Особый Взгляд, день первый

ФОРУМ-ФЕСТИВАЛЬ социального театра «ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД»
(Обзор мероприятий, которые мне удалось посетить)
;Миссия фестиваля очень благородная: вывести под свет рампы тех, кто обычно остается невидимым не только на сцене, но и в повседневной жизни: это и люди с ограниченными возможностями здоровья, и представители других социально незащищенных групп.

***
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, 28 октября
(Новое Пространство Театра Наций (Страстной бульвар, 12/2))

 1. «ГРОЗА — СРЕДА ОБИТАНИЯ»
(«Инклюзион. Школа. Москва». Режиссер: Михаил Фейгин)

Социализация и развитие потенциала слепо-глухих людей и людей с другими видами инвалидности через творчество - такую цель ставит себе «Инклюзион» - Центр реализации творческих проектов.
Но это ещё не все. Когда смотришь такие спектакли, как «Гроза —среда обитания», меняется само мнение в отношении людей с особенностями развития. Да, они необыкновенно одарены и талантливы. И способны сыграть так, что зрители в зале будут плакать, смеяться, аплодировать и с нетерпением ждать новых встреч с этими артистами.
«Гроза» сегодня удалась. И не только как природное явление, замечательно изображённое при помощи гибкого прозрачного листа артистом Димой Сениным, но и в том смысле, какой придавал названию пьесы сам драматург Александр Николаевич Островский.

Незрячим зрителям были заботливо розданы наушники, в которых звучали тифлокомментарии *. Инвалиды по слуху тоже могли понять все, что происходило на сцене: переводчик жестового языка Павел Мазаев очень старался, чтобы эти зрители не испытывали неудобств при просмотре. Да и сами артисты, словно в диковинном танце,  постоянно кружились в вихре жестов!

Поделюсь впечатлениями обычного человека: это было неописуемо! Жестовый язык придавал спектаклю необыкновенную страсть, трагичность... Вот Кабаниха «читает лекцию» Тихону, уезжающему по делам в Москву... Тихон и Катерина предстают в этой сцене раздираемыми противоречиями: муж хочет поскорее отвязаться от мамочкиного контроля, а жена боится, что не выдержит и нырнёт, как в омут, в новую любовь... Серия мощных, протестующих жестов - и вот уже Катерина уверенными движениями черкает мелом  на доске сначала окно, в которое она не должна «пялиться», а потом превращает это окно в портрет мужчины, на которого она не должна глядеть...
И это - всего один из множества интересных эпизодов спектакля, среди которых мне хотелось бы особо выделить сцену, в которой Катерина решает утопиться в Волге... Браво постановщику и артистам: так изобразить бурную реку при помощи обычной полиэтиленовой плёнки - надо ещё суметь!

Музыканты-виртуозы Сергей Жирков и Елена Сергеева очень украсили постановку своими подпевками, посвистами, игрой на самых разных музыкальных инструментах... Артист Александр Арчебасов вторил им игрой на аккордеоне... Грустная мелодия песни Бориса Гребенщикова «Город Золотой» как нельзя лучше подошла к иллюстрации того, что творилось на душе у влюблённой Катерины...

В этом спектакле, наряду с профессиональными артистами и музыкантами были задействованы 12 выпускников творческого проекта «Инклюзион. Школа. Москва». Невероятно понравилась мне игра милой девушки  Натальи Данилюк в роли Варвары, а также Надежда Голован в роли Феклуши. И конечно, Максим Согоян - необыкновенно поэтический Кулигин, у которого даже на самые трагические эпизоды находился юморной стишок, стабилизирующий обстановку.

Все артисты - просто молодцы! А меня после перерыва ждет ещё один спектакль в жанре «биографического театра»...

—————————
* Тифлокомментарий, или тифлок, — это лаконичное описание предметов, явлений и действий, без которого незрячим людям сложно воспринимать фильм, картину или спектакль. Звуковой  тифлокомментарий называется ещё и «аудиодескрипцией».

***
2. «UNреальность»
 (Театральная школа «Инклюзион», Новосибирск. Режиссер-постановщик: Сергей Дроздов)
Перевод на жестовый язык: доступно для глухонемых зрителей.

На сцене-полумрак. Луч прожектора освещает девушку в наушниках. Глаза ее закрыты, она дирижирует в такт музыке. Да-да, это то самое «бегство от реальности», которое так раздражает внимательных родителей. А пап и мам равнодушных - скорее радует: надела дочь наушники - и не видно ее, не слышно!

А вот артисты-инвалиды из Новосибирской Театральной школы «Инклюзион» и профессиональные актеры театра «Понедельник Выходной»» имеют на это свой взгляд. Если молодые люди замыкаются в каком-то своём, комфортном им мире, то это значит, что в нашем мире им некомфортно. В каком-то смысле это дает им защиту и уверенность в том, что им всегда есть куда спрятаться. Но очень важно не перешагнуть за ту тонкую линию, где действительность исчезает навсегда и начинается та самая UNреальность.

Выдержанный в рамках «биографического театра», этот спектакль можно считать настоящим откровением. Ибо молодые люди на сцене говорят с нами как с друзьями, ничего не скрывая. Кто-то ограничивается несколькими фразами о «бегстве» в страну боевиков, крутящихся на телеэкране; иные готовы говорить и говорить, как будто до этого все их попытки высказаться осмеивались или пресекались.

В рассказах актеров внимательный зритель может распознать столько самых разных попыток бегства от действительности, что прямо диву даёшься. Одна девушка, например, придумала вычленять из «плохих» слов «хорошие» и «улетать» туда, куда новые слова ее зовут...
Возьмём, например, слово «больница» - куда уж хуже! А теперь «вытащим» из этого слова «Ницца» - и вот готово тебе путешествие к пальмам, песку и тёплым ласковым волнам!

Почему взрослые люди - такие странные? Учат нас одному, а сами делают полностью противоположное! Почему они считают, что могут управлять нашей судьбой? - такие вопросы волнуют молодых людей. А один из них, с детства обожавший «Денискины рассказы» Драгунского, стал время от времени скрываться от гнета старших в той Чудесной Стране, где дети и взрослые поменялись местами... 

Лично мне больше всего понравился коротенький рассказ той девушки, которая неожиданно поняла: все, что крутится у нас в голове, рано или поздно посылается «туда», ввысь, и возвращается к нам обратно, в виде «сбычи мечт». И если мы что-то не то «намечтали» - винить должны только себя.
Очень хорошее умозаключение, полностью его поддерживаю!

А заканчивается этот спектакль-откровение бодрой такой песенкой Михаила Кочеткова «Баллада о скрипаче». Песенкой, повествующей о том,, что мечты наши, увы, далеко не всегда находят поддержку у родных и близких людей, почему-то уверенных, что они-то знают, что именно нам в жизни лучше и выгоднее делать.

«Мой дедушка старый и мудрый старик
Мечтал, что я стану большим скрипачом.
И даже в далёком Милане
Я буду играть на концерте.
А внук его глупый закатывал крик,
Ведь он не хотел быть большим скрипачом.
Он плавать мечтал в океане
На старом пиратском корвете».

Ну что ж - результат такой «трогательной заботы» известен заранее: дедушка умирает, а внук вырастает и, играя в ресторане на ненавистной скрипке, спасается... тем самым бегством от действительности, примеры которого мы только что видели и слышали.

«Он по вечерам достаёт инструмент
И мучает скрипку. И всем хорошо.
Ему ж это всё безразлично,
Ведь он далеко в океане!»

Горячо надеюсь, что этот спектакль и финальная песенка заставили присутствовавших на просмотре родителей задуматься о судьбах своих детей и почаще прислушиваться к их мечтам, волнениям,  чаяниям и надеждам. А иначе потом будет очень сложно вернуть их в наш мир из такой сладкой и удобной UNреальности.


Рецензии