Диво-дивное

Сообщество наше в моём воображении рисуется иногда в таком виде. Вершится грандиозная пирушка. Стол изнемогает и ломится от яств. Стучат вилки, ложки, ножи, звенят бокалы. Конечно, беспрестанный говор, восклицания, смех. И т. д., и т. п. Но… Не всё так гладко за этим броским и показным пиршеством. Если присмотреться, заметим, что блюда и их содержимое у каждого разные: от чёрной икры и прочих деликатесов у одних до галимой пустой похлёбки у других. Как говорится, пир-то горой, но он не выдерживает никакой критики. Аромата за столом полно, но запахом справедливости здесь не пахнет.
Что же за орава заполонила сие застолье? Это все мы — человечество.
Откуда оно взялось? В подмогу к известным взглядам Опарина о происхождении жизни на Земле, на телевидении до настоящего времени ведутся разговоры о заносе спор (жизни) на нашу планету из космических далей. Наиболее продвинутые и смелые умы не исключают такой экзотической возможности. А где жизнь — там и до человечества рукой подать.
Но гораздо распространённее версия явления нас в мире — божественный акт сотворения. За тысячелетия существования религиозного учения этот чудотворный посыл закрепился у многих из нас, наверное, на генетическом уровне. Вера в Бога для многих и многих людей стала неотъемлемой частью их духовного и физического развития.
Надо ли это как-то осуждать, третировать? Конечно, нет. Времена не те. Религия давно выкинула на свалку истории свои инквизиторские замашки. Атеистам тоже пора угомониться и не лезть в души верующих: сами разберутся. Дело в том, что технический прогресс (и не только!) набрал такие обороты и обрёл такую автономию, что как-то приостановить его и затормозить уже невозможно какими-то распрями в той или иной сфере.
Не надо забывать и общечеловеческую миссию мировых религий: нести и внедрять в сознание людей высоконравственное начало. Поэтому если комфортно тебе существовать с Богом — этому факту можно только позавидовать.
Но есть у нас ко всему прочему ещё и необоримое стремление объективного восприятия как окружающей действительности, так и самих себя. Мы обладаем разумом, и это выводит нас из круга заурядной реальности, наделяя из ряда вон выходящим качеством: обнимать мыслью всю имеющуюся фактуру, познавать её и созидать новое, чего не было и нет даже в самой природе. Разум просто не даёт нам покоя: что, как, зачем, почему и т. д. - изволь дать ответ. Этим и живёт трезвомыслящая часть людского племени.
Обладая разумом, мы имеем право задать себе вопрос: для чего мы существуем в природе, во Вселенной, вообще в космическом безбрежье, вечном во времени и бесконечном в пространстве? Кто-то заметит: глупый вопрос. Разве можно знать то, что естественно и непоколебимо, как само движение необъятного материального мира? А верующий ещё и добавит: промысел божий сокрыт от человека. Навсегда. Но разум упрям, ему вынь да положь, иначе покоя не будет.
Между прочим, вопрос этот не зряшный и пустой, а главный во всём нашем бытие. И если мы найдём на него исчерпывающий и достоверный ответ, фундамент под нами лишь укрепится, дав более надёжную опору во всех областях жизни.
В своих общих рассуждениях по разной тематике мы уже как-то привыкли в несколько обособленной манере говорить о себе и природе. Вот человечество, а вот природа, космос, Вселенная. Здесь невольно прослеживается противопоставление: одна сторона — мы, человечество, другая сторона — всё остальное, т. е. вся природа. В обыденном обиходе такая вольность ничего не значит, она позволительна. Но с точки зрения методологии и объективности такой подход чреват, недопустим и вреден. Не мы и природа, а мы, человечество, есть та самая вездесущая природа, её неотъемлемая часть. Вот на такой основе должно зиждеться наше мировоззрение, когда обозначаем свою космическую суть.
Чтобы не ходить вокруг да около, сразу определимся с главным тезисом наших рассуждений: разум дан человеку для того, чтобы природа (всё, всё, всё!) знала о своём существовании.
Всем нам знакомо такое выражение: свет разума. Этим самым как само собой разумеющееся подчёркивается тот факт, что наряду с обычным светом, испускаемым звёздами и благодаря которому мы видим окружающий мир, есть ещё и свет разума, с помощью которого мы познаём и осваиваем этот самый мир, т. е. природу. И тут вырисовывается глубочайший парадокс (казалось бы): с одной стороны, есть познающий всевидящий субъект в лице нас, с другой стороны, выступает грандиозный бесконечный объект, который слеп и глух и не знает о своём существовании. Вот природа и сгоношила нас, чтобы благодаря нашему разуму знать о себе всё, что доступно нашей черепной коробке. Т.е. не мы сами по себе как-то самостийно и произвольно явились на свет, а природа целеустремлённо и целенаправленно (но бессознательно!) родила, сотворила нас из своих недр на потребу великой миссии: знать о себе всё, что подвластно разуму. Приходится признать, что разум лишь инструмент для природы в познании самой себя, а мы, человечество, есть носители этой бесценной и безальтернативной сущности (как и другие представители разума в космическом беспределье).
На первых порах этот вывод звучит несколько обескураживающе и даже унизительно для нас: разум — инструмент, а мы рядовые его носители. Для матушки-природы. Но… Слово «инструмент» взято нами здесь как бы напрокат, для выражения определённой мысли. А мысль-то величайшая! Она заключается в том, что сущность, которая именуется здесь разумом, есть самая совершенная структура из всего того, что способна сотворить природа. Она (природа) достигает своего максимального эволюционного развития именно в акте рождения (сотворения) из недр своих разумного начала (например, в лице нас и наших собратьев по космосу). Этот путь беспрестанно воспроизводится вновь и вновь в иных космических далях. Через наш разум объективная реальность достигает своей максимальной идентификации. Далее возможно лишь самосовершенствование уже сотворённого потенциала разума.
Вся действительность или реальность имеет энергетическую подоплёку: основой её служит энергия. То, что мы признаём за объективный мир, есть воплощённая в конкретные формы энергия (звёзды, планеты, прочие тела, в числе которых и мы). Процесс перевоплощений или взаимопревращений энергии в лице материальных объектов и полей — основа самовыражения её потенциала. Тут же наличествует её изначальная способность вершить разум через сотворение нам подобных. Большой взрыв показал, что прежде чем в нашей Галактике на планете Земля возник вожделенный разум, с того момента протекло 15-17 миллиардов лет. Как видим, сотворить разум — не пирожки испечь. Но тут важен сам факт того, что энергия в своём потенциале несёт возможности ко всему (абсолютно!), в том числе и к реализации мыслительного процесса. Что она и делает хотя бы на примере нас.
Совершенство (разум) открывает и творит совершенство: красоту. Как мы упиваемся великолепием красивейших форм и звуков природы! Один соловей или жаворонок может потрясти и перевернуть весь наш внутренний мир, застилая глаза слезой безмерного счастья. А что творят сами люди?! Высочайшие образцы художественной прозы и поэзии, великие полотна и музыкальные шедевры, гениальное самовыражение в других областях искусства. И всё из недр природы, через излияние разума посредством нас. Диво-дивное творим века и тысячелетия, как бы не замечая и не обозначая его величайшую значимость для всего сущего.
А как же увязать все эти восторги с суждением, которое высказано в самом начале нашего повествования? Что справедливостью (то бишь, совершенством) в нашем нынешнем общественном котле, к сожалению, пока и не пахнет.
Данный факт питают земные корни: космос здесь ни при чём. Но разговор это уже другой.


Рецензии