.10.2020 23:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.