Народ

               
Витрина магазина заставлена телевизорами. Все они включены, идет передача. На экране повторяется одна и та же ситуация: маленький чело-век, ребенок, улыбается зрителям. Голос за кадром ему говорит: - сейчас к тебе придет Народ и будет с тобой советоваться. Действительно, к нему пришел маленький мальчик, почти такой же как он сам и сказал, что он и есть тот самый Народ, так его зовут. Народ знает, будто этот первый, наш мальчик, есть самый главный в этом свете и он должен ему, Народу, объяснить, что теперь делать и как быть дальше. Как с ним, с Народом, собираются обращаться. Потом пришел человек побольше и тоже был Народ. Тогда наш мальчик начал изменяться. Он был тоже большим, маленьким, а Народ продолжал приходить в разных видах и интересоваться. И так несколько раз.
О чем же идет речь? – Начали вопрошать прохожие и покупатели, глазевшие на экран, тоже Народ. Через некоторое время на экране замелькали изображения и появилось сообщение, что сейчас будет показан результат всех многочисленных бесед: самое оригинальное и разумное из того, что получилось.
Народ  - мальчик говорит: дай мне конфету. Главный удивился: - А откуда у меня конфета? Народ уверенно заявил: - Ну, какой же ты Главный, если у тебя нет конфеты для Народа. Должна быть. Я сам съел все; - успокаивает Главный. Народ широко раскрыл глаза; - не мог же ты за весь народ съесть, так лопнешь, так не бывает. Главный хитро улыбнулся: - А я самые вкусные съел, поэтому всех других все равно, что нет. Народ озабоченно почесал густые волосы на своей голове: - Ну, дай хоть такую, какую попроще. Все равно лучше, чем ничего. Главный изобразил официальный вид и со всей ответственностью произнес: - Я не могу народ обижать. Народ задребезжал раздраженным, прерываю-щимся от волнения голосом: - Тогда ты смеешься над народом, издеваешься над ним, дразнишь народ. Главный со знанием дела, со спокойствием, не допускающим возражений ответил: - Народа много, все равно всем не хватит, и кто-нибудь обязательно так скажет. Зачем же я стараться буду совершенно напрасно? Народ, с тайным умыслом подмигивая Главному, постановил: - Зачем? За спасибо, так еще главнее будешь и конфет еще больше будет. Главный задумался: - Ну, спасибо в карман не положишь. Однако, авторитет не купишь, его зарабатывать надо. Ладно, получи свою конфету.
Главный мальчик поблагодарил за беседу мальчика – Народ и устроился в кресле. Пришел Народ – мужик и спрашивает: - Мальчик, а есть ли у тебя конфета? Главный заинтересовался: - А ты что, мне подарить хочешь, хочешь и стесняешься. Народ встрепенулся, встревожился: - Что ты, я взяток не даю, я на подарок семье хотел. Главный огорченно взглянул на Народ: - откуда же у меня конфеты будут, если мне их никто не дает, а все только спрашивают.
Народ что-то сообразил и подсказывает: - А ты оцени спрос народа, депешу в центр составь, деловым прослывешь, пойдешь в гору. Главный вовремя пыл-то остудил: - Таких деловых за растрату в момент выгонят с работы. Надо, чтобы всем хорошо было, и центру, и народу. А ты од-но заладил – дай конфету и все тут. А где взять?
Народ немного сконфуженно от своей навязчивости молвил: - Где взять? Купить, а потом продать. Это как это понимать? – озабоченно поинтересовался Главный. Это просто; - облегченно вздохнул Народ, - купить конфету, съесть ее, вкус жизни почуешь, поумнеешь, увидишь, как хорошо стало и жизнь наладишь. Как же я  налажу; - продолжал Главный.
Все схвачено; - обрадовался Народ тому, что его, наконец поняли, заинтересовались его мнением, - конфеты сделаешь, продашь и денег много будет.
Интересно; - отметил для себя потихоньку Главный, - дай-ка я побольше вырасту, подумаю, что получится. Подумал, вырос, стал взрослым, а с виду мальчик остался. Ага, да ведь это тогда работать надо; - вскрикнул Главный. А как же ты думал. Без труда ничего не бывает: как потопа-ешь, так полопаешь; - продолжал нравоучение  Народ. Да, потрудился ты много, спору нет; - заключил Главный, - вот тебе твоя конфета.
Сидит Главный, совсем сделался мужик и по виду тоже. Приходит солидный пожилой человек  и прямо сразу, без разговоров: - Парень, дай денег. Главный чуть не поперхнулся. Передернуло всего, на кресле за-ерзал. Вот тебе раз; - думает Главный, - только с конфетами разобрался, денег намыслил, так сразу их умыкнуть хотят. Даже не увидел еще ро-димых грошей, а уже просят в дело. Ну, ладно, давай меняться; - обратился он к Народу, - я тебе денег, а ты мне еще чего-нибудь взамен или лучше так: твои и мои деньги соберем вместе и бизнес устроим.
Чего же я тебе дам; - простодушно произнес Народ, - если бы у меня хоть чего-нибудь хоть немного нашлось бы, я бы не к тебе пришел, к Главному, а в ломбард, заложил бы вещь какую и получил деньги под залог или просто продал бы  за деньги.
А чего же ты хочешь, я не пойму; - спрашивает Главный, - за просто так деньги? Дай просто так, взаймы, кредит; - бесшабашно заявляет Народ, - время такое, новое веяние. А если ты Главный, придумай, как мне долг отработать. А зачем мне все это надо, какой мне от этого интерес; - по-интересовался Главный. Это совсем просто; - оживился Народ, - увидят твои способности, оценят опыт, еще больше начальник будешь, самый главный. Знаешь, сколько денег получишь.
Главный наконец все понял в планах Народа. Заманчивая идея; - соглашается он, - только откуда же я столько денег для народа найду? Давай я тебя, Народ, на работу устрою. Конфеты делать научишься, много за-работаешь: деньги, почет, уважение. Народ недовольно поморщился. Такого поворота дела он явно не ожидал. Ну что ты; - слегка прокашлялся Народ. – Пока много заработаешь, деньги милыми не покажутся, и тратить их жалко – одна тоска. Вот готовое тратить – вот это да, тогда их много будет, так нынче замечено.
Как же мне быть; - засомневался Главный. – А что если опять маленьким сделаться? А Народ главным сделать. Пускай сам себе работу ищет и придумывает занятия, и начальству сам пусть докладывает, всегда в срок, с опережением, точно и правильно. Главное – это что- то необычное, а деньги, от них толку мало, говорят, потому что их очень много надо.
Стоявший у экранов телевизоров народ отметил для себя, что совсем не было речи о милых дамах, что жить все-таки очень надо и, привыкший жить и думать самостоятельно, поспешил отправиться за покупками в ближайшие магазины и лавочки. Есть правда, она в движении. Движется капитал, тогда будут работа и деньги. Нет движения – загнивание: у богатых души, у народа тела.


Рецензии