Рембрандт. Учёный за рабочим столом

     Два Рембрандта из коллекции Ланцкоронских.

     Рембрандт.Учёный  за рабочим столом , 1641 г., Королевский замок в Варшаве.
 масло, размеры доски : 105,7 ; 76,4 см.

    Рембрандт Девушка в картинной рамке , 1641, Королевский замок в Варшаве
    
     Обе варшавские картины Рембрандта написаны в 1641 - 1642 годах на тополиной доске, что весьма редко для этого художника, который предпочитал работать на холсте. Ван де Ветеринг с уверенностью заявил, что доски для картин были сделаны в мастерской Рембрандта и манера письма безусловно его. Любопытно, что картины Рембрандта из королевского замка фигурировали и под названием "Еврейская невеста" и "Отец еврейской невесты". В музейных описях картины эти соединены скорее просто традиционно, поскольку даже в самые тяжелые моменты своей жизни они никогда не разлучались. У этих полотен давняя драматичная история, несколько веков связывают их с Польшей.

     В отношении картин из коллекции Ланцкоронских сомнения возникали часто. Оба полотна приобрел Станислав Август Понятовский по случаю распродажи берлинской коллекции графов Камеке примерно в 1769 году. Картины были написаны в 1641 году, и в XIX веке многие считали их парой (панданом), изображающей отца и дочь. Отсюда другая версия названия: «Еврейская невеста» и «Отец еврейской невесты».

       Дальнейшая судьба этих картин примерно такова: после отречения Станислава Августа часть картин — вместе с самим королем — оказалась в Петербурге. Затем она перешла в собственность Марии Тышкевич, а позже разошлась по разным польским аристократическим родам. Рембрандты достались Казимежу Жевускому, а от него их унаследовали Ланцкоронские.

       После Второй мировой войны полотна хранились в одном из австрийских замков, а позже в банковском сейфе в Швейцарии. Исследователи не имели к ним доступа, пока Каролина Ланцкоронская в 1994 году не подарила семейную коллекцию королевским замкам в Варшаве и Кракове.

     Эта краткая предыстория во многом объясняет, почему голландские исследователи, отвечающие за каталог картин Рембрандта, с такой легкостью вычеркнули ланцкоронские полотна. Ведь на момент составления каталога обе картины уже много лет пребывали в хранилищах швейцарского банка. Их оценка проводилась на основании одной единственной архивной фотографии.

      Когда произведения наконец были извлечены на свет и переданы королевским замкам в Кракове и Варшаве, появилась возможность провести тщательную экспертизу. Поначалу меньше сомнений вызывал «Ученый за рабочим столом».

      Исследователи указывали на его связи с другими выдающимися произведениями Рембрандта, прежде всего с «Автопортретом» 1640 года из собрания Лондонской Национальной галереи. Похожее задумчивое выражение лица исследователи обнаруживают и в других несомненно рембрандтовских произведениях 1627-30 годов (в частности, картинах «Апостол Павел» из Штутгарта и Нюрнберга)

Если и этих совпадений недостаточно, то есть еще…борода старца, которая, как выясняется, может служить главным аргументом в пользу подлинности картины. Вот что о ней писал Антоний Земба:

     "Именно так нарисована борода «Старца»: по-настоящему мягкая и пушистая, на вид свободная, написанная легкими мазками, а на самом деле выполненная очень тщательно, выписан каждый волосок, передана ее объемная симметричная «укладка». Борода ухожена, выразительно уложена, смоделирована с помощью света и тени. Это не та борода старцев, какие рисовали ученики и последователи Рембрандта; в ней нет никакой живописной неряшливости, пористости или взъерошенной неухоженности. (Antoni Ziemba «Obrazy Rembrandta w Polsce»).

 О КАРТИНЕ.

  На картине мы видим учёного,который занят  написанием книги, лежащей на деревянном столе.Его лицо с высоким лбом, большими темными глазами, очень наклонными бровями, густыми седыми волосами и слегка выраженными морщинами. В правой руке он держит ручку.
 
         Мужчина одет в толстое коричневое пальто, его голова покрыта шляпой, типичной для евреев 17-го века в Голландии .На шее  позолоченная цепь . Портрет написан  в коричневых тонах.  Фон портрета  слегка подсвечен снизу. Потоки света освещают три места: страницы книги, лицо и частично руку, ожерелье и перо.

     «Рембрандт блестяще заметил и запечатлел момент, когда взгляд мудреца на мгновение отрывается от страниц книги, развернутой перед ним и направлен в пространство. Его наряд  свидетельствует о том,что он из зажиточного класса.
      
   Подвесная цепь и кольцо на пальце левой руки «имеют свои аналогии в изображениях пророков, библейских и древних мудрецов».  Листы находится на границе стола и  немного выходят за его края. Эта иллюзия глаза, расширяющая пространство изображения, очень характерна для искусства Рембрандта этого периода ».


Рецензии