Любимые притчи

Притчи — это не просто тексты, не просто короткие рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», — писал он.
Авторы притч часто неизвестны, и в них заключена народная мудрость, которая копилась веками. И мне тоже хочется поразмышлять о смысле этих коротких поучительных рассказов, прокомментировать их.

Притча о белом коне

В одной деревне жил очень бедный старик, но даже императоры завидовали ему, так как у него был прекрасный белый конь. Императоры предлагали ему невиданную цену за коня, но старик не продавал его.
Однажды он обнаружил, что коня нет в стойле. Собралась вся деревня, и люди сказали:
— Ты старый дурак! Мы знали, что однажды коня не окажется на месте. Было бы лучше продать его. Вот несчастье!
— Не заходите слишком далеко, говоря так. Просто скажите, что коня нет на месте, — отвечал им старик. — Таков факт, остальное суждение. Что бы ни было, несчастье или благословение, я не знаю. Кто знает, что последует?
Люди смеялись над стариком. Но через несколько дней ночью, конь вернулся. Он не был украден, он просто убежал на волю. Он привёл с собой дюжину лошадей. Опять люди собрались и сказали:
— Старик прав. Это не несчастье. Теперь ясно, что это было благословение.
— Опять вы заходите далеко. Просто скажите, что конь вернулся. Кто знает, благословение это или нет? — спокойно отвечал старик. — Это только фрагмент. Вы прочли одно слово в выражении. Как вы можете судить целую книгу?
В этот раз люди много не говорили, но внутри себя решили, что он не прав: двенадцать прекрасных лошадей!
У старика был единственный сын, который стал объезжать этих лошадей. Всего через неделю он упал с лошади и сломал обе ноги. Люди собрались вновь и опять судили:
— Ты опять доказал свою правоту! Это несчастье. Твой единственный сын потерял ноги, а в твоём преклонном возрасте он — твоя единственная опора. Теперь ты ещё беднее, чем был.
— Вы одержимы суждением. Не заходите так далеко. Скажите только, что сын сломал ноги. Никто не знает, несчастье это или благословение. Жизнь приходит этапами, а большего нам не дано.
Так случилось, что через несколько недель страна вступила в войну, и все юноши пошли в армию. Остался только сын старика, потому что он был калека. Вся деревня кричала и плакала, потому что это было решающее сражение, и они знали, что большинство парней не вернётся. Они пришли к старику и сказали:
— Ты был прав, старик, теперь очевидно, что это было благословение. Что ж, твой сын калека, но зато он с тобой. Наши сыновья ушли навсегда.
Старик вновь сказал:
— Вы продолжаете судить. Никто этого не знает! Только скажите, что ваши сыновья годны для армии, а мой сын — нет. Только Бог, Абсолют, знает, несчастье это или благословение.
Пока вы судите, вы не растёте, не развиваетесь. Суждение означает застывшее состояние ума. И ум всегда требует суждений, потому что находиться в процессе развития всегда рискованно и неуютно. В действительности путешествие никогда не заканчивается. Одна часть заканчивается, зато другая начинается, одна дверь закрывается, другая — открывается. Вы достигаете вершины, но появляется другая, более высокая. Жизнь есть бесконечное путешествие!

Комментарий: сразу же вспоминается известная пословица о том, что всё, что ни делается - к лучшему.

Притча о терпимости

Один человек пришел к мудрецу и спросил: «Жениться мне или нет?»
Мудрец попросил его сесть рядом и позвал свою жену. Он попросил её зажечь лампу, хотя был полдень. Жена сделала то, о чем ее просили. Человек был разочарован таким глупым поступком мудреца.
Через некоторое время мудрец попросил свою жену принести два стакана молока. Жена сделала это.
Мудрец и пришедший к нему человек начали пить молоко. Оно было кислым. Человек не мог терпеть этот вкус и перестал пить, но мудрец, напротив, продолжал глотать молоко и при этом хвалил свою жену за хорошее молоко. Человек был озадачен. Он подумал: «Я думал, что иду к мудрецу, а попал к глупцу».
Больше он не мог сдерживаться и сказал: «Я думал, что ты мудр и умен, поэтому я пришел к тебе за советом, но полагаю, что я ошибся. Я не думаю, что ты можешь ответить на мой вопрос». Мудрец спросил: «Почему ты в этом сомневаешься?»
Человек сказал: «Ты попросил свою жену принести и зажечь лампу в полдень. Более того, ты продолжал хвалить кислое молоко, как будто оно было очень вкусным, тогда как его было совершенно невозможно пить. Твои глупые действия мне непонятны.
Мудрец ответил: «Это были ответы на твой вопрос, господин».
Человек спросил: «Правда?»
Мудрец сказал: «Да, ты заметил, что моя жена выполняла мои приказания без возражений, несмотря на то, что они были глупыми? Она могла возразить, зачем мне нужна лампа ярким солнечным днем, но она этого не сделала. Аналогично я был терпим к тому, что она подала мне кислое молоко. Если вы взаимно сможете развить такую терпимость, ты можешь жениться, в противном случае я советую тебе этого не делать».
Комментарий: думаю, что к советам мудреца стоит прислушаться!

Притча о правильности выбора

   Однажды фермер со своим сыном и с ослом отправились в большой город. Мужчина ехал на осле, а мальчик вёл его за веревку. Не успели они проехать  городские стены, как услышали, что один из прохожих достаточно громко заметил:
   – Вот это да! Посмотрите, как этот мужик расселся на осле, словно барин, а маленький ребенок бредёт впереди, пытаясь удержаться на ногах от усталости.
   Фермеру стало стыдно, он спрыгнул с осла, посадил мальчика, а сам пошёл впереди.
   На следующей улице коробейник обратил свое внимание на это трио.
   – Вы только посмотрите: этот маленький хам восседает на осле как наследник престола, в то время как его бедный старый отец тащится по грязи.
   Очень смутившись, мальчик попросил своего отца сесть на осла впереди него.
   Но только они повернули за угол и попали на новую улицу, как женщина, продававшая кувшины, воскликнула:
   – Посмотрите, во что вырождается человечество! Никакой заботы о животных! Посмотрите на этого бедного ослика. Его спинка прогнулась под тяжестью этих двух лентяев!
   Услышав это, фермер и его сын молча слезли с осла и пошли перед ним, ведя его за веревку. Они не успели отойти на пятьдесят ярдов, как услышали, что владелец лавки кричит через дорогу своему соседу:
   – Я думал, что я дурак, но посмотри на этих тупиц! Зачем заводить осла, если он не выполняет своей работы?
   Фермер остановился и шлёпнул осла по носу. Повернувшись к своему сыну, он сказал:
   – Что бы мы ни делали, кто-нибудь обязательно не согласится с нами. Наверное, пора думать своим умом, что мы считаем правильным, а что нет!

Комментарий
В этой притче говорится о том, как нелегко сделать порой собственный выбор. Мы часто зависим от чужого мнения и одобрения, даже если не хотим себе в этом признаться. И всегда найдутся "доброжелатели", которые подскажут, как поступить лучше, с пользой для себя.
Проходят годы, прежде чем человек понимает, что именно он, он сам, несёт ответственность за свою жизнь и за свои поступки. Ибо, как говорит, мудрая пословица, всем не угодишь. Да и не надо к этому стремиться.

Притча о каменотёсе

Труд Каменотеса был тяжёл, руки натружены и мозолисты, спина согнута, а лицо – сумрачно. Он был несчастлив. Однажды он сказал: "Это не жизнь. Почему моя судьба сделала меня тем, кто я есть? Если бы только стал я богатым, я был бы счастлив".
Ему явился Ангел и спросил:
- Что должно случиться с тобой, чтобы ты ощутил, что ты богат и счастлив?
 – Если бы я был богатым, я бы жил в городе в великолепном доме, в комнате стояла бы большая кровать с балдахином, на которой я спал бы целыми днями.
- Ты богат, – сказал Ангел.
И каменотес стал богатым. Он жил в городе, в великолепном доме, спал целыми днями – и был счастлив.
Это продолжалось до того момента, пока однажды рано утром его не потревожил шум, доносившийся с улицы. Глянув в окно он увидел золотую карету в сопровождении солдат. Это ехал Король. Люди приветствовали его и преклонялись перед ним. И богач внезапно понял, что несчастлив.
– Я так несчастен! – Обратился он к Ангелу. – Король могущественнее, чем я. Если бы я только мог стать Королем, я был бы полностью счастлив.
– Отныне ты Король, – сказал Ангел.
И богач стал Королем. И был счастлив от своего могущества. Ему нравилось принимать знаки почтения, решать судьбы людей. Но однажды он обратил внимание на Солнце. И увидел, что оно может делать такие вещи, которые ему не снились: превращать поля из зелёных в жёлтые, высушивать широкие реки и лишать жизни сами источники жизни. И тут Король понял, что он несчастлив.
– Я так несчастен! – вновь обратился он к Ангелу – Солнце могущественнее меня. Если бы только  я мог стать Солнцем, я был бы счастлив.
– Хорошо, отныне ты – Солнце, – сказал Ангел.
И Король стал Солнцем. И был счастлив до тех пор, пока не увидел Скалу. Она, чёрная, сильная, несокрушимая, была неизменна. Ни жар, ни холод не могли разрушить или поколебать её. И он снова ощутил горечь несчастья. Сказал Король:
– Я так несчастен! Если бы мог я стать Скалой, я вновь обрёл бы счастье.
И снова явился Ангел и сказал:
– Ты – Скала.
И он стал Скалой, и наслаждался своей силой и крепостью, ощущая, что может противостоять всему, что бы ни уготовала ему природа. Он радовался своей непобедимости и смеялся над Солнцем.
И так продолжалось до тех пор, пока однажды не пришёл Каменотёс...

Комментарий
Притча о том, что мы порой не замечаем своего счастья и своей значимости, стремясь изо дня в день к богатству и славе, слепо примеряя на себя чужие роли.

Будьте последними

Притча в изложении Ошо
Умер один великий даос. Лао-цзы отправился оказать ему последнюю почесть. Но на похоронах собралось множество людей. Он удивился и повернул обратно. Ученики, сопровождавшие его, спросили:
— В чём дело? Почему Вы решили вернуться, не оказав последней почести?
— Он не мог быть человеком Дао, — ответил Лао-цзы. — Столько людей плачут и рыдают. Видно, он стал для них чем-то незаменимым. Значит, от него им была какая-то польза. Вот почему я возвращаюсь. Он не следовал учению истинно.
Он говорил им: «Будьте последними. Идите по миру так, словно вас и нет. Не будьте компетентны, не пытайтесь доказать свою значимость — это не нужно. Оставайтесь бесполезными и наслаждайтесь».
Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда — духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность — не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И людям, которые вступили в полезную активность, так нужно иногда отдохнуть в тени.

Комментарий
"Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда — духовная, внутренняя, она проявляется энергией" - вот слова, над которыми стоит всерьёз задуматься!

Надо учиться видеть хорошее

Один старый и очень мудрый человек сказал своему другу:
— Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета.
В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец ему задал следующий вопрос:
— А теперь закрой глаза и перечисли все вещи синего цвета
Друг растерялся и возмутился:
— Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал только вещи коричневого цвета!
На что мудрец ответил:
— Открой глаза, осмотрись — ведь в комнате очень много вещей синего цвета.
И это было чистой правдой.
Тогда старик продолжил:
— Если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни — только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни. Запомни: если ты ищешь плохое, то ты обязательно его найдешь и не заметишь ничего хорошего.

Здесь, как говорится, все комментарии излишни.

Орлы и раковины

Притча в изложении Ошо

Когда Бог создал человека, то спросил его, кем он хочет быть. Человек был ещё молодым и неопытным и потому от такого вопроса несколько растерялся и сказал: «Я не знаю».
Тогда Бог взял человека за руку и повёл к морю. Подведя его к берегу, Бог показал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал:
— Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины — будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как и ты, и едой твоей будет только то, что занесёт тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся жизнь твоя пройдёт без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Всё время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открывать, закрывать, открывать, закрывать.
Показав человеку жизнь раковины, Бог повёл человека в горы. И там, высоко в горах, указал ему на гнездо орла.
— Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко, как захочешь, сможешь жить так, как захочешь, сможешь достигать самых высоких вершин, и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как и ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь, и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты будешь каждый день отправляться на поиски пищи и добывать её потом и кровью. Ты можешь выбрать и эту жизнь, если захочешь.
И с тех пор появились на свете люди, которые выбрали для себя жизнь раковины, и немногие, которые выбрали для себя жизнь орла.

Комментарий
И у каждого человека по-прежнему есть право выбора!

Наслаждаться вкусом жизни

Однажды, спустя десять лет после окончания института, бывшие выпускники пришли в гости к профессору, который вел у них на курсе психологию. Посидели, вспомнили студенческие годы. А когда профессор спросил, как они поживают сейчас, в ответ услышал поток жалоб на многочисленные жизненные трудности.
Радушный хозяин предложил молодым людям выпить кофе и принес из кухни кофейник и поднос, уставленный самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными, простыми и изысканными. Когда выпускники разобрали посуду, профессор сказал:
«Если вы заметили, разобраны все дорогие чашки. Простые и дешёвые никто не захотел брать. Желание иметь только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите: чашка не делает кофе вкуснее и ароматнее. Иногда она просто дороже, а порой скрывает то, что мы пьем. Вы хотели кофе, это ваше настоящее желание. Но вы сознательно выбрали лучшую посуду и стали разглядывать, кому что досталось.
Теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - чашки. Всего лишь инструменты для хранения жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет ценность нашей жизни. Иногда, концентрируясь на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!».

Комментарий: золотые слова! А ведь многие бездумно растрачивают свою единственную жизнь в погоне за материальным достатком.

Притча о козе

Приходит человек к мудрецу.
— Мудрец! Дай мне совет! Живу я с четырьмя детьми, с женой, с тещей, повернуться негде…
Как дальше жить?
Мудрец спокойно говорит:
— Купи козу.
Человек пошел и купил козу.
Проходит некоторое время. Он опять приходит к мудрецу.
— Мудрец, что ты наделал?! В комнатке у меня сумасшедший дом: дети на голове ходят, теща старая, больная, да тут еще и коза стоит — почти всю комнату занимает, блеет… Что делать?
— Продай козу.
— Ребе, я не понимаю: то «купи козу», то «продай козу…».
— Слушай меня: немедленно продай козу.
Проходит еще некоторое время. Этот человек опять приходит к мудрецу.
— Дорогой мудрец! Как я тебе благодарен! Я и не знал, что я такой счастливый человек!…

Комментарий: было бы неплохо, если бы герой этой притчи не мучился с козой, а каким - то образом понял, что он счастлив, сразу. Но такого случиться не могло, ни с ним,  ни с кем-либо из нас. Так уж мы устроены, что нам всем необходимо «купить козу».
Оказывается, надо  просто создать себе дополнительные неудобства, чтобы оценить то, чем владеешь. Всё ведь познаётся в сравнении!

Притча о нерадивом ученике

Жил-был нерадивый ученик. Все, кто учился в группе у мастера, вовремя сдавали задания, постигали мудрость и искусство единоборств. Но он один-единственный постоянно отставал, все делал неправильно, с ошибками. Сам на это злился и ссорился с товарищами.
Мастер решил ему помочь.
- Собирайся, завтра мы идем с тобой в поход в горы.
- Учитель, а что мне с собой взять, к чему быть готовым?
- Ничего, мы просто поднимемся вверх.
Настало утро. Учитель повел ученика какими-то заросшими тропами, под ногами попадались то мелкая галька, то крупные булыжники. Ученик постоянно спотыкался, разбивал колени и локти, падал. Из-за этого ещё больше злился на камни, кочку, погоду, тропинку, проклинал все вокруг... Учитель же шел рядом, аккуратно обходя булыжники, и наблюдал за учеником.
Вот тот снова  споткнулся и поцарапал лицо кустарником.
- Ну, как, тебе еще не надоело падать? – спросил мастер.
- Надоело. Я больше не могу, у меня все колени разбиты в кровь. Когда  мы придем в нужное место?
- Не знаю. Зависит от тебя.
- Учитель, как от меня? Это ты меня ведешь в горы.
- Я позвал тебя на эту прогулку не для того, чтоб вместе дойти до какой-то точки. А для того, чтобы ты увидел, как именно ты преодолеваешь жизненный путь. Наконец посмотрел бы на себя со стороны. И в этой тишине осознал, как ты преодолеваешь свой путь.
- Учитель, я же иду, стараюсь.
- А тебе нравится твой путь?
- Нет, ты сам видишь, я постоянно падаю. Здесь такое ужасное место. Одни острые камни и колючие кустарники.
- Что ты делаешь для того, чтобы не падать иди для того, чтобы так больно не царапаться кустарником?
Ученик остановился и задумался… Мастер продолжал.
- Сегодня это и есть наша с тобой конечная остановка. Ты наконец-то задумался. Посмотри внимательно, как много ты делаешь ошибок. Не только в горах, но и в учебе. А как ты реагируешь на это? Просто злишься и проклинаешь все вокруг. Вместо того, чтобы разобраться, что именно заставило тебя упасть и как ты можешь избежать этой ситуации в следующий раз. Причина не в камнях, а в тебе.
Они стали возвращаться обратно. Ученик аккуратно обходил булыжники, издалека приглядывался к кустарникам, чтобы вовремя от них отстраниться. А если случалось, что он падал, то просто внимательно рассматривал – что же его заставило упасть.

Комментарий: лучше быть внимательным и терпеливым, чем тратить силы на бесполезный гнев и сетования на несправедливость жизни.

В поисках удовольствия

Китайская притча

Жил на свете очень ленивый юноша. Целыми днями слонялся он с места на место, и ничто не нравилось ему, ни в чём не мог он найти удовольствия. «Что же такое удовольствие?» — подумал он однажды и решил пойти поискать его. Он вышел из дому и через некоторое время увидел старого крестьянина, копавшего землю.
— Дедушка, не знаешь ли ты, в чём можно найти удовольствие? — спросил его юноша.
— Знаю, — ответил старик, не прерывая работы, — но если я буду с тобой разговаривать, то не смогу работать.
— Я пока поработаю за тебя, а ты говори, хорошо? — предложил юноша.
— Хорошо.
Юноша взял лопату и начал копать землю. Солнце жгло ему спину, тело покрылось потом. Но ему так хотелось узнать, в чём найти удовольствие, что он продолжал свой труд.
А старик уселся под деревом и стал наблюдать за юношей. Прошло часа два, и старик позвал:
— Эй, парень, отдохни-ка немного!
Юноша бросил лопату и подсел к старику в приятную, прохладную тень. Старик предложил ему воды и юноша напился.
— Ах, как хорошо! Вот удовольствие! — невольно воскликнул он.
— Верно, — подтвердил старик, — это и есть настоящее удовольствие! Если будешь усердно трудиться, удовольствие само найдёт тебя.

Комментарий
И на самом деле верно: только после тяжёлой и  кропотливой работы можно испытать истинное удовольствие. То, что преподносит судьба на блюдечке с голубой каёмочкой, обычно не ценится и быстро забывается.

Притча про прошлое, будущее и настоящее

Три старца спорили о том, что же самое важное для человека: его прошлое, настоящее или будущее.
Первый старец считал, что самое важное – это прошлое:
- Именно прошлое формирует характер. Прошлое показывает мне, кто я есть на самом деле. Когда я сомневаюсь, получится ли у меня что-то, то ищу поддержки в своем прошлом. Мои прошлые подвиги, достижения, выученные мной уроки дают мне силы и надежду для того, чтобы идти вперед.
Второй старец высказывался в пользу будущего:
- Прошлое необратимо. Мы уже не можем изменить то, что произошло. Зато в нашей власти повлиять на будущее. Мы живем нашими целями, мечтами, стремлениями. Если бы не желание будущего, разве нам хотелось бы просыпаться по утрам, что-то менять в своей жизни. Как раз главное в жизни человека зависит именно от того, что он хочет получить и каким он хочет стать.
Тут вступил в разговор третий старец:
- Вы рассуждаете о том, чего нет. В настоящем моменте нет ни прошлого, ни будущего. Прошлое уже свершилось. Все, что вы можете от него получить, - это сделать выводы. С помощью этих выводов вы станете мудрее и осмотрительнее. Будущего ещё нет, и никто вам не обещает, что оно будет именно таким, какое вы для себя нарисовали. Мы можем повлиять на него, но не все зависит от нас. Поэтому нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящий момент. То, как вы его проживаете, и есть ваша настоящая жизнь. Самый важный день и час – это сегодня и здесь.
Старцы задумались.
И тут в дверь вошла жена третьего старца:
- Опять философствуешь, бездельник. Иди подои корову и почини крышу. Ты же сам говоришь, что надо жить настоящим. Настоящее – это не только рассуждения, а реальные дела. Не всегда они очень красивые и приятные, но это есть жизнь.
Комментарий: слова останутся красивыми словами, если не подкрепить их делом.

Зачем человеку память?

Китайская притча
Старый китайский мудрец шёл по заснеженному полю и увидел плачущую женщину.
— Почему ты плачешь? — спросил он её.
— Потому что вспомнила прошлое, молодость, былую красоту, ныне поблекшую, мужчин, которых любила. Бог поступил жестоко, даровав людям память. Он, видно, знал, что я буду вспоминать весну моей жизни и плакать.
Мудрец, уставившись неподвижным взглядом в одну точку, созерцал снежную равнину. А женщина вдруг перестала плакать и спросила:
— Что ты видишь там?
— Вижу цветущие розы, — отвечал мудрец. — Бог был великодушен, даровав мне память. Он, видно, знал, что зимой я всегда смогу вспомнить весну и улыбнуться.

Комментарий
Вот, оказывается, для чего дана людям память: для одного она - благо,потому что позволяет оживить лучшие события  жизни,  а для другого - наказание, ведь он сравнивает прошлое с настоящим и оттого огорчается.

Со свечой лучше

Китайская притча

Престарелый правитель Пин Гун сказал однажды своему министру:
— В молодости я был глуп и не хотел ничему учиться. Теперь же учиться поздно: вчера мне исполнилось семьдесят лет.
— И всё же со свечою лучше, — проговорил министр.
Правитель с удивлением посмотрел на него и сказал:
— Я не понимаю смысла твоих слов. Какое отношение имеет свеча к тому, о чём я говорил?
Министр ответил:
— Знания, которые мы приобретаем в детстве и юности, подобны утреннему солнцу. Оно смело прогоняет ночную тьму, щедро сияет и пробуждает всех к жизни. Знания, полученные в зрелом возрасте, — это солнце перед закатом. Оно не сияет, но светит, оно не жжёт, но греет и защищает вас от холода. Знания же, полученные в старости, подобны свету свечи. Свет её невелик. Но попробуйте задуть свечу, и на вас опустится ночь. Лучше жить при свете свечи, чем в сплошном мраке.

Комментарий
Знания - свет, который согревает нас в течение всей жизни, оберегает, радует и защищает от невзгод.

Особенное семечко

Корейская притча
Один император на Востоке старел и понимал, что пришло время выбрать наследника. Вместо того, чтобы выбрать кого-то из своих советников или детей, он решил поступить по-другому. Однажды, он собрал всех молодых людей своей империи и сказал:
— Пришло время уступить престол и выбрать следующего императора. Я принял решение и выберу одного из вас.
Дети были шокированы! Но император продолжил:
— Сегодня я дам каждому из вас семечко. Одно очень особенное. Я хочу, чтобы вы посадили это семечко, полили его и вернулись сюда ровно через год с тем, что вырастет у вас из одного этого семени. Потом я оценю растения, которые вы принесёте и тот, кого я выберу, станет следующим императором.
В тот день там был мальчик по имени Линг, как и все остальные, он получил семечко. Вернувшись домой, он взволнованно рассказал маме всю историю. Мать помогла мальчику достать горшок и землю для рассады, он посадил семечко и бережно поливал его. Он поливал его каждый день и смотрел не проросло ли оно. Через три недели, некоторые ребята уже говорили о своих семечках и о растениях, которые начинали прорастать. Линг продолжал проверять своё семечко, но так ничего и не выросло. Три недели, четыре недели, пять недель… Всё равно — ничего. К этому времени другие уже говорили о своих растениях, но у Линга не было растения, и он чувствовал себя неудачником. Прошло шесть месяцев, а в горшке Линга по-прежнему ничего не было. Он точно знал, что испортил своё семечко. У всех остальных были деревья и высокие растения, а у него было пусто. Тем не менее, Линг ничего не сказал своим друзьям. Он просто продолжал ждать, когда его семечко взойдёт.
Наконец прошёл год, и все ребята понесли свои растения императору на оценку. Линг сказал своей маме, что не собирается нести пустой горшок. Однако мама сказала Лингу быть честным по поводу того, что случилось. От этой ситуации Лингу было не по себе, но он знал, что его мама права. Он взял свой пустой горшок и отправился во дворец. Когда Линг уже был на месте, его поразило разнообразие растений, выращенных остальными ребятами. Они были красивы, различных форм и размеров. Линг поставил свой пустой горшок на пол, и многие мальчики начали смеяться над ним.
Когда император прибыл, он осмотрел комнату и поприветствовал молодых людей. Линг пытался спрятаться позади всех.
— Какие превосходные растения, деревья и цветы вы вырастили, — сказал император. — Сегодня один из вас будет назначен следующим императором.
Внезапно, в конце зала император заметил Линга с пустым горшком. Он приказал своим стражникам привести его. Линг был в ужасе: «Император знает, что я неудачник! Наверняка, он прикажет меня казнить». Когда Линга подвели к императору, император спросил его имя.
— Меня зовут Линг, — ответил он.
Все дети смеялись и шутили над ним. Император попросил всех замолчать. Он посмотрел на Линга и объявил толпе:
— Поприветствуйте вашего нового императора! Его зовут Линг!
Линг не мог в это поверить. Ведь он даже не смог вырастить семечко. Как может он быть новым императором?
Затем император сказал:
— Ровно год назад, в этот же день, в этом месте я дал всем по семечку. Я сказал вам взять семечко, посадить, поливать его и принести мне обратно то, что вырастет. Но всем вам я дал сваренные семена, которые бы никогда не выросли. Все вы, кроме Линга, принесли мне деревья, растения и цветы. Когда вы обнаружили, что семечко не собирается прорастать, вы подменили семена, которые я вам дал, на другие. Линг был единственным, кто смело и честно принёс мне горшок с моим семечком. Поэтому именно он и будет новым императором!

Комментарий: а всегда ли у нас хватает мужества сказать правду?

Притча об обидах

Однажды к учителю пришел ученик и спросил:
— Учитель, ты такой мудрый. И спокойный. Ты никогда ни на кого не злишься и не обижаешься. Помоги мне тоже стать таким. Учитель хитро улыбнулся и попросил ученика принести одну картофелину и прозрачный пакет.
— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — возьми эту картофелину. С одной ее стороны напиши свое имя, с другой имя человека, с которым произошел конфликт. И положи эту картофелину в пакет.
— И это все? — недоуменно спросил ученик.
— Нет, — ответил учитель, — этот пакет ты должен всегда носить с собой. И каждый раз, когда ты на кого-нибудь обидишься, добавляй в него одну картофелину. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился еще несколькими картофелинами и стал уже довольно тяжелым. Его стало трудно носить с собой. К тому же картофель в пакете стал портиться. Он покрылся скользким гадким налетом и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришел к учителю и сказал:
— Этот пакет уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет стал слишком тяжелым, а во-вторых картофель испортился. И вообще, я не понимаю, в чем заключается смысл твоего задания?
Учитель мягко улыбнулся и ответил:
— То же самое, что и в твоем пакете, происходит у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься или обижаешься, у тебя в душе появляется лишний груз. Вроде картофелины. Просто поначалу ты этого не замечаешь. Потом картофелин становится все больше. И на душе делается все тяжелее.
А потом душа гниет, словно картошка в этом пакете. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, вспомни о гнилой картошке. И подумай, нужна ли тебе тяжелая гниль в твоей душе. Наши пороки порождаем мы сами. Так нужно ли нам таскать мешок гнилой картошки внутри?..
Комментарий: эту притчу нам надо почаще вспоминать в нашей повседневной жизни!

Притча о старом осле

Жил-был старик и был у него старый осёл, который  много лет служил ему верой и правдой.
И вот однажды шли они  с базара. Оба очень устали, были невнимательными.
Осел куда-то наступил и почувствовал, что падает…
И вот он уже на дне, в сырости, темноте, рядом только паутина. Осел провалился в старый, заброшенный колодец.
Он начал просить, чтобы хозяин его спас.
Тут сбежались  люди, начали заглядывать вниз. Вдруг старик говорит:
- Я уже старый, у меня нет сил, чтоб вытащить осла. Да и осел мой стар, все равно скоро помрет. Люди, принесите лопаты, моего осла закопаем, чтоб не мучился. Да заодно и колодец засыплем, чтоб молодые скакуны или ослы в него не провалились.
Стали люди кидать в колодец комья земли, мелкие камни, какие-то палки, сыпали песок.
Все уже устали, сели передохнуть и вдруг онемели от удивления.
Из колодца вылез тот старый осел. Он отряхнулся и пошел прочь.
Все просто. Ослу падали на спину песок, грязь, камни. А он их стряхивал вниз и утаптывал, так постепенно и поднялся наверх.
Никогда не сдавайтесь!
Пока другие думают, что вы на дне, что вы никогда не выберетесь, - вы можете потихоньку топтать все проблемы, невзгоды и подлости. Вы станете только сильнее. Впереди свет и новая дорога.

О помощи другим людям

Как-то ученики поспорили между собой, нужно ли посвящать себя заботе о других или, прежде всего, заботиться о себе и устраивать свою жизнь. Были те, кто ратовал за бескорыстие и службу во благо людей. Были те, кто настаивал на том, чтобы сначала выстроить свою жизнь, укрепить здоровье. А когда будут силы – по мере возможности помогать другим.
Учитель услышал их спор, но не озвучил своего мнения.
- Как же так, Мастер, - удивился самый бойкий ученик, - Я думал, что ты скажешь, что смысл жизни в служении людям.
- Я не буду вам давать  ответ. Каждый из вас сам должен сделать выбор. Завтра я вам просто кое-кого покажу, думаю, это поможет вам определиться.
Настало утро. Мастер повел учеников к заброшенному дому. Подворье  уже давно заросло кустарниками, травой. На его территории жили обезьяны.
Они бегали, прыгали, пили воду из ручья, ели бананы.
Среди них ученики заметили самую грязную мартышку. Эта мартышка собирала вшей с шерсти своих сородичей. У одного, у другого, у третьего… И так далее. И за старыми большими обезьянами она ухаживала, и за маленькими.
После того, как она им почистила спину и голову, те убегали по своим делам: резвиться, есть бананы.
- Посмотрите, сказал один из учеников. - Эта обезьяна обо всех заботится, но она самая грязная и худая. На её шерсти больше вшей, чем у всех, только почему-то ей их никто не собирает.
- Да, а ещё к ней перебегают вши от тех, кого они чистит, - подхватил другой ученик.
- Смотрите и делайте выводы, - сказал Мастер. – Эта обезьяна видит вшей у других, постоянно старается всем помочь. Но посмотрите на их стадо. Со стороны сразу видно, что именно ей нужна помощь в первую очередь. У неё не остается сил на себя. Конечно, добродетель и человечность нужны, я вас всегда этому учу. Но очень хочу, чтобы у вас перед глазами навсегда остался образ этой вшивой обезьяны. Думаю, он вам поможет в жизни соблюдать во всем баланс.

Будьте человечными, сострадательными, но всегда помните про эту грань.Вы можете помочь другим только в том случае, если у вас есть на это силы и время.

Знай себе цену

Перед смертью отец сказал своему сыну: «Вот часы, которые мне подарил твой дедушка. Им почти 200 лет. Прежде чем я подарю их тебе, сходи в ювелирный магазин в центре города. Скажи им, что я хочу продать эту вещь, и узнай, сколько они тебе за них предложат».
Сын пошел в ювелирный магазин, а потом  вернулся к отцу и сказал: «Они предложили 150 долларов, потому что часы очень старые».
Отец сказал: «Теперь иди в ломбард».
Сын пошел в ломбард, вернулся к отцу и сказал: «Ломбард предложил 10000 долларов, потому что часы выглядит слишком изношенными».
Отец попросил сына пойти в музей и показать  часы.
Он пошел в музей, вернулся и сказал своему отцу: «Мне предложили 500 000 долларов за эту  редкую вещь, которая после покупки будет включена в их драгоценную антикварную коллекцию».
Отец сказал: «Я хотел, чтобы ты знал, что правильное место ценит нас правильно. Не оказывайтесь в неправильном месте и не сердитесь, если вас не ценят. Те, кто знают вашу ценность - это те, кто ценит вас. Не оставайтесь там, где никто не видит вашу ценность».

Комментарий: так пусть же нам посчастливится отыскать то самое место, где поймут нашу истинную ценность и высоко оценят наш труд и наши личные качества!

Притча о лающей собаке

Уинстон Черчилль  говорил: «Ты никогда не пройдёшь свой путь до конца, если будешь останавливаться, чтобы бросить камень в каждую тявкающую собаку».
Инстинкты внутри нас слепы и дремучи, и при звуках лая они периодически толкают нас на активную реакцию, хотя следует просто пройти мимо и забыть. Это не значит, что стоит принципиально избегать конфронтации или отказываться отвечать на возражения и обиды. Необходимо, однако, благоразумно выбирать свои битвы, определять ситуации, когда участие в конфликтах действительно имеет практический смысл и энергетически оправданно. В противном случае большая часть времени и сил утечёт в пустоту без какой-либо пользы.
Можно создать блестящее произведение, сформулировать гениальную идею, но непременно найдутся люди, которые пригвоздят ваше детище к позорному столбу. И даже у самого низкопробного творения  при некотором везении отыщутся ревностные почитатели. Даже у самого порядочного человека появятся те, кто его осудят и возненавидят, а отвратительного монстра вознесут на пьедестал и окрестят спасителем. Действие или бездействие, мягкость или твёрдость, поворот направо или налево – любой выбор непременно навлечёт на себя чьё-то неодобрение.
 Сознание большинства людей представляет собой мрачное королевство кривых зеркал: как только по воле судьбы чья-то личность, труды и поступки попадают туда, они приобретают свойственную ему  кривизну. Выправить её извне путём слов и убеждений не удастся. Агрессия по большей части является проекцией – это просто выплескивание скопившегося внутри яда и желчи на случайно подвернувшийся объект. Чтобы преодолеть её, нужно не переубедить и поменять точку зрения, а исцелить больную психику данного индивида.
Проживая хорошую жизнь, скорее утверждая себя, нежели отрицая других, реализуя собственные ценности и мировоззрение,  мы надёжнее всего преодолеваем чужое сопротивление. Но и в этом случае всегда будет достаточно тех, кто станет недовольно хмурить брови. Мудрость состоит в том, чтобы избегать сражений, лишённых перспектив, и научиться проходить мимо.
Простое нанесение ответной обиды повредит другому человеку, но вдобавок к этому ожесточит его, озлобит и ещё более уверит в правоте. Причин для враждебности станет ещё больше, она получит подкрепление и дополнительное оправдание. Тёмный огонёк внутри разгорится, и хотя его пламя обжигает самого ненавистника, оно приносит ему и извращенное наслаждение.
Уязвить по-настоящему способны только личный триумф в сочетании с игнорированием, с безразличием. Это есть зримое доказательство превосходства, причем не являющееся предметом всего лишь мнения, ибо оно не распространяется путём слов, а выставлено на свободный обзор.  Мерное движение вперёд и пренебрежение остервенелым лаем, доносящимся из-за заборов и из переулков, заставляют недоброжелателей чувствовать свою незаметность, несерьёзность, слабость и постепенно поселяют в них тревожное ощущение допущенной ошибки.
Занимаясь обороной и расходуя силы на отрицание, когда в том нет реальной нужды, мы упускаем возможность использовать эту энергию для более достойных задач и, сверх того, переживаем постоянный стресс конфронтации. Напротив, устройство собственной жизни и её творческое расширение вовне направляют усилия индивида на совершенствование, а не на отрицание, разрушение или защиту, всегда играющие служебные роли. Утверждение себя доказывает лучше отрицания другого, оно также сильнее ранит. Достаточно пройти мимо, и тогда обидчики растают за горизонтом.

А судьи кто?

К мудрецу пришел ученик. Он был сильно расстроен. В родном селении его периодически оскорбляли. Соседи не считали юношу достойным заниматься серьезными учениями и брать уроки у великого мудреца.
- Как мне быть, учитель? Я слышу злые слова от людей, которым не успел сделать ничего плохого.
- Помни одно. Люди могут оскорбить тебя тремя способами. Сказать, что ты просто глуп. Сказать, что ты был и остаешься рабом. А еще они могут назвать тебя бездарностью.
- Да, учитель. Мне приходится слышать эти слова от разных людей.
- Запомни три истины. Только настоящий дурак может называть другого дураком. Только тот, кто сам является рабом, будет искать в другом человеке раба. И только никчемный, несостоявшийся не в чем человек будет постоянно пытаться оправдать собственную бездарность и таким способом пытаться принизить таланты и способности другого. Разве для тебя важно мнение и слова хоть кого-то из таких людей?
- Нет, учитель.
- Живи своей жизнью. И слушай мнения только тех, кого уважаешь сам и считаешь важным для себя получить их оценку.

Притча, которая учит уверенности в себе

Однажды к Мастеру пришел молодой человек и сказал:
— Я пришел к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчемным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник и растяпа. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!
Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:
— Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело. Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.
— С удовольствием, Мастер, — пробормотал юноша, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.
— Хорошо, — сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем.
— Возьми коня и скачи на рыночную площадь. Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты. Скачи же и возвращайся как можно скорее! Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар.
Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись, другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил юноше, что золотая монета — это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету,  в крайнем случае,  серебряную.
Услышав слова старика, молодой человек очень расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Удрученный неудачей, он вошёл в дом к Мастеру.
— Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, — с грустью сказал он. — В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше чем на золотую. А столько это кольцо не стоит.
— Ты только что произнес очень важные слова, сынок! — отозвался Мастер. — Прежде чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность. А  кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только, что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне. Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру.
Ювелир долго рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах и, наконец, обратился к юноше:
— Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но, если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят.
— Семьдесят монет?! — юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.
— Садись сюда, — сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого человека. И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?

Притча о смысле жизни

Однажды к старцу-мудрецу пришел молодой человек.
- Почтенный старец, можешь ли ты мне поведать, в чем главная цель жизни? – спросил юноша
- Нет, не могу, - безмятежно ответил мудрец.
Юноша не ожидал такого ответа. Но продолжил вопросы:
- Тогда хотя бы скажи мне, в чем смысл жизни?
- Я и этого не знаю, - ответил старец.
- Поделись хотя бы тем, что ты вообще знаешь о жизни
Старец хитро улыбнулся:
- Цель и смысл – это красивые громкие слова, но люди так и не сошлись во мнении, что они значат. Не так важны цель и смысл жизни. На самом деле важен ее вкус. Вот сравни, что лучше - рассуждать об аромате и вкусе пирога или просто его есть?
Конечно, иногда не помешает порассуждать о высоких материях. Но ничто не заменит реальных шагов и собственного уникального опыта.
Это и есть настоящая жизнь с её вкусом и оттенками.


Японская притча о счастье

Нищий стоял у дороги и просил милостыню. Вдруг проезжающий мимо всадник ударил его по лицу кнутом. Тот, провожая взглядом всадника, сказал:
 - Будь счастлив.
Житель деревни, увидевший, что произошло, спросил:
- Ты такой терпеливый?
- Нет, - сказал нищий, - если бы всадник был счастлив, он бы не ударил меня по лицу.

Недовольные люди

Человек после смерти попал на небеса в рай. Там он увидел, что все люди выглядят счастливыми, радостными, открытыми и дружелюбными. А вокруг всё, как в обычной жизни.
Через некоторое время он спросил Архангела:
- Покажи мне, что такое ад?
Архангел согласился, и они очутились в аду.
Человек смотрит, и там на первый взгляд всё кажется ему таким же, как в раю: такая же обычная жизнь, только люди обиженные, злые и агрессивные.
И человек спрашивает архангела:
- Здесь все выглядит так же, как в раю! Почему же все так несчастны?
- Потому что они думают, что в раю лучше...

О благодарности
В одном саду росла яблоня. Яблоне уже было много лет, но несмотря на то, что ей было тяжело, она каждый год давала богатый урожай.
Не важно, было ли лето дождливым, была ли засуха, появлялись ли на ее коре вредители или был неурожайный год – яблоня все равно плодоносила.
К ней подбегали дети и срывали с неё румяные желтые яблочки с розовым бочком.
Потом приходил хозяин дома и собирал урожай в огромные корзины.
Из яблок хозяйка варила душистое варенье.
Яблоня любила своих хозяев и старалась как могла. Но ей было очень обидно, что никто не говорит спасибо. Ни разу никто её не поблагодарил. Люди даже не задумывались, как тяжело ей было плодоносить каждый год.
И вот однажды в этом доме гостил дальний родственник – пожилой мудрый старец.
Дерево подумало, что сейчас самое время задавать ему вопрос. Когда тот приблизился к яблоне, она спросила у старца напрямую:
- Скажи мне, мудрый человек, почему за столько лет я так и не удостоилась благодарности моих хозяев. Я даю им много вкусных яблок каждый год. Они с удовольствием их едят, но ни разу даже не сказали мне просто «спасибо».
- Яблоня, все просто. У этих людей сложилось такое мнение, что ты не можешь не давать им яблоки.

Знакомая картина, не правда ли? Когда человек старается работать изо всех сил, это воспринимается как должное, и совсем не ценится. Более того - люди считают, что так и должно быть.Бесполезно рассчитывать на благодарность и на признание заслуг. Люди просто  потребляют то, чего другие достигли с таким трудом.

В поисках Учителя
Японская притча

Один путешественник, ожидавший от мудрого Учителя великих знаний, был очень разочарован обычными словами, которые он адресовал ему.
- Я пришел сюда в поисках Учителя, - доверился он одному из
учеников, - и нашел только обычного человека, мало чем отличавшегося от других.
Ученик ответил путешественнику:
- Мастер-сапожник с бесконечным количеством накопленной кожи обрезает её и шьет в соответствии с вашей ногой.

 Каждый видит  то, что хочет видеть

У городских ворот сидел старик. К нему подошел юноша и спросил:
— Я ни разу не был здесь. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил ему вопросом:
— А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?
— Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.
— Здесь ты встретишь точно таких же, — ответил ему старик.
Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:
— Я только что приехал. Скажи, отец, какие люди живут в этом городе?
Старик ответил тем же:
— А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?
— О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей, и мне было нелегко с ними расставаться.
— Ты найдешь таких же и здесь, — ответил старик.
За всей этой сценой наблюдал горожанин, возившийся рядом со своей телегой. Он подошел к старику и спросил:
— Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди?
— Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему старик, — но каждый находит только то, что умеет искать.


Рецензии
Вы правы, притчи особые произведения. Жанр пришёл из древности и несёт мудрость, овеянную веками и опытом многих поколений. Надежда, Ваши "Любимые притчи" - это глубокие миниатюры, каждая со своим стержнем и поучительным содержанием.
Желаю Вам сердечно весеннего настроения и новых творческих успехов,

Дмитрий Гавриленко   31.03.2020 17:51     Заявить о нарушении
Спасибо за поддержку и за добрые пожелания, Дмитрий!
С теплом и взаимными добрыми пожеланиями.

Надежда Кутуева   28.04.2020 17:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.