Предназначение Человека
09.11.2019г.
Для чего мы, в мир приходим?
Для большой, святой Любви!!!...
Свет мы, в Истине находим,
Чтоб встречать Восход зари...
Чтобы в Счастье - жили дети,
Радость знали - старики...
Чтобы мир - был на планете,
Вера нам была с руки...
Чтоб, Надежда - побеждала,
Все - печали и тоску...
Состраданье помогало,
Не вгоняло бы, в доску...
Чтобы Счастье - на планете,
Было искренним, простым...
Не страдали - семьи, дети,
И не нужен был - *калым...
А.В. Козак
Планета Солярис - Океан Сознания http://www.proza.ru/2015/06/18/1629
Притча о Сеятеле http://www.proza.ru/2012/01/31/1727
Ода Любви в 3-х частях. http://www.stihi.ru/2015/09/12/10035
Душа с Душою говорит. http://www.proza.ru/2011/05/31/1413
Свобода. Песня Души и Духа http://www.proza.ru/2012/11/21/1450
Земля - Космический корабль http://www.proza.ru/2016/05/21/142
Медитативная лирика. Чистый лист бумаги http://www.proza.ru/2011/04/19/1455
*Калым, или калын (тюрк. qal;m — букв. «плата за невесту») — плата; выкуп, уплачивавшийся первоначально роду, позднее — родителям или родственникам невесты; разновидность калыма — отработка за невесту. Согласно устаревшим к настоящему времени представлениям эволюционистов XIX в., калым возник в период разложения материнского рода и смены матриархального брака патриархальным браком.
Калым являлся компенсацией роду невесты за потерю женщины-работницы и имущества, которое она уносила в род мужа. По современным представлениям калым наравне с приданым являлся вкладом двух родов в формирование общего имущества будущей семьи. Был распространён у многих племён и народов мира, в настоящее время в цивилизованных странах сохраняется только в виде ритуализированной инсценировки. Коммунистические идеологи критиковали калым, указывая на то, что большой размер калыма затруднял вступление в брак мужчинам-беднякам.
В России в прошлом калым существовал у некоторых народов Средней Азии, Казахстана, Сибири и Кавказа.
Содержание
1 Калым в Российской империи
2 Калым и махр
Калым в Российской империи
Корни этого обычая кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт существования его в ту или иную эпоху может быть установлен для всех народов, не исключая и славян. По мере того, как другие формы заключения брака вытесняли у того или другого народа покупку невест, выкуп сводился к одному лишь символическому обряду.
Так, в малорусской свадьбе символический обряд выкупа невесты играет едва ли не первостепенную роль (ст. Охримович в «Этнографическом обозрении» 1891 г., № 4). В восточной губернии сохранился и сам обычай уплаты калыма под именем кладки, запроса, настола, столовых денег, поневестных; но деньги эти обыкновенно идут на приданое и на свадьбу.
Первоначально калым обращался в исключительную пользу родителей или родственников невесты, затем он стал делиться между ними и самой невестой и наконец, поступал в полную собственность последней.
У различных народов России существуют все эти три формы. Так, у бурят калым поступает всецело в пользу родителей невесты. У башкир часть калыма принадлежит невесте, которая может вытребовать его судом, но обыкновенно принято оставлять его отцу. У ахалцихских армян калым (хаасен) всецело обращается на приданое невесте.
Обычай продажи невесты распространен среди горских племен Кавказа, где плата за невесту называется у черкесов калым, у осетин — ирад (осет. ир;д), у ингилойцев — мелче, у аварских горцев — могори. Вопрос о размерах калыма имел здесь большое значение, так как при чрезмерной высоте его многие вынуждены прибегать к тайному и насильственному увозу женщин, а это при господстве обычая кровной мести частью влечет за собою кровавые столкновения между целыми родами.
Поэтому общественные власти стремились установить максимальный размер калыма. Так, в 1866 г. собрались во Владикавказе представители трёх сословий Северной Осетии и установили норму калыма в 200 рублей; в 1879 г. депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму калыма в 105 р., а равно определили размеры свадебных угощений и постановили подвергать штрафам родителей невесты, принявших по уплате калыма какие бы то ни было подарки.
В Осетии таугарцы платили родителям невесты только 100 р., а другие 100 р. родители, согласно постановлению шариата, записывали в пользу невесты в накях (брачный контракт), чтобы в случае развода она могла получить эти деньги в свою полную собственность. Другие осетины-мусульмане записывали в накях только 50 р., у осетин же христиан родители брали весь выкуп в свою пользу.
У дагестанских горцев, лезгин, салатавцев, андийцев, койсобулинцев, дидойцев и др. калым или совершенно пал, будучи заменен кебин-хакком, то есть брачным договором, которым жених обеспечивает невесту на случай своей смерти или развода, или же дошёл до минимальной цифры (20 фунтов пшеницы, 1 рубль денег и т. п.), при которой акт платежа калыма имеет уже скорее характер символического обряда.
У башкир калым существовал до принятия ислама. В состав калыма входили скот, деньги, украшения, ткани, хозяйственный и бытовые предметы. В XIX веке преобладал денежный калым. Размер калыма зависел от социального и материального положения сторон и составлял от 150 до 1500 рублей.
Для совершения бракосочетания достаточно было внести определённую часть калыма, оговоренную при сватовстве и необходимую для проведения свадьбы (скот для свадебного угощения, свадебная одежда для невесты, подарки).
До уплаты всей суммы калыма невеста (жена) оставалась в доме отца. По обоюдному согласию сторон муж мог забрать жену к себе по уплате половины калыма. Иногда отец мог вернуть свою дочь до полной уплаты калыма.
В свадебной церемонии с передачей калымного скота связан особый обряд (;aлын алыу, ;apшы туй, ;aлын алырга барыу). Его проводили в доме жениха после бракосочетания и главных свадебных торжеств (в С.-В. и В. Башкирии и в Зауралье до бракосочетания, через 15-20 дней или 2-3 месяцев после брачного сговора).
По ритуалу родственники невесты должны были поймать калымный скот (;aлым малы), уплатить выкуп за каждую голову полученного скота и др. В несостоятельных семьях практиковалась отработка калыма в хозяйстве будущего тестя или тёщи. Калым у башкир бытовал и в начале XX века.
Калым и махр
Основная статья: Махр
В исламе понятие калым не является выкупом за невесту её семье. Это подарок жениха невесте в виде приданого, которое остаётся в её распоряжении и после свадьбы (а в случае последующего развода — и после развода) — махр. Сура 4 «Женщины» Корана говорит: «Отдавайте женщинам их калым (махр). Вы не имеете права на их калым. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи».
Однако во многих частях исламского мира, в частности у тюрков, калым продолжает рассматриваться как выкуп за невесту её семье. При этом согласие невесты на передачу калыма её семье не спрашивается или носит формальный характер.
Свидетельство о публикации №219110901022
Игорь Цветков 09.11.2019 20:37 Заявить о нарушении