Кому дохлую акулу?

О не купленной акварели и современных ценностях

Лет пять назад на сайте одного интернет-магазина понравилась мне акварель. Реклама извещала, что семья из Великобритании продала (или продает – уже точно не помню) часть наследства (и эту акварель тоже).  Деньги у меня тогда были, и я решил приобрести картинку, как работу талантливого дилетанта и артефакт английского искусства конца 19-начала 20 века.
Но видно менеджеры интернет-магазина «пожадничали» и решили для увеличения цены приписать авторство одному (довольно известному) английскому художнику. Однако, как говорится, «прокололись на мелочах» - даты жизни этого художника не совпадали с датировкой работы, а сведений о других английских художниках с таким же именем в справочниках и на просторах интернета отсутствовали. Все это я выяснил довольно быстро и  начал задавать вопросы менеджерам. Сначала они со мной переписывались и обещали «вот-вот» прислать дополнительную информацию об авторе и о работе и даже какие-то «атрибуционные материалы». Но когда поняли, что «втюхать» мне эту акварель под чужим авторством не получился, переписку прекратили, а акварель убрали с витрины интернет-магазина. Думаю, что потом ее все равно кому-нибудь (менее разборчивому) продали. Может быть другого автора «подыскали» этой работе. Одним словом ту акварель я не купил (и вообще перестал заглядывать в тот интернет-магазин), но историю не забыл.
Почему  вспомнил про ту акварель сегодня? Полагаю, что она действительно написана в Англии в начале 20-го века каким-то любителем. Хранилась ли работа в семье автора или была подарена/продана и «ждала своего часа» мне не ведомо. Но прошло больше ста лет и работу продали. В ином случае она бы не попала в  интернет-магазин.
А вспомнил,  потому что прочитал послание легендарного Президента Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирины Александровны Антоновой, опубликованное в 2017 году. Найти его можно на многих сайтах (для примера https://www.liveinternet.ru/users/5876790/post422054685 ).
И.А. Антонова пишет там о многом, и в том числе о том, что  «консервированные акулы и овцы — это не художественная форма. Это жест, высказывание, но не искусство».
Я написал свой ехидный комментарий под публикацией (в стиле агрессивной рекламы и дурацкого маркетинга): «Акула! Кому акулу в формалине? В кухню, в спальню, в столовую на стену! Акула старая -  цена высокая,  Акула дохлая - уже разлагается»...
Скажите, сколько людей с нормальным, а не извращенным восприятием, готовы повесить на стены спальни, гостиной или столовой что-нибудь подобное  «разлагающейся акулы в формалине», «матраса, вымоченного мочой, с приклеенными на него использованными презервативами»? Сколько людей готовы в домашних (дачных) интерьерах или в личных музеях и галереях разместить обычный унитаз, как  некий «арт-объект»? Про консервные банки с каловыми массами художника  я уже и не говорю…  Это «еще тот высокохудожественный объект» «с особыми вкусовыми свойствами»...
 И сколько людей с нормальным восприятием повесят акварель художника-любителя в своем жилище?
К чему я пишу об этом? Хорошая акварель (рисунок, гравюра  и т.п.) или живопись,  даже выполненные любителями, и через сто лет не потеряют своей ценности. Банка с дерьмом или гнилостные остатки акулы, через век вряд ли сохранят свою ценность (денежную или «художественную).
Так может лучше сегодня по приемлемым (а часто вообще «смешным») ценам купить работы современных авторов и радовать себя и близких, воспитывать чувство прекрасного у детей и внуков?  Совершенно не имею ввиду, что это должны быть только произведения реалистического искусства – это может быть абстракция, символизм, неоромантизм и любой  другой стиль или направление. Полагаю, что важным фактором является то, что художник в работу вложил мастерство и душу, а не «наложил своего дерьма в баночку» или не выплеснул его на холст или бумагу.
Интернет позволяет выбрать произведение настоящего искусства или декоративно-прикладную работу «по душе»,  из любого региона мира, любого направления и автора.
Мой призыв – покупайте работы современных художников – через сто лет цена на них повысится. И это мнение сегодняшнего дня подтверждается историей искусства и его продаж.
P.S. Свою коллекцию современной графики и живописи собираю более 30 лет… Почти все куплено в мастерских…


Рецензии