22. Облепиха

В моё детство денег у людей в деревне почти не было. Ребятня прирабатывала как могла на сенокосе, на облепихе, на кизяках, на тряпках, на костях, на металлоломе, на золе. Щепки, хворост, навоз, кости, металлолом, зола по переулкам не валялись. То, что не принимала заготконтора, шло на личные нужды односельчан.

Облепихи на островах в то время было очень много. Речные острова во время сбора облепихи напоминали огромный разноцветный базар. Кустарник безбожно ломали, ветки складывали ворохами в одну кучу. Бабы усаживались вокруг этой кучи и сдирали облепиху с веток к себе в эмалированное ведро. В оцинкованных вёдрах облепиху не принимали - кислота разъедала металл, и ягода портилась.

Сидеть в таком кругу женщинам доставляло удовольствие. То с одного конца острова, то с другого доносились взрывы весёлого бабьего смеха. После обеда все шли с полными вёдрами в заготконтору. Там часто возникала перепалка между сборщиками облепихи и приёмщицей тётей Марусей Субботиной. У женщин вся облепиха была раздавлена и в ней было много листьев. Все почему-то пытались надуть тётю Марусю и добавляли в свои вёдра по целому литру воды. Как-будто это сок с облепихи набежал.

У детей и подростков облепиха была всегда отборная. Однажды мальчишки тоже долили в свои бидончики по стакану воды. Я мучился сомнениями, но меня убедили сделать так, как делают все. Эта копеечная прибыль не стоила моих угрызений совести.

Тётя Маруся показала бабам мою облепиху и сказала:
- Вот так вот надо собирать облепиху, а не сдавать такую вот как у вас кашу!
Я чуть со стыда не сгорел. За сданную облепиху тётя Маруся мне выдала деньги, и я тут же, в её конторе, купил для Ленки капронового ёжика, а себе целую пачку рыболовных крючков. Крючков мне хватило на два лета, а ёжика каждую зиму мама ставила на вату между оконными рамами. В долгие зимние вечера во время буранов ёжик ёжился от холода и навострив нос глядел на улицу через заледенелое окно, будто грезил о лете, о пыльных переулках, о зелёных островах, о рясной клубнике на солнцепёке.

В Крутихе я каждую осень собирал по два–три ведра облепихи. Брал с собой Потапа. Он рад был выйти на прогулку. Что удивительно, никто облепиху в Крутихе не собирал, хотя она растёт прямо за огородами и в яру возле Сашиного склада. На грибах все стараются заработать. Боровики в Крутихи называют дорогими. Дорогие пошли! Этот клич зовёт всех в лес. Облепиха стоит тоже очень дорого, но почему-то её не собирают.


Рецензии
Не собирают, потому что она колючая!

Василий Поликарпов   29.11.2019 18:15     Заявить о нарушении