Корморан Страйк и Робин Эллакотт

               

Мир знает Джоан Роулинг как создательницу «Поттерианы» - серии книг о мальчике Гарри Поттере и его волшебных приключениях. Но «другую Роулинг» в нашей стране знают меньше – как писательницу, которая писала не чудесные сказки, а описывала реальную Англию, Англию социальных низов, исследуя самые актуальные современные проблемы. Честно признаюсь, «Поттериана» - это не мое, моя любовь к сказкам ушла годам к двенадцати, и жанр «фэнтези», столь модный в наше время, меня крайне редко цепляет. А вот реалистические романы Роулинг мне очень понравились – это «Случайная вакансия» (под своим именем) и серия детективов под именем Роберт Гэлбрейт: «Зов кукушки», «Шелкопряд», «На службе зла», «Смертельная белизна». Расследованием занимается частный детектив Корморан Страйк и его помощница Робин Эллакотт.

Когда я окунулась в эту часть творчества писательницы, меня не удивила ее любовь к Диккенсу (исследователю социального дна своего времени), потому что именно проблемы самых незащищенных слоев населения, выявление язв общества  волнуют и Роулинг. Еще в романе «Случайная вакансия» (одна из тяжелейших книг, которую я читала в своей жизни) показан такой «не сказочный» взгляд на отношения подростков и их родителей, что дрожь пробирает. Самые разные люди не могут наладить отношения с детьми, находящимися в «трудном возрасте», и испытывают чуть ли не взаимную ненависть друг к другу.

Дж. Роулинг – тонкий психолог, она отразила разные виды подростковой агрессии, неврозов, психических отклонений людей в разном возрасте. В ее детективном творчестве именно знание реальных проблем самых низших слоев страны (наркоманов, алкоголиков, проституток, разных видов маргиналов) и тонкий психоанализ позволят достичь успеха у тех взрослых людей, которые фэнтези предпочитают реализм.

Я лично считаю, что жанр фэнтези в искусстве (литературе, кино) в наше время представлен в таком объеме, что чуть ли не вытесняет реалистические произведения (хотя когда-то пропорциональное соотношение было иным), а я ЗА возвращение «моды на реализм».  Пресыщение тем или иным жанром всегда приводит к тому, что чаша весов склоняется в другую сторону.

Корморан Страйк – своеобразный образ частного детектива. В его жизни переплелись люди из разных миров. Мать была фанаткой известного эстрадного музыканта (в книге ее называют «групи» - видимо, это девушки, которые хотели быть частью жизни своих кумиров)  и родила от него сына, которого он формально признает, но общаться с ним особо не хочет, а сам Корморан Страйк слишком горд, чтобы набиваться кому бы то ни было. У него не было нормальной семьи – мать считала это пережитком буржуазного общества и не заботилась о том, чтобы у ее детей (рожденных от разных мужчин) был уютный домашний очаг. Она меняла любовников, считала, что занимается духовными исканиями с некими избранными представителями человечества (в книге об этом написано с иронией). При этом сестра Страйка потом создала себе именно такой уютный домик с надежным мужем и детишками, а сам он, хотя ничего подобного никогда не имел, и не тосковал по этой красивой картинке. Он унаследовал материнскую страсть к приключениям и перемене мест, правда, реализовывал это иначе. Он пошел в армию служить в военной полиции, набрался опыта, стал ветераном войны, потеряв часть ноги (до колена), демобилизовался и решил попробовать свои силы в частном сыске, открыв детективное агентство.

Еще учась в колледже, он столкнулся с высокомерием детей из богатых титулованных семей, кастовостью общества и мир армии, в котором важны только твои личные заслуги, а не происхождение, был той средой, в которой он почувствовал себя уютно. Страйк самолюбив, но в то же время и самоироничен, способен отстраниться от ситуации и увидеть в ней смешное. Он никогда не становится карикатурой, у него хватает ума не впадать в пафос по какому-либо поводу. Немногословный, терпеливый, стоически переживающий свою инвалидность (ходить большие расстояния с протезом очень тяжело – это сильные боли и осложнения в сохранившейся части ноги), он живет очень скромно. И пытается забыть женщину, с которой шестнадцать лет поддерживал отношения. Автор с иронией замечает, что такие крупные брутальные мужчины, как Страйк, привлекают определенный тип женщин – нервических породистых… их можно сравнить с животными. Такой и была его возлюбленная – Шарлотта, взбалмошная аристократка. У них были запутанные отношения – они то сходились, то расходились, она ему истрепала все нервы, и родственники Страйка просто ее ненавидели, как, впрочем, и большинство окружающих. Добротой и милосердием Шарлотта точно не отличалась. Ей нравилось испытывать свою власть, играть людьми, в то же время у нее были редкие минуты откровенности, признания своих недостатков… Отношения со Страйком были смесью игры (будоражащей нервы ее самой и ее окружения, которое было в ужасе от ее выбора, считая его мезальянсом) и искренности.

Когда начинается первый роман из этой серии, Страйк порвал с Шарлоттой, при этом он психологически как бы «кровоточит», скрывая свои страдания и истерзанные нервы от других, об их романе говорится в прошедшем времени. У него появляется то одна, то другая секретарша из агентства по найму людей, они его по разным причинам не устраивают. Но не с его материальными возможностями капризничать, и он вынужден с ними сотрудничать. В тот день, когда к нему прислали Робин Эллакотт, для него началась новая жизнь.

Казалось, она создана для того, чтобы дать ему то самое ощущение уюта, о котором он и не думал, считая, что не это ему нужно. Молчаливая, умеющая слушать, наделенная незаурядной тонкой эмпатией (когда-то учившаяся на психолога, но не закончившая колледж), говорящая кратко и только по существу, послушная и беспрекословно выполняющая все его задания, Робин сразу же стала для него психологически комфортным человеком. Он воспринимал ее как на редкость толкового работника, при этом безотказного и не требующего прибавки к зарплате. У нее есть жених, Мэттью, с которым они знакомы с ранней юности, по сути, ее первый парень, и вместе они уже около десяти лет. Страйка это даже устраивает. Потому что он, пользующийся успехом у самых разных женщин (не только типа Шарлотты), не хочет сейчас новых отношений, ему нужен покой для восстановления душевных сил. И жених Робин – то самое препятствие между ними, которое этот покой обеспечивает.

Робин кажется девушкой среднего класса, воспитанной в приличной семье, окруженной всеобщей любовью. При этом ее сущность никто не знает и не хочет понимать. Всех устраивает та роль, которую она играет. И только Страйк довольно быстро разобрался в том, что она на самом деле собой представляет. Эта, кажущаяся с виду примерная пай-девочка, мечтает быть психологом-криминалистом, заниматься расследованиями, разгадывать загадки, идти на риск… От своей деятельности у нее дух захватывает. И она сама не замечает, как все больше и больше увлекается и начинает предпочитать свое дело всему, что раньше ценила, - отношениям с женихом (которому все это не по нраву), жизненным планам.

Страйк знакомится с Мэттью, женихом Робин, и поражается ее выбору. Да, он красивый парень, который, возможно, сделает в Лондоне неплохую карьеру. Но насколько же он тщеславен, эгоистичен и лишен подлинной глубины! Неужели Робин с ее прозорливостью не разобралась в нем, не увидела, что это пустоватый павлин и позер? Но позже он узнает один факт из ее биографии: в юности она пережила нападение и изнасилование. После этого ей пришлось бросить учебу, а Мэттью сохранил ей некую рыцарскую верность, морально поддерживая. И она чувствует к нему безграничную благодарность. Тогда история их отношений становится для него яснее.

Но в это же самое время и Робин предстоит неприятное открытие: оказывается, Мэттью в тот период «утешала» другая женщина, он больше года поддерживал с ней интимную связь, а перед Робин себя выставлял благородным героем. Впервые ей приходит в голову мысль о полном разрыве, но им все-таки удается помириться.

Отношения Мэттью и Робин, которые все больше и больше запутываются и приводят к охлаждению, разочарованию, злости она теперь воспринимает как помеху для своего профессионального роста. Страйк ее направляет на специальные курсы, чтобы она научилась основам сыска и стала его полноправным партнером. И это становится великим утешением для нее – ощущение, что она нашла свое призвание.

У Страйка и Робин  до поры до времени только профессиональные отношения, хотя по-человечески они очень друг другу симпатичны. Их взаимная привязанность растет медленно, постепенно, это не похоже на то, что в их жизни было раньше – отношения с людьми, которые совершенно их не понимали и пытались переделать на свой лад.

Каждый из них скрывает свои переживания. Страйк – проблемы со здоровьем (постоянные боли в ноге, когда он вынужден сам осуществлять длительную слежку, а попросить о замене некого, хотя он нашел и других сотрудников для своего агентства). Робин – панические атаки. Она пережила не только изнасилование в юности, но и страхи, связанные с тем расследованием, которое они вели вместе со Страйком. У нее бывает несколько таких приступов в день, но она боится сказать об этом – иначе ее отстранят от расследования, поднимут шум, и даже Страйк признает, что ей не надо этим заниматься.

Робин, разочарованная, все же не отменяет свадьбу и выходит замуж за Мэттью. И в этот момент Страйк осознает, какие на самом деле чувства он к ней испытывает, и как они долго созревали и росли. Но у него остается робкая надежда на то, что она, совершив ошибку, поймет это и исправит ее.

Они оба поддерживают безрадостные отношения (она с мужем, он – то с одной женщиной, то с другой), находя единственное утешение в совместной работе.  И особо трудная задача для автора – сделать так, чтобы читателям была интересна и частная, и служебная жизнь персонажей.


Рецензии
Здравствуйте! Я обожаю эти произведения- все о Корморане Страйке, читала только два, смотрела сериал.

Элина Шуваева   12.01.2020 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо, мне последний "Ослепительная белизна" показался больше про личную жизнь детективов, чем про преступление, надеюсь, следующий будет сосредоточен на главном сюжете.

Наталия Май   13.01.2020 12:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.