Молодой специалист

В 1971 г. по распределению я прибыл в геофизическую экспедицию на Урал, в сейсмическую партию искать руду на Урале. Сейсмограммы, которые я увидел, меня озадачили. В учебниках и на производственной практике я видел сейсмограммы, полученные при изучении осадочных отложений, на которых чётко выделялись регулярные отражённые волны. Уральские сейсмограммы были похожи на случайный шум. Я стал спрашивать:
- Что мы наблюдаем и что ищем?
Старшие специалисты многозначительно улыбались, видимо, знали секрет. Обратил внимание, что вся обработка сейсмограм сводилась к вводу поправок за неоднородную верхнюю часть разреза и полосовой фильтрации. В экспедиции даже не было аппаратуры для такой обработки и визуализации сейсмограмм на бумагу. Договаривались с трестом "Тюменьнефтегеофизика" на выходные дни.

Со старшим геофизиком приехали в Тюмень. Оператор стал выводить сейсмограммы на бумажный носитель. Оператор даже не скрывал удивления от наших шумоподобных сейсмограмм. Наступил вечер. Старший геофизик заявил, что он пойдёт ночевать и отмечать встречу к однокашнику, а мне посоветовал устроиться в гостиницу. В те советские времена устроиться в гостиницу... Я вышел на улицу и увидел световую рекламу "Отель Турист". Я не знал, что это самая лучшая гостиница в Тюмени и туда простых советских граждан не пущают, а пущают по звонку "сверху" только чиновников из Москвы, партийных тружеников и заслуженных нефтяников. Я зашёл в гостиницу, желающих переночевать нет. Я обрадовался и подошёл к риципшен с наивным вопросом. Девушки за стеклом удивлённо переглянулись, осмотрели меня, пошептались и сказали:
- Только на одну ночь.
Я зашёл в номер. Не буду его описывать, ещё начнёте завидовать молодому специалисту, который 5 лет жил в университетской общаге. Тюмень начинала мне нравиться... Было около 7 часов вечера и решил прогуляться. Увидел кинотеатр и афишу "Меморандум Квиллера". Купил билет. Это англо-немецкий фильм о неонацистах и крутых парнях-антинацистах, съёмки выполнялись в Западном Берлине. А какая красивая девушка в главной роли... Я таких фильмов ещё не видел. Потом мне рассказали, что этот фильм показывали только труженикам Сибири. Тюмень определённо мне уже нравилась. Я вышел из кинотеатра и снова купил билет...

На другой день продолжили обработку и вдруг старший геофизик даёт мне деньги и просит купить что-нибудь выпить и закусить. Что-нибудь... Я прикинул по деньгам и купил 2 бутылки портвейна и какую-то закусь. Когда принёс этот "роскошный" обед, то надо было видеть выражение... Вердикт был суровым:
- Квалификация молодого ещё низкая.

Но вернёмся к уральским сейсмограммам. Камеральные женщины склеивали монтажи сейсмограмм и опытные специалисты высматривали и коррелировали на этих монтажах фрагменты регулярных отражённых волн, а молодые специалисты определяли кинематические характеристики этих фрагментов. Затем много женщин с помощью линейки, транспортира и натягиванием нитки от пункта взрыва рисовали карандашом отражающие палочки. На этих сейсмических разрезах невозможно было распознать какие-то геологические структуры. Однажды главный геолог партии даже обозвал эти разрезы "кладбищем тараканов". И эти изыскания назывались "рудная сейсморазведка". А как искать руду? Я спросил главного геолога и он посоветовал не заниматься этим рискованным делом, потому что если не найдёшь руду, то могут дисквалифицировать в техники-геофизики, а "контору" под названием "рудная сейсморазведка" прикрыть.

Такие сейсморазведочные работы ежегодно выполнялись на Среднем и Южном Урале. Партии выполняли план полевых работ и получали премии, составляли геологические отчёты и получали премии и даже занимались социалистическим соревнованием. Из реферативных журналов по геофизике я узнал, что нигде в мире подобные работы в таких масштабах не выполняются. Советская плановая система вкладывала большие деньги и ресурсы на такие производственные изыскания.

Но эти производственные изыскания, скорее были научными экспериментами по изучению трещиноватых и неоднородных сред кристаллического фундамента сейсмическими волнами. Какая природа отражающих границ, природа отражённых и преломленных волн в неоднородной среде? Почему сейсмограммы похожи на случайный шум и как искать руду? Вопросы для молодого специалиста очень даже интригующие. Как случайно неоднородная среда влияет на волновой импульс? Может ли волновой импульс быть однополярной функцией смещения упругой среды для повышения разрешающей способности сейсморазведки?

Прежде всего, нужно было научиться без искажения разделять шумоподобное интерференционное волновое поле по направлениям в пространстве. Мне позволили выполнить опытные работы по разделению волнового поля методом регулируемого направленного возбуждения и приёма. Я даже получил авторское свидетельство на "Способ сейсмической разведки". Такие опытные работы были выполнены в райне будущей Уральской сверхглубокой скважины. Бурение подтвердило глубину и геометрию сейсмических границ. Потом будет переобработка сейсмических материалов в районе шведской и немецкой сверхглубоких скважин. Но это будет потом...

А как искать руду на Урале? Для решения такой задачи начали выполнять опытные работы по разделению волновых полей и просвечиванию малых глубин потоком глубинных отражённых волн с разных направлений. Но экономика советской страны, видимо, была не экономной и финансирование по титулам "медь" и "железо" резко сократили. Сколько можно удовлетворять личное любопытство некоторых за счёт государственных средств? Так завершилась "рудная сейсморазведка".

От тех времён остались только субъективные воспоминания  некоторых... Можно посмотреть также "Пигулевская Вера Борисовна", "Есть такая разведка", "Яркое пятно".


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.