Многоликий Кавказ Григория Раева
Он был из довольно бедной семьи отставного солдата, коренной пятигорчанин, отец умер, когда мальчику было всего 5 лет. Так сложилось, что его в 15 лет отдали в ученики самому знаменитому на Кавказе фотографу, австрийцу Энгелю, у которого была разветвленная сеть по всему Северному Кавказу и даже в Тифлисе. Влиятельнейшие люди считали своим долгом запечатлеть себя и своих домашних у Энгеля. И вот в юном своем подмастерье признанный мастер фотографии увидел талант, научил его секретам мастерства не только в портретировании, но и видовым съемкам, брал с собой в поездки, учил фотографировать на пленэре. Не случайно позже сам Г.Раев называл его не иначе как «мой учитель из Вены». Вместе они исходили труднодоступными тропами Минеральные воды, Военно-грузинскую, Военно-Сухумскую и Военно-осетинскую дороги. На фотографиях, сделанных уже самим Г.Раевым, запечатлены ландшафты и исторические места, которые ныне стерты с карты России. Более того, есть история, что это именно он нашел Кузьму Чухнина, глубокого старика, который будучи извозчиком отвозил с места убийства на дуэли в 1841-м тело Лермонтова. Он поведал об этом Энгелю, вместе они нашли это место и оставили там камень, а спустя 3 года там был воздвигнут скромный обелиск. Возможно этот случай обусловил его непреходящий интерес ко всему, что касалось великого поэта: в 1881 году запечатлел в фотографиях мероприятия, посвященные 40-й годовщине со дня гибели Лермонтова, а в 1912 году он стал работать в домике-музее Лермонтова в Пятигорске, стал его бессменным хранителем, собирая экспонаты и все, что было связано с поэтом.
В 1887 году Г.Раев решает стать самостоятельным фотохудожником, он быстро становится популярным в Пятигорске, что отражается и на его материальном положении. В результате он смог выкупить у Энгеля фотоалье, из Одессы ему привезли самое новейшее оборудование. В эти годы он много путешествует и фотографирует не только города на Каминводах – Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, но и Приэльбрусье, Теберду, Тифлис, Одессу, Нижний Новгород. Он много путешествовал и по миру, остались сделанные им снимки Каира, городов Бельгии, Германии, Турции, Англии и Франции, - это только короткий перечень мест, где он побывал. Сохранилось его высказывание о цели этих путешествий: «Глазами русского смотрел я на заграницу, - вспоминал он. – Не блеск богатства интересовал меня там, а то, что характеризовало жизнь народа, его историю».
Фотографии талантливого художника сразу же привлекли внимание знатоков, уже в 25 лет он получает свою первую награду - серебряную медаль Императорского русского технического общества. Вдохновленный признанием, он начинает выпуск серии альбомов, посвященных Кавказу, которые разлетаются как горячие пирожки. Не удивительно, что уже в 1895-м он получает очередную нараду – медаль «За трудолюбие и искусство» от Минфина, затем серебряную медаль от Географического общества, потом подряд еще 4 золотые и 9 серебряных медалей от разных ведомств и организаций, ну а дипломов и не счесть. Одна из дорогих ему наград был Орден Почетного легиона и приз «Золотой фотоаппарат» который ему вручили в Лувре в 1896 году. Он был также одним из учредителей Кавказского горного общества, имел статус товарища председателя, члена экскурсионной комиссии.
На выставке в краеведческом музее представлено немного фотографий, но они дают представление об этом фотохудожнике. Фотографии, конечно, черно-белые, но детализация, светотень, четкость и ракурсы свидетельствуют о точном глазе, о вкусе и огромной любви к Кавказу. Выставка начинается с фотографии его домашнего дворика с бассейном под скалой, где он промывал фотографии, затем вид фонтана в городском цветнике Пятигорске на фоне пятигорья, фонтан бьет вверх, разбрасывая далеко искрящиеся на солнце брызги. Интересно, что это стало поводом для жалоб горожан и фонтан переделали. На фотографии внутри грота «Провал» запечатлены деревянные мостки и небольшой алтарь с иконой св. Пантелеймона, сейчас этого алтаря нет, видно его уничтожили после революции. Интересно и фото на железной дороге с вагончиками, курсировавшими между курортными городами – «кукушка», которую старожили еще помнят. Представлены и несколько фотографий с видами окрестностей Кисловодска – гора Кольцо и скала «Замок», у подошвы которой располагался ресторанчик. Очень живописной выглядит фото деревянного мостика у подножия горы Кинжал с арбой, людях в черкессках и нахлобученных меховых шапках. Особое чувство возникает у тех, кто проезжал Военно-Грузинскую дорогу –крепостного укрепления в Дарьяльском ущелье уже нет, а вот фотография его сохранилась. Тут же на Военно-Груз. дороге располагались духаны, одно из них называлось «Не проходи, ты мой, голубчик!» у осетинского села Балта, здесь можно было отдохнуть от тряски в телеге или карете, подкрепиться, насладиться сплетнями, игрой на шарманке, сменить лошадей. Следующая станция на пути к Тифлису была в грузинском селе Гудаури. Фото Раева «схватило» почтовую станцию, а перед ней извозчиков с лошадьми. Сейчас в Гудаури – известный лыжный курорт, туда приезжают не только грузины, но и любители лыжного спорта из России. Есть также фотография старого Тифлиса с видом на крепость Нарикала, когда еще берега Куры не была скованы набережной и там располагались дома, заводики, водяне мельницы. А вдали над Курой на скалах нависает тюрьма Метехи с храмом. В вид на гору Казбек тоже с Военно-Грузинской дороги дополняет знаменитая церковь на острие горы – Мцхета. Какая-то удивительная гармония в этой перекличке вершин созданных природой и руками человека. Впервые показана и фотография с видом на обмелевшую реку Кубань и долину с серпантина Военно-Сухумской дороги. Эта дорога раньше служила туристской тропой к озеру Клухори, Раве запечатлел на фотографии отдыхающих у этого озера. Теперь там пограничники и пройти, полюбоваться этим ландшафтом уже не каждому удастся. Очень интересна фотография некрополя Атаджукиных в Большой Кабарде. Это одновременно кладбище с могильниками и некрополь, место проведения обрядов, которые совершались в память умерших. По форме они напоминают национальные головные уборы кабардинок... Замечательна и фотография горного Карачая: на фоне скал, уходящих в небо, легкий древний мост, который переходит пеший всадник со своим конем. Словом, все фотографии описать невозможно, хотя их не так много. Но они запоминаются и их хочется рассматривать вновь и вновь. Они так высокотехничны и художественны, что представляют историческую и художественную ценность даже в 21 веке. Остается добавить, что слава богу, революция и всякие несчастия не коснулись Г.Раева, он продолжал работать и дальше. Его работы хранятся не только в Ставрополе, но и в Российской академии наук, в Лувре, США, Бельгии, Англии, Германии, Египте. Мой гид и прекрасный знаток этнографии истории края Андрей Гордиенко обещал, что в связи с очередной датой наследие Г.Раева будет представлено более широко, что было бы просто замечательно. Выставка будет работать до 27 ноября, интересующиеся фотографией и историей успеют ее посмотреть.
Свидетельство о публикации №219110901862