Очки в золотой оправе. Рецензия на фильм

Скажу сразу. Я ни разу не поклонница всяческих слезоточивых историй в стиле "Маруся отравилась". А этот фильм как раз из них. И чтобы посмотреть его я тоже долго собиралась с духом.
        Хотя - правильнее было бы назвать этот фильм "Педрила утопился". Потому что начинается фильм с того, что из реки вытаскивают тело утопленника. И весь фильм - это рассказ о том, как и почему это тело в реке оказалось. Европа не сразу стала гейропой, толерантной, с гей-парадами и политкорректностью. Но мерзостей в ней и без того всегда хватало. Итак.
Иногда у меня, да и не только у меня! - возникает стойкое ощущение и складывается впечатление, что от нацизма и фашизма пострадали исключительно две категории людей - евреи и секс-меньшинства. А остальные - так... ну подумаешь, 27 миллионов погибших в СССР.
Хатынь? - не, не слышали. А что это?
Блокада Ленинграда? - а что, разве была?
И вообще, русские, что вы лезете со своей ерундой?! Ну, подумаешь, жгли вас живьём целыми деревнями и что? Ну подумаешь, попытались уморить голодом целый мегаполис (а население Ленинграда перед войной составляло почти 2,5 млн человек) и что опять же?! Это же Россия, варварская страна! Они же там нетолерантные все! Что там  ваши 27 миллионов по сравнению с самоубийством стареющего пидора, втюрившегося в молодого красавчика-натурала!
Хотя время действия - 1938 год. Война ещё не началась. А само действие разворачивается в фашистской Италии, в городе Феррара. Там живут главные герои фильма - еврейский парень Давидо Латес, мечтающий стать писателем, его друзья - Эральдо, Бьянка, любимая девушка Нора - все они учатся в университете Болоньи и каждый день ездят на поезде на учёбу. Там же, в Ферраре, живёт доктор Фадигатти - уважаемый человек, которого знает почти весь город. Он врач и многие у него лечились. Фадигатти старый холостяк и живёт довольно замкнуто, поэтому до поры никому неизвестно, что почтенный доктор - педик. Пока он не втюривается в молодого красавчика-боксёра Эральдо. Эральдо беден и амбициозен, когда-то его отец бросил семью и уехал в Америку. И вовсе даже не прочь пожить за счёт доктора, пользуясь его положением. Доктор привозит парня на модный курорт, где тот ударяется во все тяжкие. С девицами. А доктор шляется повсюду с видом побитой собачонки, а за его спиной тем временем шушукаются.
Нет, в фильме нет гомосяческих сцен. Там вообще любовная сцена всего одна - и та вполне себе натуральная и даже красиво снята - между Давидо и его возлюбленной Норой. История Норы и Давидо - это вторая сюжетная линия. Нора и Давидо происходят из вполне себе обеспеченных и уважаемых в городе еврейских семей, но под влиянием гитлеровской Германии и в Италии начинают на евреев косо посматривать. И вот уже из Университета Болоньи выгоняют профессора-еврея, а потом начинают травить и студентов-евреев. Но именно Эральдо вступается за Давидо, когда фашистские молодчики пытаются на него напасть.

      Собственно, Эральдо и губит Фадигатти. Нет, сочувствия к героям у меня нет. Единственный, кто вызывает сочувствие, это, как раз Давидо, но он и ведёт себя достойнее всех. Хотя, по идее, фильм должен выжимать слезу. Но со слезами как-то не очень.
Фадигатти жалок. У него на протяжении всего фильма глаза бездомной побитой собачонки. Он как тень следует за предметом своей страсти, подглядывает за ним то во время тренировки, то когда тот в душе моется... Да и сам фильм оставляет после себя довольно гадливое чувство. Это даже не трагифарс, хотя задумывался как трагедия. И это одна из первых попыток разыграть карту ЛГБТ. Пробный шар, так сказать. Тогда, в 1987, когда был снят фильм, Европа была ещё другой: христианской, с традиционными семьями, а гей-браки не заключались даже в Нидерландах и Швеции.
  В конце-концов доктор-педик так достал Эральдо, что тот просто набил ему морду. Прилюдно. По возвращению в город Фадигатти подвергается всеобщему презрению и обструкции. Его выгоняют из больницы, где он работает, он вынужден закрыть свой кабинет. В итоге Фадигатти топится в реке, аки бедная Лиза, после того, как Эральдо уезжает во Францию, чтобы стать профессиональным боксёром, Нора бросает Давидо ради фашистского функционера и принимает католичество... А самого Давидо исключают из университета как еврея, но ему удаётся уцелеть и в конце-концов, как сообщают титры в финале, он становится известным писателем. Единственное, что в этом фильме хорошо - это прекрасная музыка Нино Рота.


Рецензии