Бусины событий

Что - наша жизнь?  Игра! 

                Чья игра – наша жизнь?
 
Жизнь состоит из бусин событий, нанизанных на нить времени. Большинство бусин мало чем отличаются друг от друга, но некоторые - незабываемые!

     Я учился тогда на дневном отделении Ленинградского Электровакуумного техникума при заводе "СВЕТЛАНА". После окончания второго курса техникума нас трудоустроили на заводе лаборантами, на неполный рабочий день. Мой лучший друг - Саша Фридман попал в  цех № 8, а я с Володей Вербицким - в ОКБМ. С утра мы приходили на работу, а после обеда шли на лекции в техникум, который мы сами же и строили, то есть нас использовали в качестве подсобных рабочих. Начальником нашего отдела был Владимир Кунин, и он же вел у нас в техникуме курс "Автоматизация производства". Сначала нам давали чертить элементы обшивки оборудования и несложные детали, а потом доверяли делать деталировку. Через год меня привлекли к разработке автомата по разбраковке транзисторов. Мне поручили разработать малогабаритный блок памяти на феррит-транзисторных ячейках и изготовить его. Я составил список комплектующих деталей и предъявил его начальнику своего отдела. Когда он узнал, что я прошу у отдела комплектации столько резисторов, транзисторов и прочих элементов, сколько их на электрической схеме - он снисходительно улыбнулся и посоветовал увеличить в два раза числа в графе "Количество", потому что бухгалтерия обязательно сократит их в два раза, «по обыкновению».
И, действительно, разрешено было получить в отделе комплектации только половину от затребованного количества деталей. Это был первый случай, когда я столкнулся с " неписаными правилами". Зато для работы мне выделили отдельную комнату, метров 20-30, с различными радиоизмерительными приборами и другой аппаратурой.
     Совсем другие порядки были в Вычислительном Центре Академии наук, где я проходил преддипломную практику. Там, в лаборатории, разработавшей ЭВМ "Наири", в свободном доступе были кассы с радиодеталями, "бери" - "не хочу".
В то время, я спроектировал магнитофон с трёх - моторной лентопротяжкой, и начал его изготовление с помощью отца и его брата - дяди Бори. Дядя работал на «Металлическом заводе имени ХХII партсъезда» и был отличным токарем, а отец был слесарем-лекальщиком высшего разряда. Проектно-конструкторскую работу и монтажно-сборочную я выполнял сам. Были трудности с приобретением радиодеталей, и однажды я был «наказан» за применение электролитического конденсатора на недостаточно большое рабочее напряжение. Во время испытания магнитофона произошёл взрыв конденсатора, и все его внутренности покрыли хлопьями монтажные платы и лентопротяжку. Грохот был такой, что потом звон в ушах стоял некоторое время.
Нечто подобное произошло через пару лет, когда я служил в армии. Во время испытания транзисторного усилителя низкой частоты, у меня под носом взорвался танталовый конденсатор на 400 микрофарад. Металлическая болванка – донышко просвистела, не задев меня. Но вдохнув, непроизвольно, облако ядовитого газа, я потерял не только дар речи, но и возможность дышать из-за жуткого спазма лёгких. Слава Богу, не навсегда.
А ещё был случай во время службы, я чуть не глотнул «растворителя», когда с помощью резинового шланга наливал в баночку из канистры эту ядовитую жидкость методом «отсоса». Долго потом я отплевывался, но – всё обошлось.
Очень яркое воспоминание в моей памяти осталось после того, как я закоротил отвёрткой две фазы! Отвёртка – расплавилась, а я – ослеп на некоторое время. Контакты розетки для подключения электроплиты – тоже оплавились. Через пару дней пришёл электрик менять розетку, и тоже не отключил на щитке электропитание квартиры. На этот раз – ослеп электрик.
Не надо думать, что все несчастные случаи происходят по недосмотру ангелов-хранителей. Наверное, у них есть запреты на оказание помощи в каких-то ситуациях, тем не менее, каждый человек, наверное, может вспомнить случай, когда помощь ему была оказана Высшими Силами.
Однажды, во время блокады, мой отец стоял на трамвайной остановке в ожидании трамвая, чтобы ехать на завод. Начался артобстрел, а фашисты, обычно, приурочивали обстрелы к пересменкам рабочих, когда народа на улицах больше становилось. И вот, осколок немецкого снаряда пробил козырёк папиной кепки и вонзился в землю у ног моего отца, не задев его.
Однажды, весенним ветреным утром, я шёл на работу по Баррикадной улице. Вдруг позади меня раздался грохот! Оборачиваюсь. В шаге от меня, рухнул, сорванный ветром с крыши, лист кровельного железа!
Обычно, в таких случаях, мы говорим: «Повезло! Чудо!» А может быть это и есть -  проявление Высших Сил? И это – когда мы Их ни о чём и не просили!

                Одиночество.

Всё меньше становится людей, которым можно задать вопрос: «А помнишь?». Они уходят в иной мир, но остаются в нашей памяти. Иногда, нам это дорого, и мы стараемся сохранить нашу память о прошлом на материальных носителях в виде записей, рисунков, фотографий, вещей, сделанных руками тех, кого мы помним, или вещей, которыми пользовались люди, о которых мы хотим помнить и, главное – передать потомкам память о событиях прошедшего времени.
Всё меньше становится людей, которым  интересно услышать от вас: «Я помню … ». Многим кажется, что будущее настолько важнее прошлого, что о прошлом не стоит вспоминать. Может быть потому, что растёт гора их собственных воспоминаний, и песчинки воспоминаний о нас, со временем, в ней теряются? Сокращается количество общих проблем, дел, контактов, и доля общих воспоминаний.
И только, когда личное будущее становится ощутимо меньше прошлого, человек всё чаще оглядывается в прошлое, иногда с удивлением замечая, что ему становятся интересны люди и события прошлого времени, которые казались обыденными и поэтому, малоинтересными.
Вот и получается, что растёт наше одиночество, со всеми, вытекающими из этого последствиями. И, если нельзя бороться со временем, то надо бороться с одиночеством!
Основа развития – единство и борьба противоположностей. Покой, это – смерть. Силы растут, только при их перенапряжении в разумных пределах.
Вот мы и возвращаемся к извечному вопросу о разуме. Большинство людей считают себя разумными, а некоторые, только себя, но пределы у всех разные, определённые Высшими силами.
Мы удивляемся проявлениям разума у животных, птиц, и даже рыб, считая себя носителями высшего разума. Некоторые люди склоняются к тому, что проявления разума есть во всём, что нас окружает, и во всех, кто нас окружает. А может быть разум вовне нас, а мозг получает доступ к нему на разных уровнях в зависимости от Высших сил?


Рецензии