Приснился мне на днях покойный Карл Рунге...

Лауреат Нобелевской премии 1925 года  по физике Джеймс Франк рассказывал как-то: «Приснился мне на днях покойный Карл Рунге, я его и спросил: «Ну, как там у вас на том свете? Наверно все законы физики уже известны?»»
А он мне говорит:
«Здесь дают право выбора: Можешь знать либо ВСЁ, либо то же, что и на Земле.
Я выбрал второе, а то уж очень скучно было бы...»
Карл Рунге – известный немецкий математик и физик-спектроскопист.

Не могу удержаться от описания некоторых подробностей жизни Рунге.
Полное его имя: Карл Давид Тольме Рунге; отец его был датским консулом в Гаване, где Карл и родился.
Его женой стала Эме Дюбуа-Раймон, дочь известного французского физиолога Эмиля Дюбуа-Раймона, открывшего закон возбуждения нервного волокна, названный законом «Всё или ничего» Дюбуа-Раймона, так как существует некий «порог» возбуждения. Подпороговые раздражения импульса не вызывают («Ничего»), а при достижении сигналом раздражения надпороговой величины, происходит возбуждение нервной клетки  со всегда определённой амплитудой («Всё»).
Дочь Рунге  -- Нерина вышла замуж за одного из крупнейших математиков Германии Рихарда Куранта, который, в свою очередь, был одним из учеников великого немецкого математика Давида Гильберта.
 В общем, «генеалогическое дерево» интересное...

Рунге известен  не только своими трудами  в спектроскопии и математике, но и пару раз описанным мной эпизодом.
Японский физик Хантаро Нагаока в 1924 году предположил, что так называемая сверхтонкая структура спектральных линий связана с влиянием атомного ядра.
На это преположение Карл Рунге ответил совершенно издевательской заметкой: Он приписал каждой букве фамилии Нагаоки её порядковый номер в алфавите и показал, что ПРОИЗВОЛЬНАЯ КОМБИНАЦИЯ этих чисел между собой даёт такое же хорошее согласие с опытом, как и гипотеза Нагаоки!
Убийственный и высокопрофессиональный сарказм! «Уничтожил» Нагаоку.!
А Вольфганг Паули вскоре доказал, что сверхтонкая структура спектральных линий ДЕЙСТВИТЕЛЬНО связана со свойствами атомного ядра!

Что показалось мне особенно интересным в историйке со сном Джеймса Франка?
Выбор Карла Рунге!
Это, хоть и сон Франка, показывает суть мышления настоящего учёного:
Не столь приятен результат поиска, сколь сам процесс дУмания!
Этот образ мышления отличает истинного творца и учёного, от карьеристов и проныр, лезущих и пролезших толпами в науку, для которых важны лишь УСПЕШНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ!
Они бы на «том свете» точно выбрали  первое.

Таким образом мы вновь приходим к определению понятия «Учёный».
Это не профессия, не занятие, не степень кандидата, доктора, академика, лауреата какой-нибудь престижной премии, не «имя» в научных кругах...  и все прочие ВНЕШНИЕ СТАДНЫЕ АТРИБУТЫ.
Это только одно – ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ!
Тот самый, о котором рассказал Джеймс Франк.
«Я выбрал второе, а то уж очень скучно было бы...!»

Правда, признаюсь самокритично, этот выбор не очень согласуется с моей (более точной и лучше документированной) версией «того света», опирающейся на многочисленные теологические, литературные и художественные источники!  Если исходить из строгих догматов религии, то ТАМ царит круглосуточно и круглогодично, вечно, одним словом, полная БЛАГОДАТЬ! То есть имеется в изобилии  всё, что нужно и душе и телу усопшего. Но, если исходить из этого постулата, то там НИ О ЧЁМ ДУМАТЬ ВООБЩЕ НЕ НАДО! Ибо никаких проблем или неприятностей ТАМ НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ.
«Нет ни войн, ни катаклизмов, ни бурь...» 
Как следствие – быстрая умственная деградация, всех туда попавших, а вскоре – лёгкое и безболезненное превращение в полных идиотов...
От добра добра не ищут!

Посему, КАК в рассказе Франка Карл Рунге ухитрился не впасть в этот полный умственный маразм, сказать очень трудно. Возможно, Джеймс Франк в своём сне чего-то недодумал?
Не учёл вышеописанных факторов, способствующих полному БЕЗДУМИЮ.

И ещё одно: А зачем вообще надо лезть на тот свет?
Стоит посмотреть вокруг и увидеть ту же картину...

«Но зато к вице-королю подошёл низкорослый идиот и, доверчиво обняв его за талию, произнёс несколько слов на птичьем языке.
Что? – Искательно спросил перепугавшийся Берлага.
«Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба, – явственно произнёс новый знакомый.»
И ещё:
Л.Лагин. «Патент АВ».
«Дяденьку мы слушались --
Хорошо накушались!
Если бы не слушались --
Мы бы не накушались!»
9 XI 2019


Рецензии