Умные и дураки

    
Устал Медведь от светлых и темных дел в лесу, решил отдохнуть. Зовет Льва. Лев, - говорит Медведь, - ты в наших краях явление новое, диво дивное, чудо необычное, к тому же, предводителем служил, там, у себя, как и я здесь. Ты посиди пока вместо меня, схожу в южных широтах погреюсь.
Лев думает, - когда еще такое предложение получишь. Опять же, откажешься – не пропустят в приличное общество, скажут: - Брезгует! Выбора нет, надо соглашаться. Ладно, - говорит, - побуду вместо тебя. Попробую разобраться в ваших краях с умными и дураками.
Лиса, - спрашивает Лев, - что умного слышно, говори. Ты знаешь.
Лиса хвостом поиграла, прикрылась от грозных взглядов, скромницей притворилась и отвечает: - Сколько дураков, столько проблем, умные предпочитают единое мнение. С дураками надо жить в мире, а то беды наживешь от их невинной простоты. Умные без дураков не могут, кто же их тогда умными назовет, а вот дураки сколько угодно жить одни могут. Выходит, дураки тоже себе на уме. Решили умных переманить: не отвечаешь на дурацкий вопрос – их полку прибыло.
Лев поднялся со своего места, топнул лапой и приказал: - Велеть умным помогать дуракам умное дело налаживать.
А что же, умные сами не смогут, - заинтересованно спросила Лиса, уставившись на Льва во все глаза.
Нельзя умным доверять, - зарычал Лев, - они сразу каждое дело по-своему передумают и ничего полезного от их непослушания не получится.
На всякого умного один дурак найдется, - мечтала вслух Лиса, - а вдруг дураки валом повалят в наш лес, посмотреть на страну обетованную.
Да, длиннее прямой дороги в думном деле не бывает, - горевал Лев, почесал гриву и позвал Зайца. – Заяц, - говорит Лев, - ты где? Будешь между умными и дураками кругами петлять. Узнай, что говорят. А то мало ли что.
Лиса, обратился повелитель к своей собеседнице, - ты у нас умница, чародейка. Заговоришь, сердце млеет, душа в небеса рвется. Чары, чары и все по - твоему выходит. Пока Заяц тоску разгоняет, поведай миру, скажи нам, кого в лесу умным величают?
Так что ж тут такого непонятного, - немного сконфузилась Лиса, польщенная вниманием Льва и его мнением о ее способностях, и немного нараспев продолжала, - Все великое с простого начинается. Только от великого до простого один шаг, а от простого до великого великое множество прыжков требуется. Вот и выходит: среди других слывет и такая маленькая правда, если жить научился, дело наладил, ноги носят без устали по всему лесу и днем, и ночью – стало быть, умен. Знает, какую травку раскусить и где воды испить.
Заяц побегал по лесным дорогам, попрыгал, порезвился, ягоды пощипал в глуши, где слышно самые далекие уголки, приходит и докладывает: - Дураки говорят надо как надо делать. Умные считают: надо делать правильно.
Надо делать по уму, - постановил Лев, а что еще говорят?
Заяц перевел дух и продолжал: - Дураки подсчитали и хотят умных к какому-нибудь делу пристроить, а то они их не прокормят.
Кто кого не прокормит, - уточнял Лев, - дураки умных или наоборот?
Заяц совсем смутился от ответственности, но бодро рапортовал: - Дураки еще не поняли, не решили точно, не могут взять в голову, а умные об этом не догадываются, у них нет сомнений. Умные хотят, чтобы все умные были, а дураки не поймут – зачем этак надо, ведь в дураках жить легче.
Сделаем так, - гаркнул Лев, - умный дело придумает, а как сделать – любой дурак догадается. Получится без дураков.
Заяц помялся и, испросив разрешение, добавил: - Если новых дураков не будет, старые заподозрят что-то неладное. Как же они без будущего? Дуракам обидно. Дурак без будущего, это уже не дурак.
Переделывать не будем, но учтем, - продолжал Лев. Назначим всех на работу так, чтобы никто не знал, что он делает, каждому новое дело дадим. Тогда все одинаковы будут и умные, и дураки. Умные будут учить умному делу, дураки – дурацкому. Все окажутся на своих местах и будут довольны и счастливы. И воцарится в лесу мир, покой и порядок. Да будет так. – Лев топнул несколько раз двумя лапами в знак важности принятого решения. – Наш герой – не дурак! Не будем вспоминать про дураков. А кто хочет в наш лес простачком-дурачком проскочить, пусть приходит на опушку, поостынет, отдохнет. Во сне ему наша красивая жизнь привидится. Потом на свою сторону с нашей стороны посмотрит и увидит: как хорошо живется там хорошим людям.   
Заяц, - крикнул Лев, - Заяц, сбегай, узнай: как отозвалось наше соображение в другом конце леса, в его затаенных уголках.
Заяц поспешил исполнить поручение, прибегает и говорит: - Дураки закручинились, сломали себе голову и почему-то решили, что морковка вся сгниет, если про них, про хороших людей, позабыть. И вообще, в крайнем случае, сбесится обещали.
Лева, подумай, сделай что-нибудь по-человечески, - взмолилась Лиса, лаская украдкой взглядом своего повелителя.
Как же, - возмутился Лев, - Медведь вернется, диковин южных насмотревшись, скажет: - «Вы что, обезьяны что ли?» Зачем как у людей? Люди пусть думают, а звери дело должны делать, а не думать о чудесах. Вон свиньи со стороны за нами наблюдают, важные от близости с людьми, и норовят в наш лес свинью подсунуть. Что из этого получится? Будут ходить, хвалиться: - Мы у людей все знаем, мы самые умные и главнее дураков. Раздор!
Надо такое занятие придумать, чтобы интересно стало и умным, и дуракам, - решил Лев и задумался. «Никто никого понять не может, - думал он, - у них же ум за разум зашел, они же просто не в себе – Невсебеевы, а не умные и дураки. У них голова кругом пошла. Надо их вернуть с небес на землю». В раздумьях он пребывал недолго и постановил: - Сделаем так, будет у зверей проблема борьбы с общей бедой, со свинством, и наделим их мечтой – жить в лесу в свое удовольствие, не дрожать, не бояться, что тебя кто-то съест, особенно у водопоя. Пусть уважают и любят друг друга не только Заяц Зайчиху, но и Лиса Волка. Так будут и Волки сыты, и куры целы. Закончил речь, и к нему протянулась мохнатая лапа Медведя.
Правильно говоришь, - рассудительно и басовито поддержал беседу Медведь, расположившись на свободном кресле около Льва, - вот что значит перемена мест. Я вот тоже в далеких краях поистаскался, тосковать начал. Меда нигде не найдешь и поговорить не с кем. Все незнакомые. Хорошо земляков встретил, с ними и путешествовал. Коллектив – большая сила.
Оставайся в нашем лесу, - продолжал Медведь, - будешь за личную жизнь зверья, за всеобщее согласие отвечать и друзей своих из дальних стран зови.
Умные дураков поймут, дураки до ума дойдут, и воцарится в лесу покой и порядок, и будет лес щедрым домом с богатым хозяйством. Благополучие, счастье, красота, одним словом, и морковка не загниет. Как следует и правильно: и левой, и правой, а не кривой лапой дела делают.
  Да, вот еще: - Привет от обезьян. Обезьяны придумали для тебя дело. Они заметили: все звери себе на уме, бегают, соображают, живут, одним словом. А вот сказать, что они думают, ни вслух, ни потихоньку не могут. Не могут понять, что думают. Это их огорчает. Просят тебя, Льва, заняться этим делом: мысли их потайные выслушать, вынюхать и помочь им, зверям, понять их и произнести. Много пользы будет, - думается им. Что они тебя выбрали? – Не пойму. Наверно, ты заначку от всех прятать научился, поэтому все тайное понять можешь. Ты вот что,- поразмыслив немного, посоветовал Медведь, - попробуй заначку от себя устроить. Точно человеком сделаешься. Все обезьяны без ума от тебя будут, все твои!
Покумекаем еще, - согласился Лев. Поблагодарил за доверие, за беседу и удалился в свое жилище. Больше его никто в медвежьих краях не видывал. Через некоторое время дошли до здешних мест хорошие вести о его похождениях и преобразованиях в далеких заморских странах, на его родной стороне. Он нашел, сделал что-то такое, что возвысило его над стадом, временем и мирской суетой. Лев стал человеком среди зверей. Потом, на пенсии, он попал в зоопарк. Звери – артисты выступали перед зрителями, а ночью собирались на лужайке, куда их выводили погулять, и обсуждали прожитый день. Выступал и Лев со своими соображениями о пользе и вреде ума. Лев прихорашивал гриву, тряс головой и, усевшись на пенек, устремлял взгляд куда-то вдаль. Всем казалось, что он видит там то, что сокрыто от их понимания. То рассудительно, то нараспев он говорил.
Дураки бывают глупые и умные. Взялись за дело, взялись и не сделали, значит, глупые дураки. Умные дураки ничего не делают потому, что видят – ничего не получится из их начинаний, оттого нечего и начинать. Лодыри! Лентяи! Умные знают: надо что-то делать, иначе пропадешь. Берутся хоть за какое-нибудь дело с надеждой на успех, на победу в начинании, ведь делают с Умом. Ум видит, что от начинаний умного может быть польза. Что-то получится, останется такое невообразимое, что ему, Уму, пригодится, понадобится в деле. Умные по сути делятся добычей с Умом, вот и имеют успех их начинания. Конечно, им не жалко добычи, ведь ума у них хоть отбавляй. Хорошо это для них или оборачивается бедой – вопрос другой, но дело идет вперед. Лев каждый раз долго говорил, был в меру эмоционален и сдержан одновременно и всегда у него получалось в результате умозаключений, что как-то все глупо выходит. «Ну и дураки же мы все» - казалось, сорвется сейчас у него с уст, но сказать так вслух он стеснялся. Он вспоминал подарки зрителей, содержательный обед, разнообразие ужина, опять же, про заначку и, почесав затылок, приходил к выводу, что день прожит с Умом, и вполне можно спокойно жить до утреннего завтрака.
Звери долго думали, как помочь его горю, и решили направить Льва к людям, чтобы он поближе узнал их проблемы и разрешил свои. Лев обещал сделаться смирным, добрым товарищем и не пугать людей грозным видом. Ошейник он носить отказался. Что же он, собачка что ли какая, на веревочке ходить. Согласился с бантиком на шее и хвосте. Экзотическая прическа роскошной гривы и блистающий пояс окончательно приближали его к современности. Лев выучился ходить на двух ногах, довольно долго дружил с людьми и выяснил, что главное у них не ум, а деньги. Выходит, его гениальная догадка о заначке нашла свое воплощение в жизни. Деньги, по его мнению, не что иное, как заначка.  Денег много - здоровяк, зачислят в хорошие люди, сделают своим. Все дозволено, а дурак или умный все равно. Люди любят играть в деньги, - заметил Лев, - это их основное занятие. Многие люди помнят: была когда-то огромная страна и всем в ней жилось хорошо, привольно. Другие люди утверждают, будто в той стране все были нищие. Теперь же, сих точки зрения, стало правильно: они стали богатые господа, а все остальные нищие, падаль. Возмутило это Льва, странно как-то получается: выходит, все люди умные, а тоже умные и дураки получаются, расслоение мнений. Это что же, они вроде как едят друг друга по его, «Львиному», пониманию сути дела. Нет! Он, Лев, никогда не вкушал своих друзей, и больших и малых тем более, и никогда не делал из них заначки для пропитания.   
Кроме этой забавы, нашел он много других удивительных увлечений человечества. К примеру, придумали бессмертных. Живет себе человек, вроде, как все. Со временем замечают окружающие, что человек этот совсем не изменяется. Не старят его годы, беды и невзгоды стороной обходят. Молод, здоров, весел – не унывает человек, не знает усталости и печали. Присмотрелся Лев, а людей таких тьма, только все разного возраста. Подрастает один, идет на работу основного, которого все знают, уважают, ценят. Красиво живет, имеет много денег, много больше, чем, если бы без уважения также трудился. Выгода. Дальше следующий на это место становится, и молчок! Никто ничего не знает, а того, кто ушел, его скоро и не узнать будет, смешается с толпой.
Еще научились кровь высасывать из других людей. Подойдет такой кровопивец, как заорет на кого-нибудь, у бедняги кровь стынет, сердце в пятки ушло. Так кровопивец всю суть его ума себе присваивает, все богатство ума и души, благоухание чувств к нему переходит. Много денег получается от такого увлечения. Со всех сторон по чуть-чуть, вон сколько выдумок выходит за день-деньской, а оттого польза большая и денег не счесть ему, кровопийце. Это больше у бедных случается, когда на них орут кто покруче.
Обнаружил Лев место насиженное, теплое, благодатное. Это у богатых. Сядешь на него, сразу ума прибывает. Светло, хорошо в голове, а мысли так и крутятся, а богатство со всех сторон так и стекается, прямо в руки, в закрома твои. Система! Красота! Мир под руками, хозяин жизни. Ох, и тузят друг друга люди, чтобы на такое место пробраться, завладеть счастьем человеческим. Хотел было Лев простым человеком прикинуться, узнать, как ему пофартит в этой жизни. Не тут-то было. Тайна великая! Его, Льва, и у людей чуть на видное место не выбрали, повозку ихнюю тянуть. Нечего пассажира истории из себя изображать. Умный все же, видать Лев. Умные должны историю творить. Умных много надо на земле. А пассажиры советы умные подают. Со стороны-то оно виднее всегда. Так история творится.
   
 


Рецензии