Искажение советской истории в постсоветской России

• Введение

Порой людям кажется, что искажать историю их страны способен только некий злой и мерзкий внешний враг. Однако в реальности всё несколько сложнее. Согрешить против истины (выражаясь менее пафосно — заявить что-либо противоречащее данным исторической науки) может каждый из нас. И подчас дело вовсе не в злых намерениях, которые при желании можно приписать кому угодно, а в недостатке знаний, логических ошибках, влиянии эмоций, неидеальном характере нашей памяти и многом другом. Посему, рассматривая приведённые ниже ошибки, я не буду ничего утверждать об их причинах и мотивах, ограничиваясь в крайнем случае лишь небольшими предположениями. Также отмечу, что перечисленные здесь искажения, наверное, стоило бы считать мелкими и несерьёзными, но меня они пугают масштабами своего распространения, в связи с чем я предпочту преувеличить их вред, дабы обратить на них дополнительное внимание.


• Искажение №1. Так что за день 7 ноября?

Итак, день 7 ноября 2019 года, то есть 102-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, я начал с беглого просмотра новостей. Каково же было моё удивление, когда среди прочих заголовков я прочёл следующее: «На Красной площади начался марш в честь парада 1941 года» [1]. Несомненно, это событие по праву заняло почётное место в истории Великой Отечественной войны, с этим трудно спорить. Но почему парад 1941 года состоялся именно 7 ноября, а не в какой-либо иной день? Как нетрудно догадаться, торжественное мероприятие было приурочено к 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, о чём можно узнать не только на страницах некоторых печатных и интернет-СМИ, но и на официальном сайте Министерства обороны РФ [2], в перечне дней воинской славы России [3] и других источниках, включая стенограмму речи И.В. Сталина [4], произнесённой в этот самый день. Однако смущает меня тот факт, что в подавляющем большинстве заголовков и во многих текстах новостных статей этот безусловно важный исторический момент не упомянут вовсе или упомянут вскользь, будто первоисточник празднуемого вот уже несколько лет парада 1941 года если и существовал, то был совершенно незначительным событием. Или событием, вспоминать о котором словно не рекомендуется. Данную странность ещё в 2017 году подметило издание «Аргументы и факты» [5], посвятившее памятному параду отдельный (и показавшийся мне интересным) материал. Случайное ли это замалчивание Октябрьской революции 1917 года, гадать не будем и оставим на совести СМИ. А теперь двинемся дальше.

Источники:
1.
2. 3. 4. http://grachev62.narod.ru/stalin/t15/t15_14.htm
5.

• Искажение №2. Лента из прошлого

На очереди — путаница, напрямую связанная с историей Великой Отечественной войны. Каждое 9 мая в нашей стране сопровождается не только парадом Победы, но и раздачей всем желающим символических ленточек. Вы можете спросить: чем же провинились ленточки? И проблема даже не в том, ка;к с ними поступают не обременённые интеллектом и совестью псевдопатриоты, готовые повязать их чуть ли не на заднице. Вернее, это тоже проблема, но не исторического, а этического характера. Историческая же проблема в наименовании, которое сии ленточки носят. По какой-то непонятной мне причине их повсеместно называют «георгиевскими», что, конечно, никуда не годится. Но обо всём по порядку.

Как справедливо отмечает [1] «РИА Новости», «георгиевская лента появилась при Екатерине II [2] и была частью высшей армейской награды – ордена Святого Георгия». Тем не менее уже в следующем предложении того же материала говорится: «Сегодня лента – знак памяти о Великой Отечественной войне». Ошибочно привязывает (простите за каламбур) георгиевскую ленту к Великой Отечественной не только «РИА Новости»: путаница обрела размах настоящей акции, охватив всю Россию и даже выйдя за её пределы. Так, на официальном сайте акции «Георгиевская ленточка» [3] и на сайте интернет-проекта «День Победы. 70 лет» [4] утверждается, что «так называемая “Георгиевская ленточка” […] использовалась при создании одной из главных наград ВОВ — «Ордена Славы». Быть может, георгиевская лента и вправду перекочевала в орден Славы? Откроем его описание [5]: «На ленте пять продольных равных по ширине чередующихся полосок: три чёрного и две оранжевого цвета». То же встречаем, кстати, и в описании [6] медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Теперь для сравнения возьмём статут ордена Святого Георгия от 1769 года [2] (год учреждения ордена): «Лента шёлковая о трёх чёрных и двух жёлтых полосах». Удивительно, но цвета не совпадают! Ситуация повторяется и в статуте 1833 года [7], и 1857 года [8], и даже 1892 года [9]. Только в статуте 1913 года [10] мы находим: «Лента о трёх чёрных и двух оранжевых полосах». Казалось бы, эврика! Однако не стоит забывать, что орден Святого Георгия — это царская награда, да ещё и явным образом связанная с христианской верой. Трудно представить, чтобы после Октябрьской революции атеистическое по своей сути советское государство признало такую награду. И это предположение подтверждается декретом [11] «Об уравнении всех военнослужащих в правах» от 16 декабря 1917 года, где чёрным по оранжевому белому говорится: «Все ордена и прочие знаки отличия отменяются». Получается, что георгиевская лента была отменена в 1917 году вместе с орденом Святого Георгия и в дальнейшем в СССР восстановлена не была, по крайней мере под таким названием. Этого в принципе должно хватить, чтобы не называть относящуюся к эпохе Российской империи георгиевскую ленту символом Великой Отечественной войны.

Но как же тогда эту ленту именовать? Многие предлагают вариант «гвардейская лента». Давайте разбираться, насколько такое предложение обоснованно. Итак, датой рождения советской гвардии считается 18 сентября 1941 года, когда вышел приказ Народного Комиссара Обороны СССР № 308 [12] «О переименовании 100, 127, 153 и 161 стрелковых дивизий в 1, 2, 3 и 4 гвардейские дивизии». А 21 мая 1942 года был издан указ [13] «О введении для военнослужащих гвардейских частей и соединений Советской Армии и Военно-Морского Флота гвардейских воинских званий», который, помимо прочего, утверждал образец нагрудного знака Гвардии. Тем не менее в этом описании нет никакого упоминания ленты с чёрными и оранжевыми полосами. Зато многие сайты в один голос говорят [14] о некоем приказе «№ 142 “Об установлении Гвардейского Военно-Морского флага, особого нагрудного знака и особой ленты к фуражке” от 19 июня 1942 года». К сожалению, сам приказ отдельно мне отыскать не удалось. К счастью, во время поисков я наткнулся на электронную библиотеку «Кольский север», где опубликован [15] выпуск газеты «Краснофлотец» от 27 июня 1942 года за номером 174. В этом номере приводится текст приказа, содержащий в том числе описание искомой гвардейской ленты «оранжевого цвета с нанесёнными на ней тремя продольными чёрными полосами». Кроме того, мне попалось «Иллюстрированное описание знаков различия личного состава ВМФ СССР» 1944 года, где гвардейская лента описана практически идентичным образом, за исключением небольших отличий в размере ленты и «золотисто-оранжевого цвета» вместо просто оранжевого (см. Mil.Press FLOT [16] и военно-исторический клуб «Балтика» [17]). К этим материалам также можно добавить листовку [18] под названием «Особые гвардейские нагрудные знаки военно-морского флота», основой которых, как мы уже усвоили из «Краснофлотца», служат гвардейские ленты.

Данные источники наталкивают на мысль, что гвардейская лента, чья цветовая гамма соответствует таковой у лент ордена Славы и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», была атрибутом не всех Вооружённых Сил Советского Союза, а только Военно-Морского Флота, поскольку в описании общевойскового нагрудного знака Гвардии чёрно-оранжевой ленты нет. Однако 13 апреля 1979 года (что, впрочем, уже далеко не 1941–1945 гг.) выходит указ [19] Президиума Верховного Совета СССР N 9128-IX «О внесении некоторых изменений в Положение о порядке вручения боевых знамён и орденов воинским частям», второй пункт которого гласит: «Гвардейским частям вручается Боевое Знамя с прикреплённой к его древку выше полотнища гвардейской чёрно-оранжевой лентой». Таким образом, можно предположить, что сфера применения гвардейской ленты всё-таки расширилась на вообще все гвардейские воинские части. Однако здесь следует обратить внимание на слово «гвардейские» и учесть, что такого звания удостаивались не все части и соединения ВС СССР, а особо отличившиеся, и это обстоятельство не позволяет считать гвардейскую ленту символом памяти действительно всех боровшихся против нацизма граждан Советского Союза.

Итак, каковы же выводы? Если в качестве памятного символа мы используем именно чёрно-оранжевую ленточку и выбираем строго между вариантами «георгиевская» и «гвардейская», то наименование «гвардейская лента» видится мне более разумным. Орден Святого Георгия, частью которого была георгиевская лента, существовал до 1917 года и принадлежал к наградной системе Российской империи — государства, которое как минимум в политическом и религиозном отношении было противоположностью Советского Союза. В свою очередь, лента гвардейская имела непосредственное отношение к советским знакам отличия, однако во время Великой Отечественной войны, по-видимому, официально так называлась лишь на флоте, поскольку в описаниях упомянутых ранее наград лента вообще не имеет названия, да и гвардейскими становились только лучшие части и соединения Вооружённых Сил. Получается, что в нашей ситуации понятие «гвардейская лента» безусловно точнее, чем «георгиевская лента», но и оно не объединяет всех тех советских людей, кто по;том и кровью приближал Победу в Великой Отечественной и во Второй мировой войне.

Так есть ли какой-то поистине общий для всех нас символ памяти того периода нашей истории? Пожалуй, да. Я считаю, что такие символы — это Знамя Победы и государственный флаг СССР.

Источники:
1. https://ria.ru/20190425/1553043351.html
2. http://george-orden.narod.ru/statut1769.html
3. 4. http://www.9may.ru/gl/20150330/21427.html
5. 6. http://www.oldgazette.ru/molot/10051945/text2.html#9
7. http://george-orden.narod.ru/statut1833s1.html
8. http://george-orden.narod.ru/statut1857s1.html
9. http://george-orden.narod.ru/statut1892s05.html
10. http://george-orden.narod.ru/statut1913s1.html
11. http://istmat.info/node/28134
12. https://ru.wikisource.org/wiki//05/02
13. 14. https://ru.wikipedia.org/wiki/#
15. 16. https://flot.com/publications/books/shelf/insignias/18.htm
17. https://vk.com/album-16586181_211931243
18. 19.

• Искажение №3. Чей народ?

Не так уж редко приходится слышать, как те или иные достижения многонационального советского народа нечаянно (иные случаи здесь пока опустим) приписывают какой-либо одной национальности, зачастую — русским. Причём речь даже не о жителях западных стран, как минимум некоторым из которых слова «советский» и «русский» кажутся полными синонимами. Эта путаница присуща и немалому числу граждан, проживающих на постсоветском пространстве и даже выросших в СССР. Со зла ли люди путают эти разные понятия? Вряд ли. Из невежества? В отдельных случаях — возможно. Ввиду привычки? Как раз эту причину я бы назвал основной (по крайней мере, хотелось бы, чтоб было так). Если для примера брать путаницу «СССР — Россия», то она неудивительна по следующим причинам. Во-первых, Россия и РСФСР занимали главенствующее положение соответственно в Российской империи и Советском Союзе, а Российская Федерация выступает правопреемницей СССР, из-за чего в сознании людей может возникать невольная метонимия (замена слов по смежности). Во-вторых, будучи гражданином одного из этих разных государств, человек в обыденной речи скорее предпочтёт краткую форму — Россия, формируя у себя привычку. В-третьих, политическое влияние России как центра более крупных государственных образований способно порождать и влияние культурное, в связи с чем представители других входящих в эти образования народов могут относить себя к русской культуре, при этом вовсе не обязательно отказываясь от своей собственной.

Однако, какими бы ни были причины подобной путаницы, следует помнить, что разные понятия остаются разными. Российская империя, Советский Союз и Российская Федерация суть три отдельных государства, пускай и сменивших друг друга в ходе истории. Точно так же РСФСР не есть СССР и т.д. Разумеется, в разговорной речи подобная вольность простительна. Однако порой она вторгается и в ситуации, требующие высокой исторической точности, становясь ошибкой, которую легче и лучше предупредить с помощью знания и бдительности, нежели исправлять.

Благодарю за внимание!


Рецензии