Безумная Грета

КАРТИНА МАСЛОМ: "БЕЗУМНАЯ ГРЕТА"


"БЕЗУМНАЯ ГРЕТА" - это не только сумасшедшая девочка наших дней, поднятая на щитах хозяев мира в знак свидетельства их полного владычества над умами людей планеты — это еще и картина известного фламандского живописца 16 века ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО. Картина непростая – с подтекстом.


И, рассматривая ее, можно вполне понять насмешку нынешних монополистов над тупостью простых людей, которые приняли "разъяренную Грету из Нидерландов" всерьез. В действительности, эта "злая девочка" -  всего лишь ЗНАК НАШЕГО ВРЕМЕНИ, его МАРКЕР. И означает он БЕЗУМИЕ, которое уверенной поступью штурмует все сферы нынешней жизни. И, прежде всего, политику.


Однако вернемся к самому символу - к картине Брейгеля и истории ее создания.
 

Жизнь художника протекала в столь же трагическую эпоху, как наша: во дни испанского завоевания, когда жадные колонисты грабили и распинали Нидерланды в буквальном смысле слова. Надо сказать, что эта страна была лакомым кусочком для ленивых испанских аристократов, которые возросли на ПРИВЫЧКЕ К РАЗГРАБЛЕНИЮ американских колоний, что помогло им угрохать экономику собственной страны. Отныне эти "крутые парни" больше ничего не строили и не развивали - они только уничтожали и изводили под корень. Уничтожив собственную страну, они принялись за богатые Нидерланды.


А, между тем, на этой земле рано начала развиваться промышленность. Там возникли первые капиталистические мануфактуры и строились морские суда. Процветали рыболовство и китобойный промысел. Большинство обычных тружеников были зажиточными и свободными людьми.


Земли им всегда не хватало. Поэтому они шаг за шагом отвоёвывали пространство у моря: отгораживали плотинами нужные участки и откачивали воду. «Бог создал море, а мы - сушу» - говорили нидерландцы. Их хозяйство, свободное от крепостничества, быстро развивалось. Нидерландские молочные продукты славились по всей Европе. Южные Нидерланды были известны своими сукнами. Значительная часть буржуазии во Фландрии и других южных провинциях вела с Испанией и Англией выгодную торговлю, ввозя оттуда шерсть. В Нидерландах находился главный торговый центр Европы 16 века - город Антверпен. В его гавани,  одновременно, стояло до 2 тысяч кораблей. Быстро развивались и другие портовые города.


Всему этому положило конец испанское владычество. В начале 16 века Нидерланды вошли в состав империи Карла V Габсбурга, а в середине 50-х годов полностью перешли под власть Испании, королём которой стал его сын - Филипп II. Испания, имевшая огромные колонии, сильную армию и флот, являлась могущественным, но непрочным государством без собственной экономики. Испанское дворянство, по сути, было шайкой грабителей.


Для вечно пустой испанской казны богатые Нидерланды стали сущей находкой.  Вот испанские феодалы и занялись грабежом страны. От непомерных налогов разорялись нидерландские промышленники и торговцы. Но хуже всего приходилось простым людям. Они лишались работы, имущества, превращались в нищих. Управление Нидерландами было передано испанским чиновникам. Даже с местными дворянами испанцы не считались. Испанская армия зверствовала. Над населением завоеванной страны буквально издевались. Преследовалась ее религия (протестантизм). Из самостоятельного, передового государства Нидерланды быстро превратились в жалкую колонию умственно отсталой феодальной Испании.


Беспримерное насилие иноземцев над гордым и трудолюбивым народом повлекло за собой повсеместные народные бунты, завершавшиеся показательными казнями. "Нарушители общественного спокойствия" наказывались так: мужчины - мечом и колесом, а женщины - погребением заживо в землю и огнем. Собственность же казненных конфисковывалась. Вот такими и предстают Нидерланды 60-х годов 16 века на трагическом полотне Брейгеля «Безумная Грета.*

________
* Если кто-то хочет иметь более полное представление о том времени, он может посмотреть изумительный по красоте фильм "Мельница и крест".
________


Однако Нидерландцы не желали мириться с таким положением вещей. Все чаще разгневанный  народ силой вырывал осуждённых к сожжению людей из рук инквизиции. Постепенно недовольство иноземным господством охватило зажиточных горожан и местных дворян. Начало вызревать всеобщее НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОССТАНИЕ ПРОТИВ ИСПАНСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА. Возглавили ее - Вильгельм Оранский, адмирал Горн и граф Эгмонт.*

________
* У Бетховена есть замечательная увертюра "Эгмонт", в который ярко передана красота ДУХА НАРОДА, восставшего против насилия.
https://youtu.be/8UKX5M67VnE
________


Война за независимость Нидерландов, известная как ВОСЬМИДЕСЯТИЛЕТНЯЯ ВОЙНА или НИДЕРЛАНДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1568—1648), стала краеугольным камнем и залогом ее нового будущего. Она воспитала людей и сделала их сильными. Затяжная война против Испании выковала новое государство - Республику Соединённых Провинций, и породила новых, уже не безумных, а сильных и преданных своей земле, легендарных героинь  — Кенау Хасселер и Магдалену Монс.


А что же картина? Главным её персонажем  стала героиня фламандского фольклора, штурмующая в порыве своего алчного безумия, ад. Безумная Старуха в Нидерландах до сих пор является символом алчности и порока. А ИМЯ "ГРЕТА" ВСЕГДА для нидерландцев ВОПЛОЩАЛО В СЕБЕ ЖАДНОСТЬ, АЛЧНОСТЬ И БЕССМЫСЛЕННУЮ АГРЕССИЮ, ВЕДУЩУЮ К ПОГИБЕЛИ.
_______________________

Надо сказать, что картина Брейгеля по силе своего воздействия равна фантасмагориям Иеронима Босха.  Ужас в ней нагнетается обилием всех оттенков красного и черного цветов – взрывами, пожарищами, черными знаменами и воронами, пирующими на мертвечине. Повсюду в панике и безумии снуют люди. А из пасти огромного гиганта с раскрытым ртом рождаются непонятные существа - помесь людей с животными и насекомыми - которые создают атмосферу грязного, инфицированного пространства, в котором и происходит безумное действие.


И в этой мерзости люди давятся и бьют друг друга. Они стремятся набрать как можно больше золота, которое является отходами жизнедеятельности страшного гиганта, поглощающего их жизнь.


Главным персонажем полотна стала гигантская старуха с мечом в руке и кинжалом за поясом, одетая в отрепья, поверх которых напялены испанские воинские доспехи. Она олицетворяет собой не только безумие общества, но и воинственное безумие захватчиков. И вот такая Грета - олицетворение искусственно созданного хаоса -  бежит гигантскими шагами со своей корзиной, наполненной золотом и серебром, прямиком в ад. У нее тупое и дикое лицо, выпученные глаза и бессмысленно разинутый рот. Брейгель сует в руки безумной Грете меч и нахлобучивает на ее больную голову военную каску, что делает ее до ужаса комичной. Неподалеку от неё, на мосту, происходит драка между столь же безумными женщинами.


Всё это – символическое изображение происходящего…


Ну, и напоследок, стоит, наверное, отметить, что в названии картины скрыт еще и дополнительный, "ядерный"  подтекст. Дело в том, что в 16 веке «Большой Гретой» называли гигантскую пушку, проламывающую своими ядрами крепостные стены городов. То есть, вскрывавшую их.


Рецензии
Очень удачное сравнение двух разруштиельниц порядка со старинной пушкой, которая - как и эти особы - умеют только разрушать...

Владимир Смолович   10.11.2019 12:18     Заявить о нарушении