Мореплавание и торговля 0 - 200 год
Глава 5. Мореплавание и морская торговля в 1 - 200 годах.
Картографирование римских дорог.
В предыдущей главе мы писали, что Полибий был, вероятно, первым руководителем именно римской географической экспедиции. Это событие произошло в 145 году до р.Х. Плавание Полибия в Атлантику не прибавило, однако, ему общих географических знаний. Полибий не знал о реальном расположении Италии, которую он описывает как простирающуюся с востока на запад. Такую же ошибку допускает и Страбон, который жил и творил на рубеже тысячелетий, он оставил огромные по объему географические сведения, но не решился поправить Полибия.
Марк Варрон, был претором у Помпея во время его войны с пиратами в 67 году до р.Х. и был награжден золотым морским венком. Варрон был настоящим моряком, и среди множества тем, о которых он писал, была работа по навигации. Эта работа Варрона, к сожалению, не сохранилась, а именно она могла нам помочь в понимании состояние навигации, географии и торговли у римлян в его время.
Внимание Юлия Цезаря к географии как науке имело прикладное значение. К его времени система римских общественных дорог была уже достаточно развита, но общих маршрутных карт всей будущей империи с правильными расстояниями и направлениями не существовало, что не обеспечивало, в том числе, и оперативное решение военных задач. При Цезаре для решения этой важной государственной проблемы был издан декрет сената, и при Августе наняты три греческих географа для обследования территорий Империи. Обследование восточной части империи было поручено Зенодоксу, который завершил свои работы за четырнадцать лет, пять месяцев и девять дней. Северные территории Феодот изучил за двадцать лет, восемь месяцев и десять дней, а южные территории Поликлит изучал двадцать пять лет, один месяц и десять дней. Результаты работы Зенодокса, Феодота и Поликлита с дополнительными обзорами новых завоеванных в начале новой эры римских провинций, легли в основу «Руководства по географии» ученого из Александрии Клавдия Птолемея. Это уникальное сочинение было написано до 170 года, но вскоре было забыто и не оказало на последующих исследователей никакого воздействия. Повторное открытие труда Птолемея состоялось в1475 году – за временными границами нашей книги.
Но непосредственно после завершения работ трех упомянутых географов были составлены подробные описания провинций Империи. Из Вецетия [87] следует, что каждому губернатору в Римской империи было передано описание его провинции, в котором были указаны расстояния от места до места, приведены характеристики дорог, описаны особенности местности, обозначены направления рек и т.д. При этом все эти сведения были изображены на карте и изложены в письменной форме. В Риме у Пантеона был установлен большой отшлифованный камень, на котором были выгравированы все дороги Империи с населенными пунктами и расстояниями. Всем без исключения разрешалось делать рукописные копии с этого камня и руководствоваться зарисованными маршрутами во время своих путешествий.
Камень с измеренными маршрутами римских дорог, поставленный у Пантеона, до наших дней не сохранился, что неудивительно, т.к. и сам Пантеон сгорел в начале 2-го века. Но иногда рисунки римских дорог с этого камня находятся на других предметах. Одним из интересных примеров является случайная находка в Браччано – городе расположенном севернее Рима. В 1852 году строители при земельных работах нашли там четыре серебряных кубка, на которых были выгравированы расстояния и названия пунктов на дороге от Рима до Кадиса, эта неожиданная находка получила название «Кубки Кадиса».
Труды Маринуса Тирского и Клавдия Птолемея
Революцию в картографии и способе отображения географических координат совершил около 114 года Маринус из Тира. Из его биографии неизвестно ничего, кроме того, что он был родом из Тира. Его оригинальная работа «Исправление географической карты», написанная на греческом языке утеряна. Многочисленные ссылки на Маринуса из Тира можно встретить в капитальной работе Клавдия Птолемея «Руководство по географии». Птолемей пишет [73]:
«Последним, кто в наше время занимался этим делом, и притом со всяческим старанием, был, как нам кажется Марин из Тира. Он открыл больше географических описаний, чем было уже известно прежде, и старательно разобрал сочинения почти всех своих предшественников, считая необходимым исправить то, во что они и первоначально он сам ошибочно верили. Это можно заключить из того, что он много раз переиздавал свои исправления географической карты».
Маринус из Тира первым из ученых указал у многих географических пунктов долготу и широту, Птолемей пишет, что он указывал эти координаты в разных местах своего сочинения, и это, якобы, усложняет составление карты. Но именно только усложняет – до Маринуса из Тира настоящую географическую карту составить было вообще невозможно.
Птолемей в своем труде, в том числе, приводит описание 27 карт, с координатами более чем 8.000 пунктов. Какая часть этих пунктов сохранила координаты Маринуса из Тира, а какие пункты оцифрованы лично Птолемеем неизвестно. Дело усложняется тем, что и географические карты составленные Птолемеем не сохранились, и существуют только в виде реконструкций, первая из которых была выполнена в 1466 году монахом Николаем Германусом.
«Описание Эллады» Павсания
Прекрасное сочинение «Описание Эллады» в части досконального знания материала написал до 180 года грек Павсаний. Всего вероятнее он был уроженцем Лидии, но, без сомнения, «Описание Эллады» написано им на основе личных впечатлений. Мы уже обращались к этой книге. Много сведений Павсаний сообщает и по вопросам мореплавания, и торговли, но интересны его исторические и философские наблюдения, приведем одно из них [50]:
«жизнь и смерть, величие и упадок в равной мере испытывают изменчивость судьбы, чья непреодолимая сила сгибает и гнет их так, как ей будет угодно. Микены, которые во время войны против Илиона стояли во главе всех эллинов, Нин, столица ассирийских царей, беотийские Фивы, некогда считавшиеся достойными стоять во главе всего эллинского мира, что осталось от них? Одни из них лежат окончательно покинутые, имя же Фив ограничивается только акрополем да маленькой кучкой жителей. Некогда превосходившие всех своим богатством египетские Фивы и минийский Орхомен ныне по своему благосостоянию уступают владениям и состоянию человека среднего достатка, а Делос, бывший некогда торговой гаванью для всего эллинского мира, если не считать гарнизона, присылаемого из Афин для охраны храма, из самих делосцев не имеет ни одного жителя. В Вавилоне стоит только один храм Бела, и от этого Вавилона, больше которого не было ни одного города под солнцем, не осталось ничего, кроме стены. Та же судьба постигла и Тиринф в Арголиде. Все они по воле божества стали ничем. А вот город Александра в Египте и город Селевка на Оронте, построенные, можно сказать, только вчера, достигли такой степени величия и благосостояния потому, что им улыбнулось счастье».
Морские экспедиции в 1 – 200 годах.
Римский флот огибает мыс Скаген, 5-6 год.
Мы говорили выше, о том, что деяния императора Августа перечислены в «Анкирской надписи», найденной в 1555 году. Там же мы можем прочитать о первом плавании римского флота от устья Рейна «через океан» [75]:
«Мой флот проплыл под парусами от устья Рейна через океан в направлении восходящего солнца до границ кимвров, куда до того времени ни по суше, ни по воде не проникал ни один римлянин. Кимвры, гаруды, семноны и другие германские племена просили через посольства моей дружбы и дружбы римского народа».
Событие, о котором говориться в надписи, произошло в 5-6 году. Собственно географические сведения из этой надписи вызывают вопросы – если выйти из устья Рейна в море, то направление «восходящего солнца» еще на 150 миль закрыто полуостровом Ютландия, а затем начинается пролив Скагеррак, ведущий к Скандинавии. В то же время племя кимвров действительно присутствует среди германских племен, которые обитают на океане, это можно узнать из «Географии» Страбона [7]:
«Есть, однако, другие, более бедные германские племена, как херуски, хатты, гамабривии и хаттуарии; на океане же — сугамбры, хавбы, бруктеры, кимвры, а также кавки, каулки, кампсианы и многие другие».
Но откуда плыли римляне мимо Кимврского мыса (мыс Скаген на севере Ютландии) – с запада или востока непонятно, во всяком случае, Плиний во 2-й книге «Натуральной истории» это не сообщает [13].
«По приказу божественного Августа проплыли и по большей части северного океана. Римский флот обогнул Германию у Кимврского мыса откуда открылся огромный морской простор. … были получены сведения о стране скифов с ее избытком замерзшей влаги».
В 4-й книге «Натуральной истории» Плиния можно найти некоторые уточнения – за Кимврским мысом расположен залив Кодан, а один из островов называется Скатинавия:
«Для дальнейших мест сообщения становятся яснее, начиная с народа ингуэнов, с которых уже начинается Германия. Там гигантская гора Сево, не ниже, чем Рипейский массив, причем она образует огромный — до самого Кимврского мыса — залив под названием Кодан. Он усеян островами, из них самый известный — Скатинавия. Размеры его не исследованы, а на той части, которая одна только пока изучена, в своих пятистах деревнях живет народ гиллевионов. Они свой остров называют «второй землей»».
Из всего вышеизложенного можно сделать один вывод – римляне действительно обогнули мыс Скаген во времена Августа, вероятно, это было сделано с запада на восток, берега полуострова Скандинавия они не посещали, но знали об их существовании.
Флот Тиберия гибнет в Северном море у Фризских островов, 16 год.
В июле 16-го года римский император Тиберий решил морем из устья Амизия (Эмса) направить несколько легионов в устье Рейна, а затем отправить всю свою армию на зимние квартиры. Командование флотом Тиберий поручил своему приемному сыну Друзу Германику – сыну Друза Германика, победителя херусков (см. ранее). Флот вышел в Северное море и двигался севернее Фризских островов, где и был неожиданно застигнут сильным штормом с южным неблагоприятным ветром. Римляне оказались не готовы к такому развороту событий, не справились с постановкой судов на якорь, и потеряли практически все корабли, множество членов экипажей и большое число воинов из легионов.
Подробно рассказывает об этом событии историк Тацит в «Летописи» [79]:
«Но так как первая половина лета уже миновала. Цезарь, отправив сухим путем несколько легионов в зимние лагери, посадил остальную, бо;льшую часть своего войска на корабли и провел их по реке Амизии в Океан. (2) Сначала спокойствие морской глади нарушалось только движением тысячи кораблей, шедших на вес¬лах или под парусами; но вскоре из клубящихся черных туч посыпался град; от налетавших со всех сторон вихрей поднялось беспорядочное волнение: пропала всякая видимость, и стало трудно управлять кораблями; перепуганные, не изведавшие превратностей моря воины или мешали морякам в их работе, или, помогая им несвоевременно и неумело, делали бесплодными усилия самых опыт¬ных кормчих. (3) Затем и небом, и морем безраздельно завладел южный ветер, который, набравшись силы от влажных земель Германии, ее полноводных рек и проносящегося над нею нескончаемого потока туч и став еще свирепее от стужи близкого севера, подхватил корабли и раскидал их по открытому Океану или повлек к островам, опасным своими отвесны¬ми скалами или неведомыми мелями. (4) Лишь с большим трудом удалось немного от них отойти, но, когда прилив сме¬нился отливом, который понес корабли в ту же сторону, куда их относил ветер, стало невозможно держаться на якоре и вычерпы¬вать беспрерывно врывавшуюся воду; тогда, чтобы облегчить корабли, протекавшие по бокам и захлестываемые волнами, стали выбрасывать в море лошадей, вьючный скот, снаряжение воинов и даже оружие.
24. (1) Насколько Океан яростнее прочих морей и климат в Германии суровее, чем где бы то ни было, настолько и это бедствие выдава¬лось небывалыми размерами. Кругом были враждебные берега или такое бесконечное и глубокое море, что казалось, будто оно на краю света и земли больше не будет. (2) Часть кораблей поглотила пучина, большинство было отброшено к лежащим вдалеке островам; и так как они были необитаемы, воины, за исключением тех, кого поддержали выки¬нутые прибоем конские трупы, погибли от голода. (3) Только трирема Германика причалила к земле хавков; дни и ночи проводил он на прибрежных утесах или вда¬вавшихся в море мысах, называя себя виновником этого бедствия, и приближен¬ные с большим трудом удержали его от того, чтобы он не нашел себе смерть в том же море. (4) Наконец, вместе с приливом и попутным ветром вернулись раз¬битые корабли с немногочисленными гребцами и одеждой, натянутой взамен парусов, иные — влекомые менее пострадавшими. Поспешно починив кораб¬ли, Германик отправил их обойти острова; (5) благодаря этой его заботливости было подобрано немало воинов; многие были возвращены недавно принятыми под нашу власть ангривариями, выкупившими их у жителей внутренних областей; некоторые были увезены в Британию и отпущены тамошними царьками».
Случайное плавание римлянина на остров Цейлон, 54 год.
О существовании острова Цейлон под именем Тапробане греки, а за ними и римляне знали со времен похода Александра Македонского. О Тапробане упоминают Эратосфен и Онесикрит, и со ссылкой на них Страбон [7]:
«Тапробана, как говорят, остров в открытом море, отстоящий от самых южных частей Индии, земли кониаков, на расстоянии 7 дней пути в южном направлении. Остров простирается в сторону Эфиопии длиной почти в 8000 стадий; на нем водятся также слоны. Таковы известия Эратосфена об Индии».
«Онесикрит сообщает о Тапробане, что ее величина составляет 5000 стадий, не различая длины и ширины острова, отстоящего, по его словам, от материка на 20 дней пути; корабли здесь плавают с трудом, так как несут слабое парусное вооружение и построены по обеим сторонам без шпангоута в трюмах. Есть и другие острова между Тапробаной и Индией, но Тапробана — самый южный из них».
Сведения о Цейлоне у римлян были, но они не предпринимали никаких попыток совершить туда плавание. Гибель флота Тиберия в южных водах Северного моря летом 16-го года показывает, что в морском отношении римляне к плаванию в условиях Индийского океана были не готовы. Первый контакт римлян с жителями Цейлона произошел совершенно случайно. Подробно описывает этот эпизод Плиний. При этом не очень ясно как за 15 дней добрался некий сборщик пошлин из Кармании с юга Персии до острова Тапробане (Цейлон), а также, каким путем до Рима в последний год правления императора Клавдия добралось посольство правителей Цейлона, и каким путем оно отправилось на Цейлон. Единственное объяснение такой скорости перемещения – мореплаватели знали о существовании ветра Гиппалиуса, сезонного муссона открытого Гиппалом в 100 году до р.Х. Итак, цитата из Плиния [13]:
«И более точные сведения [о Цейлоне] поступили в Рим в правление Клавдия, когда даже с этого острова были отправлены в Рим послы. Это произошло следующим образом. Когда Анний Плокам получил на откуп у государства право на взимание пошлин в Индийском океане, один из его вольноотпущенников, объезжая Аравию, был снесен северным штормом в Карманию и на 15-й день пристал в Гиппуросе, гавани этого острова. Он был гостеприимно принят повелителем и удостоен общения с ним в течение шести месяцев. В ответ на его вопрос он сообщил ему о римлянах и их императоре. При этом властитель удивлялся справедливости императора и особенно тому, что среди отобранных денег у всех динаров был одинаковый вес, хотя разные изображения на монетах показывали, что они были отлиты при различных государях. Это склонило властителя к дружественному расположению, и он отрядил четырех послов, из которых самым знатным был Рахия. От них узнали, будто на острове есть 500 городов, главная гавань находится на юге, у города Палаисимундос, первого из всех и резиденции властителя, с 200 000 жителей. В глубине острова находится будто озеро Магизба, которое имеет в окружности 375 000 шагов, и многие острова, пригодные только для выгона скота. Из него вытекают две реки, из которых одна, Палаисимундос, у одноименного города впадает тремя устьями в гавань; самое узкое из них имеет ширину 5, а самое широкое 15 стадий. Другая река, под названием Кидара, течет якобы на север, по направлению к Индии. Ближайший мыс Индии - Колиакон; до него можно добраться на корабле за четыре дня».
Флот и легионы Юлия Агриколы впервые высаживаются в Ирландии, покоряют Шотландию и Оркнейские острова, 78-84 годы.
Покорение Британских островов, начатое во времена Юлия Цезаря, завершил полководец и консул Юлий Агрикола . Для его военных действий характерно взаимодействие сухопутных легионов и флота, что произошло впервые в военной истории Рима. Биография Юлия Агриколы подробно изложена в сочинении историка Корнелия Тацита «О жизни и характере Юлия Агриколы», который приходился Агриколе зятем. Приведем несколько цитат из Тацита [79]:
О покорении Оркадских (Оркнейских) островов.
«Британия — наибольший из известных римлянам островов, с востока по своему положе¬нию и по разделяющему их расстоянию ближе всего к Германии, с запада — к Испании, с юга — к Галлии, откуда она даже видна; у северного ее побережья, против которого нет никакой земли, плещется беспредельное открытое море. Исходя из общих ее очертаний, красноречивейшие писатели, среди древних — Ливий, среди новейших — Фабий Рустик, сравнили Британию с продолговатым блюдом и обоюдоострой секирой. Таков, действительно, ее облик вплоть до границ Каледонии, из-за чего утвердилась эта молва. Но для проплывших огромное расстояние вдоль ее изрезанных берегов, образующих длинный выступ, которым кончается суша, Британия как бы суживается клином. Впервые обогнув эту омываемую последним морем оконечность земли, римский флот доказал, что Британия — остров; тогда же им были открыты и покорены дотоле неизвестные острова, прозывающиеся Оркадскими. Уже виднелась и Фула, но было приказано дойти только до этого места, и к тому же приближалась зима»
О высадке в Гибернию (Ирландию).
«24. На пятый год походов Агрикола, переправившись на головном из своих кораблей к неизвестным дотоле народам, покорил их многочисленными удачными битвами, после чего в обращенной к Гибернии части Британии разместил войско, не столько опасаясь нападения из-за моря, сколько помышляя о будущем, ибо Гибернию, расположенную между Британией и Испанией и легко доступную также со стороны Галльского моря, можно было связать ко взаимной выгоде более тесными узами с этими важнейшими частями империи. Площадь Гибернии, если сопоставить ее с Британией, меньше, но превосходит величиною острова нашего моря.»
О начале покорения Каледонии (Шотландии).
«25. Тем летом, в которое начинался шестой год его пребывания в должности легата Британии, Агрикола задумал покорить живущие за Бодотрией племена; но так как возникли опасения, что все народы по ту сторону от наших владений могут объединиться для борьбы с нами и наше продвижение будет затруднено вражеским войском, он заранее разведал при помощи флота порты на морском побережье. Впервые привлеченный Агриколой для совместного участия в боевых действиях, он двигался вслед за войском, и это было невиданным ранее зрелищем, ибо мы вели войну одновременно на суше и на море. И нередко собравшиеся в том же лагере пехотинцы, конные воины и моряки, делясь съестными припасами и коротая досуг, в оживленной беседе похвалялись друг перед другом, как водится у военного люда, своими подвигами, расписывая выпавшие на их долю трудности, одни — чаши лесов и крутизну гор, другие — неистовство ветров и волн, иные — как они одолели препятствия, воздвигаемые самою землей, и врагов, иные — как справились с Океаном. Британцев же, о чем сообщали пленные, появле¬ние нашего флота повергло в уныние, ибо они хорошо понимали, что, если тайны их моря будут разгаданы, им в случае поражения больше податься некуда».
О плавании флота вокруг северной оконечности Британии.
«Лишь следующий день полностью показал облик победы: повсюду немое безмолвие, пустынные холмы, дымящие¬ся вдалеке строения и никого, кто бы попался навстречу раз¬ведчикам. Поскольку, разосланные во все концы, они наткнулись лишь на неясные следы беглецов и не обнаружили никаких скоплений противника и так как из-за окончания лета исключалась возможность распространения войны на соседние области, Агрикола отводит войско в пределы борестов. Там, приняв заложников, он предписывает начальнику флота обогнуть оконечность Британии. Для этого были выделены необходимые силы, да и флоту предшествовал всеобщий страх. Пехоту и конницу, умышленно не торопясь, дабы самою длительностью передвижения устрашить вновь покоренные племена, Агрикола разместил в зимних лагерях. А флот, благоприятствуемый погодой и ограждаемый опережавшей его молвой, достиг гавани Трукул, откуда, пройдя вдоль всей этой стороны Британии, благополучно вернулся.»
О безвременной кончине полководца и флотоводца Юлия Агриколы
«Родился Агрикола в третье консульство Гая Цезаря, в самые июньские иды; скончался на пятьдесят четвертом году отроду, в десятый день перед сентябрьскими календами, в консульство Коллеги и Присцина. Что касается его внешности, то, если бы потомки пожелали узнать, какою она была, замечу: скорее приятною, чем внушительной: в его чертах не было ничего властного; его лицо неизменно выражало благожелательность. В нем легко можно было признать хорошего человека и охотно — великого. И, действительно, хотя он был похищен смертью на полпути и в цветущем возрасте, принимая во внимание его славу, он прожил очень долгую жизнь.»
«Перипл Эритрейского моря» неизвестного мореплавателя, созданный по результатам плаваний, совершенных после 90 года.
К первому веку относится труд анонимного автора «Перипл Эритрейского моря». Из чтения этого сочинения можно сделать следующий основной вывод – этот морской справочник написан не со слов – его автор, вероятно греческий купец, житель египетского города Береника (Берениса). Объем сведений, изложенный в «Перипле» свидетельствует, что этот купец лично плавал в треугольнике Африка – Аравия – Индия. Именно из этого сочинения мы узнаем об открытии муссонов Гиппалом (см. выше), и автор, разумеется, использовал это природное явление в своей торговой мореходной деятельности. Морской справочник «Перипл Эритрейского моря» достоин того, чтобы на нем остановиться более подробно.
Путь из Египта на юг вдоль восточного берега Африки
Первой египетской гаванью на Эритрейском (Красном) море названа Миос Хормос. Эта порт был построен при египетском царе Птолемее Филадельфе (см. выше) и в него шли через пустыню караваны от Нила. Миос Хормос лежит на 27 градусе северной широты – это самая северная точка «Перипла». Второй египетской гаванью упоминается Берника и автор пишет, что товары «направо», т.е. вдоль берега Африки везут из Берники. Важным пунктом плавания является город Муза (Моха, Йемен), расположенный «на той стороне», т. е. в Аравии. Автор упоминает музийские товары и жителей Музы называет «музийцами». От Музы плавание по «Периплу» идет на восток, и после мыса Слоновый на юг до конечного пункта Рапта, расположенного почти на 10-м градусе южной широты.
Берег, на котором расположен рынок Рапта, называется берегом Азании, что имеет явную лингвистическую связь с островом Занзибар, и современной африканской страной Танзанией, название которой образовано из названий Танганьика и Занзибар, при этом рынок Рапта находился на границе Танганьики и Мозамбика. Автор «Перипла» знает путь от Рапта и дальше - на юг, вокруг Африки, и на запад в Атлантический океан – он уверенно пишет [26]:
«И надо полагать, эти рынки - последние на берегу Азании направо от Берники: ибо после этих мест Океан, будучи неисследован, загибается на запад и вдоль поворачивающихся от привычного направления частей Эфиопии, и Ливии, и Африки, поворачивая к югу, сливается с Западным морем».
В Рапте во времена написания «Перипла» правили музийцы (арабы из йеменского города Муза), получившие этот рынок на откуп от своего тирана Мофарита, который был правителем древнего царства – первого в Аравии.
Среди ввозимых в Рапта товаров названы сделанные в Музе копья, топоры, шилья и драгоценные камни. Упоминается вино и хлеб, но не для торговли, а для расположения варваров.
Вывозились из Рапта слоновая кость в огромном количестве, носорог, черепаха, рыбы-ракушки.
Плавали в Рапта на небольших судах из Музы аравийские кормчие, которые благодаря смешанным бракам знали местные языки. Упоминания о плавании египетских и римских судовладельцев на юг Азании «Перипл» не содержит.
Путь из Египта вдоль берега Аравии в Индию
Второй маршрут «Перипла» ведет из Береники (Берениса) через Миос Хормос и затем через Красное море прямо на восток к крепости Левке Коме в Аравии. Этот порт находился во владении римлян, и из него дорога вела в город Петра в Набатее. В Левке Коме стоял римский центурион с отрядом, и римским сборщиком бралась четверть доходов с ввозимых грузов. Район Эритрейского моря в его северо-западной части был небезопасен – набатейцы занимались пиратством и римский гарнизон был обязан с этим бороться.
Реальное плавание в Индию, не требовало захода в Левке Коме. Автор вновь упоминает город Муза как главный перевалочный приморский рынок [26]:
«Он полон аравийцев – людей владеющих кораблями и опытных мореходов, и бурлит торговыми сделками: они участвую как в торговле «на берегу», так и в Боригазах своими собственными поставками».
Автор сообщает, что Муза, это не гавань, а хороший рейд, вокруг которого море имеет песчаное дно, удобное для якорной стоянки.
Импортировались в Музу: был пурпурная ткань разных качеств и цен; одежда, выполненная по-арабски; шафран; ароматические травы, используемые в медицине; немного зерна и вина, а также монеты.
Экспортировались из Музы: мирра высшего качества, мирровое масло, белый мрамор, а также грузы из лежащего на противоположном берегу Адулиса.
Далее плавание продолжалось на восток мимо острова Диодора (Пирим), мимо берега, называемого Счастливой Аравией, где в порту Кана (близ деревни Бир Али, провинция Шабве, Йемен) торговцы закупали ладан. Сбор ладана - основного аравийского экспортного товара – выполняли рабы и каторжники. Автор «Перипла» пишет [26]:
«29. За Каной, где еще больше отступает вглубь, лежит другой очень глубокий залив, тянущийся на большое расстояние, называемый Сахалит, и Ладаноносная страна, гористая и труднопроходимая, в которой воздух тяжелый и туманный, ладан рождается на деревьях. Ладаноносные деревья не очень высокие и не широкие, приносят же ладан на коре, как некоторые деревья у нас в Египте выделяют смолу. Ладан собирается царскими рабами и посланными в наказание. Места же эти ужасно нездоровые и для проплывающих рядом вредны, а для работающих— совершенно смертельны; в любом случае они погибают из-за недостатка пищи».
Далее в «Перипле» морской маршрут ведет вдоль берега Аравии на восток, затем мимо берега Персии к реке Синт (Инд). Ко времени написания «Перипла» эта река уже называлась греками Индос – Инд. В тоже время «синт» на санскрите означает «река». Это подтверждает личное плавание автора в Индию – вероятно, так называли реку местные жители, к которым автор «Перипла» обратил свои вопросы.
Затем маршрут ведет в залив Баригаз (Камбейский залив) в страну Ариаки (Гуджарат в современной Индии), и оттуда вдоль берега на юг до города Музирис. Музирис стоит на реке – наиболее вероятно это река Перияр, впадающая в Лаккадивское море севернее города Кочин в районе 10-го градуса северной широты. При этом автор упоминает, что Музирис процветает не только благодаря кораблям из Ариаки – современной индийской провинции Гуджарат, но и эллинским кораблям.
«Музирис, {относясь} к этому же царству, процветает благодаря кораблям, приходящим в него из Ариаки и эллинским; лежит он на реке, отстоя от Тиндиса по реке и по морю на 500 стадий…»
В Музирис ввозили: одежду без рисунка и разноцветную, сурьму, кораллы, необработанное стекло, медь, олово, свинец, немного вина, мышьяк, хлеб для мореплавателей.
Вывозили из Музириса: большие количества перца, жемчуг, слоновую кость, серикские хлопковые одежды (шелковые одежды?), алмазы и аквамарины.
Далее автор «Перипла» рассказывает, что еще южнее и восточнее расположен остров Палайсимунду (Цейлон), далее за заливом река Ганг, самая большая в Индии, а еще дальше в глубине материка расположен огромный город называемый Тины. Вполне возможна связь названия Тины с названием восточного китайского царства Цинь, которое существовало с 778 года до р.Х. по 221 год. Что расположено далее города Тины автор не знает, он пишет [26]:
«66. … за этими местами из-за жестокости штормов и сурового мороза, и труднодоступности мест, и также некоей божественной силы богов не исследованы».
Подведем итоги чтения «Перипла»:
1. вдоль восточного берега Африки до границы современного Мозамбика плавали аравийские кормчие.
2. от Аравии до западного берега Индии, и, возможно, до Цейлона и реки Ганг на западе Индии плавали, в том числе, и греческие навигаторы.
«Перипл Евксинского Понта» Арриана
Флавий Арриан был уроженцем Никодемии и считался одним из самых образованных людей своего времени. Он жил в Риме, при императорах Адриане, Антонине и Марке Аврелии, занимал высокие посты и даже был консулом. В 134 году Арриан служил римским наместником в Евксинском Понте и по результатам своего личного плавания написал оригинальное сочинение – письмо императору Адриану.
Сочинение Арриана получило название «Перипл Евксинского Понта» [84].
Начинается плавание Арриана с города Трапезунт (Трабзон) – «города эллинского, колонии синопийцев». От Трепезунта Арриан поплыл на восток и северо-восток и обследовал все восточное побережье Евксинского моря, посещая все римские гарнизоны. Любопытным представляется эпизод с посещением Аррианом устья реки Фасид (Фасис – Риони), где находилась римская крепость с гарнизоном в 400 «отборных воинов». Там у статуи Фасианской богини, которую Арриан идентифицировал как Рею – мать олимпийских богов, ему показали железный якорь от корабля Арго. Но Арриан посчитал этот якорь не достаточно древним. Там же он видел обломки другого каменного якоря – и решил, что скорее эти обломки можно принять за якорь Ясона. Из Фасиса Арриан продолжил плавание до Пантикопея – бывшей столицы Боспорского царства.
Далее Арриан перечисляет населенные пункты, находившиеся на его маршруте при плавании на запад и юго-запад. В том числе он доплыл до «опустелого города Феодосии; это был древний еллинский город, ионический, основанный Милетянами.» Встречаются на пути Арриана город Херсонис Таврический (Севастополь), река Борисфен (Днепр), близко расположенная стоянка для кораблей Одисса, река Истр (Дунай), еще одна Одисса на фракийском берегу (Болгария) и завершается рейс Арриана в Византии (Константинополь).
Конструкция римских кораблей
Около 390 года Флавий Вегеций Ренат написал трактат о военном деле «Де Ре Милитари», в котором мы можем найти сведения о римском флоте, которые соответствуют техническому уровню кораблестроения в Риме в то время.
Приведем сведения о флоте и кораблях, которые излагает Вегеций [83]:
Виды кораблей
«Флот тоже состоит из двух видов: одни корабли называются либурнскими, другие крейсерами (наблюдательными)».
Строительство либурнов
«Либурния является частью Далмации с главным городом Ядертиной; взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами».
«Либурны делаются главным образом из кипариса, из домашней и дикой сосны и из ели; лучше соединять их медными, чем железными гвоздями. Хотя расход при этом будет несколько значительнее, но так как это прочнее, то это выгодно; ведь железные гвозди быстро разъедает ржавчина от тепла и влаги, медные же и в воде сохраняют свою основную металлическую основу».
«Самое полезное рубить деревья после летнего солнцеповорота, т.е. в месяцы июль и август, и во время осеннего равноденствия, (т.е.) до январских календ (1 января), ибо в эти месяцы засыхают соки и потому дерево становится более сухим и крепким. Вот чего нужно остерегаться: не распиливать ствол на доски тотчас же после того, как дерево будет срублено, а как только оно будет распилено, не посылать досок на постройку корабля, так как и толстые стволы и уже распиленные доски требуют для большей сухости большого срока времени».
Величины кораблей, либурны и скафы, окраска, морская одежда
«Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, – по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пяти рядов весел».
«К более крупным либурнам присоединяются разведочные скафы, которые имеют на каждой стороне почти по двадцати рядов гребцов; их британцы называют… просмоленными. С помощью этих кораблей производят внезапные нападения, иногда нарушают свободное плавание и подвоз провианта для неприятельских кораблей и путем выслеживания перехватывают их прибытие и их планы. Чтобы эти разведочные суда не выдавали себя белым цветом, их паруса и канаты окрашиваются в венетскую краску, которая похожа на цвет морских волн; даже воск, которым обычно обмазывается корабль, окрашивается в ту же краску. Моряки и воины надевают одежду венетского цвета, чтобы не только ночью, но и днем они, занятые выслеживанием, могли бы остаться незамеченными».
Сроки навигации
«Следует затем вопрос о месяцах и днях. Могучее и гневное море не позволяет спокойно плавать по нему в течение всего года; но некоторые месяцы особенно удобны, в некоторые из них плыть рискованно, а в остальные по природным условиям море недоступно для кораблей. По окончании Пахона, т.е. после восхода Плеяд, с 25 мая до восхода Арктура, т.е. до 16 сентября, плавание считается спокойным, так как благодаря лету резкость ветров умеряется; после этого времени до 11 ноября плавание сомнительно и грозит большими опасностями, так как после сентябрьских ид (13 сентября) поднимается Арктур, могущественнейшая звезда, несущая с собой самые сильные бури, а 24 сентября, в день равноденствия, бывает жестокая буря, около 7 октября появляется дождливое созвездие Козерога, а 11-го того же месяца – созвездие Тельца. Но начиная с ноября плаванию решительно мешает частыми бурями закат зимних Плеяд (Вергилий). От 11 ноября до 10 марта моря для плавания закрыты. День очень короткий, ночь длинная, на небе густые тучи, воздух сумрачный, жестокая сила ветров, удвоенная дождем или снегом, не только прогоняет всякий флот с моря, но даже валит тех, кто идет сухим путем».
1. ВесьТанах. Русский текст. Вена, Британское и иностранное библейское общество, 1903.
2. Ринекер Ф., Майер Г. «Библейская Энциклопедия Брокгауза», Российское Библейское Общество, 1999.
3. Матье М.Э., «Древнеегипетские мифы», Изд. АН СССР, М., 1956.
4. Эсхил, Трагедии,
5. Геродот. История. В 9-ти книгах, Наука, М., 1972.
6. Плутарх. Сочинения. Художественная литература, М., 1983.
7. Страбон. География. В 17-ти книгах. Наука, М., 1972.
8. Гомер. Илиада. Наука, СПб, 2008.
9. Гомер. Одиссея. Наука, М., 2000.
10. Циркин Ю.Б. «От Ханаана до Карфагена», Астрель, М., 2001.
11. Claudius Ptolemy, E. Stevenson (transl.). «The Geography», Dover Publications, 1991.
12. Diodorus Siculus, «Diodorus Siculus in 12 volumes», Loeb Classical Library, 1946.
13. C.Plinii Secundi, «Naturalis Historia», Apud Weidmannos, Berolini, 1866.
14. Квинт Курций Руф «История Александра Македонского», Изд. МГУ, М, 1993.
15. Тураев Б.А., «История Древнего Востока» в 2-х томах, Лань М., 2014.
16. Goguet Antoine - Yves «De l'origine des loix, des arts, et des sciences; et de leurs progr;s chez les anciens peuples», Paris: Desaint & Saillant, 1758.
17. Sextus Pompeius Festus. «De la signification des mots», trad. pour la premi;re fois en fran;ais par M. A. Savagner, Panckoucke, 1846.
18. Шифман И.Ш. «Финикийский язык», Едиториал УРСС, М., 2009.
19. Аполлоний Родосский «Аргонавтика», Наука, М., 2001.
20. Eusebius «Chronicle», Transl. from Classical Armenia by R. Bedrosian.
21. Сенкевич Ю.А. «На «Ра» через Атлантику», Гидрометеоиздат, Л., 1973.
22. Филон Библский «Финикийская история», перевод Тураева Б.А., в книге «Финикийская мифология», «Летний сад», СПб, 1999.
23. Гай Юлий Цезарь «Записки о Галльской войне», в сборнике, АСТ, М., 2007.
24. Фукидид «История», «Наука», М., 1999.
25. Цицерон Марк Туллий «Избранные сочинения», Художественная литература, М., 1975.
26. Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря». Алетейя, СПб, 2007.
27. Charles H. Kanh «Anaximander and origins of Greek cosmology». Columbia University Press, New York, 1960.
28. Бикерман Э. «Хронология древнего мира», Наука, М., 1975.
29. Полибий. Всеобщая история. Книги I—IX, ОЛМА-ПРЕСС Инвест, М., 2004.
30. Полибий. Всеобщая история. Книги X—XL, АСТ, М., 2004.
31. Аммиан Марцелин. Римская история. Алетейя, СПб, 2000.
32. Аристотель, Сочинения в 4-х томах, «Мысль», М., 1976.
33. Руф Фест Авией. «Описание морского берега Испании», «Вестник Древней истории», М., 1939, № 2.
34. «Перипл Ганнона», греческий текст неизвестного автора.
35. Рыбаков Б.А. «Геродотова Скифия», Наука, М., 1979.
36. Eudoxos von Knidos, F. Lasserre (ed.), Texte und Kommentare, De Gruyter, Berlin, 1966.
37. Квинт Эппий Флавий Арриан «Поход Александра», Алетейя, СПб, 1993.
38. Тит Ливий «История Рима от основания города», Наука, М., 1989.
39. Will E., Histoire politique du monde hellenistique (323-30 av. J. C.), v. 1 - 2 .
40. Diodorus Siculus, C.H. Oldfather. Library of History, V I-IV, Loeb Classical Library, 1946.
41. E. H. Bunbury ”A History of Ancient Geography Among the Greeks and Romans from the Earliest Ages till the Fall of the Roman Empire”, John Murray, London, 1879.
42. J. Н. Breasted, Ancient records of Egypt, University press, New York, 1906.
43. Эмери У.Б. «Архаический Египет», ИТД «Летний сад», СПб, 2001.
44. Хрестоматия по истории Древнего Мира. В 3-х томах. Ред. Струве В.В., Учпедгиз, М., 1950.
45. Брестед Д., Тураев Б., «История древнего Египта». Харвест, Минск, 2003.
46. Д.Г. Брэстед. «История Египта». В 2-х томах, авт. пер. В.Викентьева, тип. Сабашниковых, М., 1915.
47. История фараонов Бругша. Пер. Г.Властова, тип. Глазунова, СПб, 1880.
48. Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2-х частях, ред. Коростовцев М.А., Высшая школа, М., 1980.
49. Иосиф Флавий «Иудейские древности», в 2-х томах, АСТ, М., 2002.
50. Павсаний «Описание Эллады», в 2-х т., АСТ, М., 2002.
51. Hugo O. Bizzarri «Secreto de los secretos = Poridat de las poridades : versiones castellanas del pseudo-Arist;teles Secretum Secretorum / estudio y edici;n», Universitat de Val;ncia, 2010.
52. Андреев Ю.В. «От Евразии к Европе», «Дмитрий Буланин», СПб, 2002.
53. A.Evans “The Palace of Minos”, Vol I-IV, Macmillan and Co, London, 1928-1930.
54. В. Бузескул «Древнейшая цивилизация в Европе», «Союз», Харьков, 1918.
55. Дж. Пендлбери «Археология Крита», ИИЛ, М., 1950.
56. Карл Блеген «Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака», Центрполиграф; М, 2004
57. J. Chadwick “The decipherment of linear B”, Cambridge University Press, London, 1958.
58. Questioni Naturali di Lucio Anneo Seneca a cura di Dionigo Vottero, Unione Tipografico-Editrice Torinese, Torino, 1989.
59. Козьма Индикоплов «Книгы о Христе, объемлюща весь мир», фолиант перевода 17-го века.
60. A. Bowen, R. Todd «Cleomedes lectures on astronomy», A translation of the Heavens with an introduction and commentary. Berkeley, 2002.
61. Арриан «Индика», «Вестник Древней истории», М., 1940, № 2.
62. «Луций Анней Флор — историк древнего Рима», пер. А. Немировский, М. Дашкова, Изд-во Воронежского университета, Воронеж, 1977.
63. Малые римские историки. Веллий Патеркул, Анней Флор, Луций Ампелий, «Ладомир», М., 1995.
64. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве. Ред. М.Бурский, Сельхозгиз, М., 1937.
65. «Римские историки IV века. Евтропий, Аврелий Виктор, Евнапий.», ред М.Тимофеев, РОССПЭН, М., 1997.
66. Демосфен. Речи. В 3-х томах, «Памятники исторической мысли», М., 1994.
67. Исократ. Малые Аттические ораторы, «Ладомир», М., 2013.
68. Элиан «Пестрые рассказы», АН СССР, М.-Л., 1963
69. Эпитома сочинения Помпея Трога Histоriae Philippicae, Изд-во С.–Петербургского ун-та, СПб., 2005.
70. Аппиан «Гражданские войны», «Совершенно секретно, «Селена», М., 1994.
71. Аппиан «Римские войны», Алетейя, СПб, 1994.
72. ;севдо-Арриан «Плавание вокруг Эритрейского моря», в журн. «Вестник древней истории», № 2, М. 1940.
74. Dio’s Roman history, tr. E.Cary, in 9 vol., W.Heinemann, London, 1916.
75. Theodor Mommsen «Res gestae divi Augusti ex monumentis Ancyrano et Apolloniensi. Weidmann, Berlin, 1865.
76. Марк Анней Лукан «Фарсалия или поэма о Гражданской войне», Наука, М., 1951.
77. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне. Ладомир, Наука, М., 1993.
78. «Властелины Рима», сборник, Наука, М., 1992.
79. Корнелий Тацит Сочинения в 2-х томах, Ладомир, М., 1993.
80. Theodosiani libri XVI cum constitutionibus sirmonlianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes. Ed. Th. Mommsen et P. Meyer. Vol. I-II, Berolini, 1905.
81. «Институции Юстиниана», «Зерцало», М., 1998.
82. «Chronica Vagni Aurelii Cassiodori senators» в сборнике «Monumenta Germaniae Historica», v. XI, Wedmannos, Berolini, 1894.
83. Flavio Vegecio Renato «Compendio de tecnica militar», C;tedra Letras Universales, 2006.
84. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, Тип. Имп. Академии Наук, Спб, 1890.
85. Гай Светоний Транквилл «Жизнь двенадцати цезарей», «Правда», М., 1988.
86. Аммиан Марцеллин «Римская история», «Алетейя», СПб., 2000.
87. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. ИВЛ, М., 1960.
88. «Летопись византийца Феофана от Диоклитиана до царей Михаила и сына его Феофилакта».
89. Августин «Слово о разорении города Рима», «Вестник древней истории», 2001, №2.
Свидетельство о публикации №219110900256