Нечистый кабак

                (Сказ деда Ермолая.)

   - Был и я богат когда-то! Давно энто было… А таперича – банкрут, и по мне плачет царёва дача +! – вздохнул тяжело дед Ермолай, отхлебнул вина и продолжил:
   - Возле Червлёного яра был большой базар. Боже мой! Кого только было не встретить на том базаре. Ряды торговцев, казалось, не имели конца и края. Народ толпилси, выбирая товар и торговалси с продавцами до хрипу. Крики, шутки, прибаутки зазывал неслись со всех сторон. Где-то звучала шарманка, с другой стороны доносился гнусавый голосок Петрушки, которым управлял ловкий кукловод, а на площади разгоралась медвежья потеха –мишку побороть хотелось многим.
   В одной дистанции ++ на юру стоял кабак, в котором в базарные дни шла особо бойкая торговля вином. Но, как на грех, все целовальники, которые сымали энтот кабак, не могли долго усидеть в ём. Они все проторговывались и разорялись. То находили у них недочёт в деньгах, то большую усышку вина и рассыропку +++, так что в откупной конторе ++++ все энтому только дивились. И кому бы ни предлагали сымать энтот кабак, все отказывались, даже даром, без всякого залогу. Дурная слава была у энтого кабака, и он стоял в стороне, заколоченный досками.
   Я в те поры был жуткий пьяница и мот. Не раз меня ловили на приёме краденых вещей, и за энто зело штрафовали. Про Божью церковь даже не вспоминал. Нужду я испытывал жуткую, потерял и дом, и семью, мотаясь из кабака в кабак…
Предложили и мне работать целовальником в энтом самом кабаке. А как мне выбирать было не из чего, я согласилси на то предложение, хотя и слышал про тот кабак много страшных историй. Я был молод и слыл своей отчаянной головушкой, а что касалось чертей и всякой чертовщины, то сколь раз, находясь в хмельном угаре, я видел и разговаривал с нечистыми. Так что мне было не привыкать!
В саму перву ночь, когда я поселился в кабаке, я приготовил изрядное число спичек, сальную свечу, икону и топор. Затем выпил полуштоф вина и завалился спать.
   В полночь я услыхал, как кто-то цедит вино из разливной бочки. Я вскочил, зажёг свечу, схватил топор и подошёл к бочке. Осмотрев её, я обнаружил, что она не повреждена, печати на ней все целы, а кран полуотворён. Постукав топором по бочке и по звуку определив, что вина в ней поубавилось, я сорвал печати, накинул мерник и увидел, что трёх ведер не хватает. Я разозлился и выругался на чём свет стоит, проклиная и грозя всем чертям и всей нечисти! Тут в углу затрещали половицы, и прямо из под пола явилось предо мной что-то чёрное, похожее на тень! Не испужавшись, я замахнулся топором, но тут услыхал голос:
- Опусти топор, любезный, меня топором не убьёшь!
- А чем же тебя можно убить? – грозно спросил я его.
- Убери из кабака икону, что ты принёс, и мы будем с тобой лучшими дружками. Ты со мной уживёшься, я помогу тебе, и будет тебе счастье, если послухаешься меня.
- Да кто ж ты есть? Чёрт или домовой? Говори! – всё ишшо кипятилси я.
- Я не чёрт, и не домовой, но из того же роду племени.
- Ну, ежели ты в кабаке живёшь, то, стало быть, ты Кабацкий?
- Стало быть так.
Я опустил топор, вынес икону, подошёл к стойке и предложил новому дружку выпить. Взял штоф вина и хотел из него налить, но тень сказала:
- Не наливай из него, любезный, а возьми вон энтот, у которого горлышко проверчено. В нём, брат, вино хорошее, и ишшо не спорчено.
- Да как же ты узнал про то? Когда я принимал, все полуштофы были целы… - удивился я, осматривая остальные.
- А ты ходил отпускать вино мужику, тебе дистаночный +++++ нарочно его и подменил, чтоб узнать наперёд будешь ли ты здесь мошенничать или нет.
Взял я тот полуштоф, осмотрел его дно со свечкой и увидел, что в дне проверчена дыра, чтобы можно было отлить и впустить туда, а после воском залепить.
- Ах ты пройдоха дистаночная, погоди же! Ну, теперь я вижу, что сдружимся мы с тобой!
Я налил два стакана вина, и мы выпили с Кабацким за начало нашей дружбы.
- Ну, брат, благодарствую за угощенье! – крякнув, поблагодарил он. – А теперь слухай меня внимательно. Каждую ночь ровно в двенадцать часов ставь за заслонку по стакану вина и пресную медовую лепёшку. Я буду этим кормиться, а ты торгуй себе и не бойся ни дистаночных, ни поверенных ++++++, ни подсыльных. Я буду тебе обо всех заранее докладывать, и ни кто тебя не поймает. Три года мы будем вместе, потом я уйду отсюда, и ты на следующий день уходи, а то худо тебе будет. Понял?
- Понял.
На том и порешили.
Дела мои пошли тада дюже ловко, деньги текли рекой! Я привёл кабак в порядок. Полы, столы и лавки отмыл и отскоблил ножом, на стене повесил «Погребение кота мышами» +++++++ и даже купил на базаре фикус в кадке. Как в лучших господских домах! Вечерами гармонист у меня тальянил, Яшка! А Яков фору дать мог любому – истинный конпозитр! Ей богу, не вру! Я ему хорошо за игру его проплачивал. По праздникам даже приказчик усидеть на месте не мог – трепака выплясывал, да чаевые Яшке давал. Публика была и почтенная и полупочтенная…
Старик глубоко вздохнул и продолжал:
 – Любил я и сам роздых давать душеньке и телу. То в вертеп местный заглядывал, то в комедь наведывался, а то и к раёвщику ++++++++ хаживал посмотреть дивных картинок.
   За всё время торговли, я ни разу не попался ни под какой штраф, хотя и продавал вино рассыропленное, заранее зная, кто придёт меня ревизовать. Хоть я и пил вино, но пьяным не напивался и был предельно аккуратен и свеж. Мошенничеством и приёмом краденых вещей я нажил за три года до шести тыщ рублёв! Жизнь шла, как в сказке. Но вот в одну ночь меня разбудил Кабацкий и сказал:
   - Ну, брат, я ухожу, а завтра и ты откажись от кабака и уходи. Ни пуха тебе ни пера! Прощай!
   - Прощай и ты!
   Мы выпили с ним в последний раз, я услышал из печной трубы страшный вопль и плач, а потом всё затихло.
   На другой день был базар. Из-за треклятой своей жадности я хотел зашибить ещё копейку и торговал, не послухавшись Кабацкого, но энтим же днём дистаночный оштрафовал меня на двести пятьдесят рублёв. Поутру я, разозлившись, снова открыл кабак, но нагрянула полиция и нашла краденые вещи. Меня арестовали, прилюдно присрамив…
   Помолчав, дед Ермолай допил вино, улыбнулся и закончил:
   - Вот так я потерял всё!
--------------------------------------------
   + Царёва дача – тюрьма.
   ++ Дистанция (устар.) – расстояние на один переезд (переход). Место привала, где обычно ставили гостиницы, трактиры и т.п.
   +++ Усышку вина и рассыропку – убыль (от усыхать) и разбавление (от рассыропить).
   ++++ Откупная контора – ведающая откупами (т.е. системой сбора с населения налогов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам – откупщикам), и в том числе арендой кабаков.
   +++++ Дистаночный – начальник округа (иногда определённого пространства вообще).
   ++++++ Поверенный – имеющий юридические полномочия на какие-либо действия.
   +++++++ «Погребение кота мышами» - знаменитый сатирический лубок.
   ++++++++ Рёвщик – раёшник: рассказчик, показывающий раёк (небольшой ящик с двумя увеличительными стёклами, через которые зрители смотрят, перематываемые с катка на каток полоски с картинками лубочного характера, первоначально религиозного – откуда название панорамы, позднее самого разнообразного содержания) и сопровождающий показ присказками и прибаутками.
               


Рецензии
Вроде мистика, но всё может быть в нашем бренном мире.

Владимир Сорокин 3   31.05.2020 16:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.