Предназначение Человека

***
09.11.2019г.

Для чего мы, в мир приходим?
Для большой, святой Любви!!!...
Свет мы, в Истине находим,
Чтоб встречать Восход зари...

Чтобы в Счастье - жили дети,
Радость знали - старики...
Чтобы мир - был на планете,
Вера нам была с руки...

Чтоб, Надежда - побеждала,
Все - печали и тоску...
Состраданье помогало,
Не вгоняло бы, в доску...

Чтобы Счастье - на планете,
Было искренним, простым...
Не страдали - семьи, дети,
И не нужен был - *калым...

А.В. Козак

Планета Солярис - Океан Сознания http://www.proza.ru/2015/06/18/1629
Притча о Сеятеле http://www.proza.ru/2012/01/31/1727

Ода Любви в 3-х частях. http://www.stihi.ru/2015/09/12/10035
Душа с Душою говорит. http://www.proza.ru/2011/05/31/1413
Свобода. Песня Души и Духа http://www.proza.ru/2012/11/21/1450
Земля - Космический корабль http://www.proza.ru/2016/05/21/142
Медитативная лирика. Чистый лист бумаги http://www.proza.ru/2011/04/19/1455


*Калым, или калын (тюрк. qal;m — букв. «плата за невесту») — плата; выкуп, уплачивавшийся первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту. Согласно устаревшим к настоящему времени представлениям эволюционистов XIX в., калым возник в период разложения материнского рода и смены матриархального брака патриархальным браком.

Калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. По современным представлениям калым наравне с приданым являлся вкладом двух родов в формирование общего имущества будущей семьи. Был распространён у многих племён и народов мира, в настоящее время в цивилизованных странах сохраняется только в виде ритуализированной инсценировки. Коммунистические идеологи критиковали калым, указывая на то, что большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам.

В России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Казахстана, Сибири и Кавказа.


Содержание
1 Калым в Российской империи
2 Калым и махр

Калым в Российской империи

Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян. По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду.

Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в «Этнографическом обозрении» 1891 г., № 4). В восточной губернии сохранился и сам обычай уплаты калыма под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу.

Первоначально калым обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец, поступал в полную собственность последней.

У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте.

Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин — ирад (осет. ир;д), у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори. Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.

Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки.

В Осетии таугарцы платили родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывали в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывали в накях только 50 р., у осетин же христиан родители брали весь выкуп в свою пользу.

У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. калым или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры (20 фунтов пшеницы, 1 рубль денег и т. п.), при которой акт платежа калыма имеет уже скорее характер символического обряда.

У башкир калым существовал до принятия ислама. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственный и бытовые предметы. В XIX веке преобладал денежный калым. Размер калыма зависел от социального и материального положения сторон и составлял от 150 до 1500 рублей.

Для совершения бракосочетания достаточно было внести определённую часть калыма, оговоренную при сватовстве и необходимую для проведения свадьбы (скот для свадебного угощения, свадебная одежда для невесты, подарки).

До уплаты всей суммы калыма невеста (жена) оставалась в доме отца. По обоюдному согласию сторон муж мог забрать жену к себе по уплате половины калыма. Иногда отец мог вернуть свою дочь до полной уплаты калыма.

В свадебной церемонии с передачей калымного скота связан особый обряд (;aлын алыу, ;apшы туй, ;aлын алырга барыу). Его проводили в доме жениха после бракосочетания и главных свадебных торжеств (в С.-В. и В. Башкирии и в Зауралье до бракосочетания, через 15-20 дней или 2-3 месяцев после брачного сговора).

По ритуалу родственники невесты должны были поймать калымный скот (;aлым малы), уплатить выкуп за каждую голову полученного скота и др. В несостоятельных семьях практиковалась отработка калыма в хозяйстве будущего тестя или тёщи. Калым у башкир бытовал и в начале XX века.

Калым и махр
Основная статья: Махр

В исламе понятие калым не является выкупом за невесту её семье. Это подарок жениха невесте в виде приданого, которое остаётся в её распоряжении и после свадьбы (а в случае последующего развода — и после развода) — махр. Сура 4 «Женщины» Корана говорит: «Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи».

Однако во многих частях исламского мира, в частности у тюрков, калым продолжает рассматриваться как выкуп за невесту её семье. При этом согласие невесты на передачу калыма её семье не спрашивается или носит формальный характер.


Рецензии
Человек приходит ,чтобы поесть попить пошалить и чик в ящик , под крышечку. Все остальное это лукавого, для форсу в красивых словах. А ишо обмануть ближнего, но и не забыв про дальнего. Ибо дальний возрадуясь приблизиться и обманет тибе трижды

Игорь Цветков   09.11.2019 20:37     Заявить о нарушении