Автостопом по Рязанскому краю. Брыкин Бор

Октябрь в этом году великолепен. Хочется отправиться в Крым, но нет возможности, поэтому можно заменить одну дальнюю поездку на несколько близких. Я ни разу не была в Брыкином бору. С него и начнем. "Вот как бывает…Где лета светлый миг?" - крутится песня Антонова в моей голове, когда я иду семь километров  по пешеходной дорожке вдоль шумной трассы на Солотчу. Место для прогулок не очень подходящее, но погода солнечная, и я никогда не гуляла по длинному мосту через Оку, на опорах которого нарисован синий якорь, белый парашют и крупная надпись: «ВДВ, морская пехота, 2013-2018 год, 2 батальон. 137 выпуск», а рядом: «Юля, выздоравливай!».
Уверенно голосую, повернув направо в сторону Спасска  за заправочной станцией, на которой четверо узбеков ведут какие-то ремонтные работы, таская брёвна и стругая доски.


Останавливается УАЗик.
— Автостопом довезёте до Спасска?
— Слово-то какое, автостопом…— отвечает седой мужчина в клетчатой рубашке, освобождая мне место, убирая свою сумку. — Только одно условие – я буду курить.
— Ну уж тут у меня нет выбора, — отвечаю я, пристёгиваясь и оглядывая кабинку, в которой по-походному не очень цивильно, словно он едет с рыбалки или охоты.
— Вы не рыбак?
— Нет, я предпочитаю тихую охоту, люблю грибы собирать. В этих местах много белых, подберёзовиков, а сейчас время подотавников или синеножек (серушек).
— Подотавники  так называют, потому что они растут в скошенной траве, под отавой?
— А кто его знает, похоже на то. А вы учительница?
—Да. На пенсии.
—Я в школе неугомонный был, плохо учился, не давалась мне учёба.
—А как вас зовут?
—Валера, — протягивает он руку мне. Познакомились. — Ну, рассказывай, не молчи, Татьяна.
—Я думаю, как сейчас в Крыму здорово.
— Я закончил Одесское училище милиции и работал по профессии.
После разговора по телефону сообщает, что довезёт до Ижевского,так как ему надо в Ижевское за керосином.


Проезжаем здание музея космонавтики.
— Здесь имеется ещё дом, в котором жил Циолковский. Я, правда, там ни разу не был.
Выхожу у старого двухэтажного строения из когда-то красного кирпича с четырьмя колоннами под новой зелёной крышей с православным крестом над куполом. Это Казанская действующая церковь, как сообщила мне женщина, проезжающая по перекрёстку на велосипеде.
По диагонали от храма располагается современное двухэтажное оранжевое кирпичное здание супермаркета с бюстом Ксении Куприяновны Петуховой, возвышающимся во знаменование  трудовых подвигов Героя Социалистического труда бригадира телятниц колхоза «Дело октября».

 
По длинной улице Циолковского с одноэтажными домиками с телевизионными тарелками антенн, белыми «Триколор ТВ» или красными  МТС, иду на посёлок Брыкин Бор. Поют петухи, ездят мотоциклы с колясками. Вот красный драндулет обнадёживает меня, догоняя, но сворачивает по узкому проулку в поле за деревянным домиком с открытым чердаком, полным прошлогоднего потемневшего сена. На противоположной стороне улицы у деревянного дома № 476 мужчина колет берёзовые дровишки. Я оглядываюсь на синий домик с ангелом на флюгере и палисадником с белыми, бордовыми, лимонными, красными хризантемами. Наконец–то мне везёт, рядом останавливается добротный автомобиль с семейной парой. Они спешат до Городковичей. Правда, дорога вся в заплатках и не очень-то разгонишься. Мы едем вдоль смешанного леса довольно долго, проезжаем мимо двух стоящих синих тракторов с огромными тюками сена. На Центральной улице Городковичей у вывески «Частная пивоварня. 200 метров. Старый завод» меня высаживают, сворачивая к уютному белому домику с фиолетовым палисадом с жёлтой облепихой и красной рябиной. Я иду пешком до красного высокого двухэтажного, по бокам четырёхэтажного здания пивоварни. На красочной карте местности, выполненной художниками Рязанского художественного училища имени Г.К. Вагнера, нарисовано хозяйство Ф.А.Беклемишева – крахмальный, кирпичный заводы, пивоварня, стекольный завод - и указатели налево – Городковичи, направо – Ижевское, налево Брыкин Бор и река Пра, направо – Лакаш.

Итак до Лакаша осталось совсем недалеко, а там рукой подать до Брыкина Бора, судя по карте, иллюстрированной зелёной, синей, красной, жёлтой, белой красками. Вдоль асфальтированной дороги цветёт жёлтая мать-и –мачеха. И это в конце октября! Пруд у мостика зарос болотной зеленью. Тополя, увитые зелёным плющом, облетели и своими скрюченными старыми ветвями опустились на извилистое дно  пруда. В магазине на перекрёстке покупаю булочку  и спрашиваю у продавщицы, в честь кого названа улица Синицына, единственная в деревне Лакаш. Она уверенно отвечает, что улица носит имя Ветерана Великой Отечественной войны.
У низенькой белоснежной церкви с синей крышей и высокой колоколенкой останавливается  и везёт меня через Добрянку (какое милое название населённого пункта!) и Папушево мужчина с мамой на заднем сиденье. В 12.30 мы подъезжаем к Окскому заповеднику, особо охраняемой природной территории федерального значения. 
— Вас куда довезти? К музею природы? Дальше уже река.
— Спасибо большое.


Отреставрированное под красный кирпич одноэтажное аккуратное здание музея с десятью пластиковыми узкими окошками и белыми колоннами, на которых держится широкая мансарда с просторными окнами, пристроенная вторым этажом в центре здания, уходит под крышу. У изящного крылечка с тремя ступеньками, коваными перильцами и узором под небольшой крышей располагается добротная чёрная металлическая дверь. Предлагаются услуги экскурсоводов, но очень хочется походить одной в тишине природы.

 
Большой муравейник высится у берёзы. На самой верхушке муравьи ползают, мешая друг другу, а те, которые чуть-чуть оторвались от привычной среды и осмелились удалиться в сторону от основного скопления насекомых, оказались ближе к траве, листьям, сосновым иголкам и увидели чего-то интереснее обычного суетливого скольжения по головам друг друга. Так же и мы, люди, не боящиеся рисковать и прокладывать новые дорожки-тропинки, открываем для себя новый мир, широкие горизонты. Вот такая простая философия- рассуждение о раскрывающихся возможностях для тех, кто не опасается покинуть привычную территорию комфорта.

 
Деревянный резной указатель направляет меня к высокому Кургану, бывшему Городищу Брыкин Бор, появившемуся в железном веке с 5 века до нашей эры и просуществовавшему до 3 века нашей эры. Табличка гласит, что Городище в 1949 году обследовано В.И.Зубковым, в 1968 и 1988годах – Б.А.Фоломеевым, в 2007 году отрядом экспедиции ГУК «Центр сохранения объектов культурного наследия». Надеюсь, что многочисленными туристами соблюдается требование «Установка палаток и разведение костров запрещены!»

 
Шуршат листья под ногами, из посёлка Брыкин Бор, состоящего примерно из двадцати дворов, доносятся крики петухов. Тишина стоит такая, как будто я приехала на самый край света. Тропинки ведут к Пре. У песчаного берегового изгиба никого нет. Река манит своим неспешным струящимся течением. Я стою на пологом песчаном берегу затейницы Пры и наслаждаюсь красотой крутого противоположного берега с деревьями, подходящими вплотную к неглубокой воде и любующимися своим отражением в не совсем прозрачных, точнее, совсем не прозрачных водах. Какая-то коряга довольно больших размеров, видимо, от излишнего самолюбования, рухнула в воду и теперь неудобно лежит на боку, всё ещё отражаясь в зеркале поверхности, откуда, словно зубы древнего чудища, торчат остатки деревянного моста. Видимо, здесь много раков, а летом нет свободного места от туристов, загорающих на горячем песочке. Пёстрый небольшой дятел стучит, хлопоча у ствола сухого дерева.
Две женщины выходят навстречу из леса. Я спрашиваю, где подземные ходы зеркального завода.
— Это совсем рядом.  И ещё сходите на мост через Пру, где  очень красиво и где все фотографируются. Только не заблудитесь, а то придётся вас всем посёлком разыскивать.
— А что, бывали такие случаи?
— Бывали.


Я иду в этом направлении и наконец – то вижу подземные ходы на территории бывшего (1898-1903) русско-бельгийского зеркального завода Беклемишева. Вот такие мгновения делают нашу жизнь интересной и захватывающей. Представляете себе, что я 46 лет живу в Рязани и только недавно в интернете увидела эти загадочные длинные подземные ходы! Это зрелище стоит того, чтобы посетить заповедный край заброшенного завода русско-бельгийского общества для производства зеркального стекла Ф.А.Беклемишева.  На стенде читаю выписку из газеты «Рязанский листок" 1898 года: «Здание фабрики занимает пространство в 6400 кв. саженей (2,9 га) под одной кровлей, окружено 4-мя гигантскими дымящимися трубами из коих 2 особенно поднимаются к поднебесью. Кроме того, к нему отдельно примыкают два огромных корпуса: один гончарный, а другой горный или котельный. Здесь внутри фабрики видим ещё две колёсные печи для варки зеркального стекла. Тут же ряд наводных столов, слесарное отделение и многое другое. Ко всему этому представьте ещё электрическое освещение. На производстве было занято 700 русских и 120 бельгийских рабочих».


Хожу по развалам кирпичных ходов, покрытых зелёным мхом, помня предостережение местных жительниц: «Только вы поосторожней, не провалитесь!» А кругом птахи поют, дятлы стучат, а ближе к посёлку домашние кошки важничают среди сосен. Почти у каждого дома стоят катера и прочие плавсредства. Насчитала примерно 20 припаркованных автомобилей, в том числе и с московскими номерами. «Нива» отправляется в сторону Спасска, мне бы с ней поспешить до города, но очень хочется дойти до моста через Пру и ещё раз очароваться живописной рекой с её окрестностями. По песчаной дороге идти неинтересно, лучше по бору, где птица с пёстрым брюшком перелетает с ветки на ветку, обгоняя меня, медленно переступающую по ярко-зелёному и изумрудному мху. Вдали остались домики с якорями во дворах, оранжевый трактор со стволами срезанных сосен, а дорога всё петляет и не видно просвета, указывающего на речное пространство. У невысокой ёлочки опущены зелёные ветви, но украшенная прилипшими осенними листьями, словно новогодней гирляндой, она не становится хуже своих длинноногих  сестриц-сосен. Почти 3 часа пролетели незаметно в заповедном лесу, и я заставляю себя повернуть обратно, так как не знаю, долго ли идти, а спросить некого. Шагая по длинным сухим иголкам и осенним листьям, я собираю букет из зелёных веточек с молоденькими шишечками - сброшенный под ноги сосновый подарок. Тишина такая успокаивающая, какой не бывает в городской суете. Я обязательно вернусь сюда ещё раз, чтобы увидеть зубров, кабанов, журавлей и других обитателей Бора.


Навстречу по основной дороге выезжает молодая женщина на скутере, а в мою сторону попуток нет, но я не переживаю: до вечера ещё далеко, в крайнем случае меня довезёт маршрутка, которая отправляется в 17.30. Тормозит автомобиль, и молодой человек везёт меня до Рязани. Он работает в музее, вернувшись сюда, в родные края из Сибири. Да как же было не вернуться! Я непременно побываю здесь ещё не раз! Так думаю я, читая надпись, мелькающую у дороги: «Водитель, сбавь скорость! Через данный участок  проходит миграционный путь рептилий (ужей, ящериц и др.) В мае, августе и сентябре на 1 километре дороги под колёсами автомобилей ежедневно погибает до 50 особей ужа. НЕ БУДЬ УБИЙЦЕЙ!»
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.