Сродство к дураку

 
        Нет ничего удивительного в том, что, взрослея, мы чаще обращаемся в своих мыслях к событиям детства. Детство, да простят меня за трюизм, - основа нашего поведения в зрелом возрасте. Теперь о такой как мне кажется важной детали. Мое терпимое и сострадательное отношение к дуракам, сложилось именно в тот период. Здесь было бы уместно ввести новый термин он, конечно, не имеет отношения к понятию "сродство к электрону" из соответствующего раздела "Общей химии", хотя выглядит похоже - "сродство к дураку". Вот не очень точное определение: чем больше радости (энергии) выделяется при встрече двух дурацких индивидуумов, тем выше у каждого из них сродство друг к другу.

Оговорюсь, встреча с дураком никогда не приводила меня в состояние бешеного восторга, скорее, напротив. Мало того, я старался избегать таких встреч. Но вы, конечно, понимаете, насколько трудна такая задача. Иногда не сразу и разберешь, насколько полноценный дурак перед тобой. Я даже одно время подумывал о написании определителя дурацких разновидностей , чтобы облегчить жизнь себе и другим, кто интересуется этой проблемой. Виноват. Пороху не хватило, но может быть, еще напишу. Право, это не легкая задача, слишком велико их разнообразие.

Мой друг Цыпа (это не настоящее имя, а прозвище) сказал мне, когда мы сидели на берегу небольшой речушки и удили всякую мелочь:

- Пойдем, подразним Мишку-дурачка. Он такой забавный, если его разозлить.

Миша… Впрочем, я не стану описывать, как выглядит дурак. Тот, кто с ними встречался, знает, а если и есть такой, кто не ведает, то пусть прочтет в энциклопедии. Скажу только, что объект нашего интереса жил неподалеку, рисовал на заборе, играл в чику  и никому не причинял вреда. Можно добавить, что он любил сморкаться в нижний край темно-серой рубахи навыпуск. Затрудняюсь объяснить, но мне всегда почему-то было перед ним совестно.

- Да ну его! Он мне ничего плохого не сделал, - ответил я.

Стояла пора летних каникул, а с развлечениями тогда было напряженно. Среди моих друзей и одноклассников, телевизор имелся лишь у трех-четырех, да и программа была одна. Поэтому мы развлекали себя, как умели. Утехи сводились к игре в войну и прятки, футболу и чтению книжек, купанию и  катанию на велосипеде. Каждый из нас, как я понимаю теперь, обладал неистощимой выдумкой, и эта черта сильно разнообразила, наше незавидное с точки зрения теперешнего поколения, существование.

Цыпа в нашем кругу пользовался заслуженным авторитетом. Он умел делать то, чего никто из нас не мог. Например, ловить рыбу руками.
 
         После ледохода на речке, которого мы все ждали с нетерпением, потому что возле деревянного моста образовывались заторы и лед рвали взрывчаткой мужики в болотниках , вода постепенно спадала, но на заливных лугах ее бывало предостаточно. Она стремилась вернуться в основное русло, и возле дороги с шумом прорывалась через небольшую протоку, заваленную крупными обломками известняка. Это место, по терминологии Цыпы, называлось Тёком.
 
         Однажды он умудрился поймать там руками подлещика, о чем сообщил мне на арифметике. Мне не верилось, ибо поймать рыбу голыми руками в ее стихии, как я считал, невозможно. Но Цыпа клялся всеми известными клятвами, что потратил на поимку не менее трех часов, стоя в ледяной воде по колено. Он потащил меня после уроков к себе домой, дабы предъявить вещественное доказательство. Я убедился в его честности по крупному рыбьему скелету, который покоился на дне не менее внушительной чугунной сковороды.
 
          Тщеславие Цыпы было удовлетворено. Даже факт съедения рыбы сред-ним братом не смог поубавить гордости охотника.
- Да пойдем, вот увидишь, интересно будет, - проканючил Цыпа.
Мой "внутренний стержень" от столь веского аргумента начал оплывать как мороженое на солнцепеке.
  - Хорошо, - промямлил я без особой охоты, - только все же нам луч-ше этого не делать.
- Бояка! - с вызовом бросил Цыпа, и это решило дело.

Мишку мы застали за его любимым занятием - он рисовал автопортрет на заборе. Любовь к своему образу черта обыкновенная и нередко встречается даже у вполне нормальных людей. Мы подошли по противоположной стороне улицы и остановились напротив. Жертва заканчивала свой шедевр и не обратила на нас ни малейшего внимания. Неожиданно Цыпа громко выкрикнул:

- Мишка - дурак! - и, не дожидаясь, когда тот повернется к нам, взвизгнув, - Беги! - припустил изо всех сил в сторону Лесного техникума. Я, к моему удивлению, обнаружил, что бегу следом за ним. За спиной раз-давалось рычанье разъяренного Мишки, который, похоже, нас настигал.

Мы влетели в узкую дверь черного хода и попытались закрыть ее за собой. Просевшая, она полностью не захлопнулась: осталась узкая щелочка, через которую виднелись американские клены. Почти сразу же в дверь грохнуло что-то тяжелое и отскочило.

- Половинками швыряет, - шепотом прокомментировал Цыпа.

- Почему половинками?

- Целые кирпичи тяжелее…

Мне и до этого было паршиво. Теперь я струсил по-настоящему. Я тогда еще не понимал, что мне выпала редкая удача, приобрести почти зада-ром опыт, который пригодится. В противном случае, наверное, прыгал бы на одной ноге от счастья. За этой провисшей дверью, ; я получал знания действительно полезные.
 
         Вспоминая все, чему меня учили, я удивляюсь тому, как много ненужных знаний мне было преподнесено в школе и детском саду, да и в остальной жизни. Теперь я твердо могу отнести к полезным знаниям умение штопать носки. Тех, кто не имеет об этом представления, я непременно просвещу. Для этого нужны: рваные носки, нитки (желательно того же цвета, что и носки), иголка и желание починить столь важный элемент экипировки, да, еще лампочка, лучше перегоревшая, хотя это не принципиально. Ес-ли все это у вас имеется, то просуньте лампочку внутрь носка, чтобы была видна ее стеклянная часть сквозь дырочку. Здесь очень важно, чтобы лам-почка не проваливалась в прореху, поэтому не доводите свои носки до крайней степени повреждения. Затем, с помощью иголки, сделайте из ни-ток на месте отверстия подобие решетки с очень мелкой ячеей (такой, чтобы не просовывались наружу выступающие части: пятка, палец и т.п.). Это все, что от вас требуется. За штопанье носков я в первом классе получил "пять", поэтому можете доверять мне.
Увы, чрезвычайно сложно отличить полезные знания от иных, даже, наверное, невозможно. Вот и приходится постигать все, что подсовывает судьба. Тут не увильнешь, даже крепкая старая дверь не всегда спасает. Летящие половинки способствуют усвоению правил. Цыпа был хорошим учителем. Я навсегда запомнил одну из основополагающих истин: "НЕ ИМЕЙ ДЕЛ С ДУРАКАМИ, ЭТО ОПАСНО!"

Обломки кирпичей летели с удивительной размеренностью. Бомбар-дировка продолжалась целую вечность. Мы сидели в наступающих сумерках за полузакрытой дверью и ждали. Ждали, как оказалось, по-разному. Я - с ужасом, что дверь распахнется... А Цыпа … Цыпа сидел в уголочке и хихи-кал, прищурив и без того узкие глазки-щелочки и теребя белобрысую чел-ку.
 
         Об этом случае я никогда не рассказывал родителям, что-то меня останавливало. Возможно их беспокойство за меня. Им все казалось, что со мной что-нибудь случится; совершенно пустые переживания, в то время родители не верили в Бога. Я был достойным сыном и тоже не верил. Все раз-говоры о Нем казались мне нелепой выдумкой, и я верил в то, что Его не существует. Даже приезжая к бабушке, которая жила в деревне между Му-ромом и Владимиром, вел себя не по-христиански - показывал язык образам Спасителя и Николая Угодника. Каюсь, я был не прав!

Цыпа, хотя и учился скверно, понимал этот мир лучше нас. Когда умерла моя любимая канарейка, объевшись сырым говяжьим фаршем с луком из кошачьей миски, и я горько ее оплакивал, только Цыпа смог утешить меня. Знаете, как? Он взял тельце погибшей птицы и, не тратя слов, ушел, чтобы появиться через некоторое время с собственноручно изготовленным чучелом усопшей.

Поймите меня правильно, я не призываю записывать в друзья тех, кто может сделать чучело из того, что ты любил. Только вот во взрослой жизни, когда мне представляют персону с похвальной характеристикой, какой-то вредный человечек внутри меня едва слышно нашептывает: "А ты спроси его, смог бы он сделать чучело из той канарейки?"

Да, наверное, вас интересует, что же Миша? Не переживайте за него! Он нашел клад - горшочек с золотыми монетами, подлечился, женился на домовитой модели. Работает в городской администрации.

А Цыпа? Я не знаю, где он и что с ним...


Рецензии